Беар — Осторожно с чувствами других!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

178
гезель шейна

Недельная глава Беар

«Не огорчайте друг друга» (Ваикра, 25:17)

Есть известная история: однажды рав Барух Бер из Каменица обратился к одному из учащихся ешивы и попросил отправить письмо его ученику, раву Йоне из Минска (рав Йона Карпилов, автор книги «Йонат Элем»), который учился в ешиве «Мир», с просьбой приехать и помочь рав Барух Беру записать и подготовить к печати его уроки. Рав Йона был самым достойным и подходящим для этого человеком.

Рав Йона был одним из самых близких учеников рава Барух Бера, одним из немногих, которые понимали его глубокие уроки до конца. Он перешел учиться в «Мир» и был там – вместе с великим равом Арье Лейбом Малиным – избранным учеником. Потом они вместе поехали в Бриск поучиться у рава из Бриска и вернулись в ешиву, чтобы распространять его подход к учебе. А теперь рав Барух Бер попросил его приехать в Камениц, чтобы помочь издать его книгу. Как известно, свои открытия в Торе рав Барух Бер основывал на очень тонких понятиях и уроки он давал на идиш, разговорном языке. Нужно было обладать особым литературным талантом, чтобы точно передать его идеи, не упустив главного.

На следующий день рав Барух Бер позвал того ученика и спросил, отправил ли он письмо. Тот извинился, что, мол, написал письмо, но еще не отправил. Рав Барух Бер облегченно улыбнулся, как будто у него камень с плеч свалился: «Если вы еще не отправили письмо, то не отправляйте». – «Почему?» – удивился ученик.

«Честно говоря, — ответил глава ешивы, — нет подобного раву Йоне в способности подготовить книгу, это была бы большая польза для многих в глубоком понимании уроков. Но если увидят, что я попросил приехать человека из ешивы «Мир», то несколько лучших учеников нашей ешивы расстроятся – что, мол, они настолько не способны записать уроки, что нужно вызывать ученика из «Мира»? Поэтому я решил не звать его».

Наверное, вы решите, что речь идет о величайшей праведности рава Барух Бера. Но на самом деле, это закон Торы, и если бы он не повел себя так, он нарушил бы запрет де-орайта: «Не огорчайте друг друга» (Ваикра, 25:17). Ведь запрещается огорчать любого человека, как словами, так и поступками (см. «Игерет а-тшува» рабейну Йоны»). В книге «Хинух» сказано (заповедь 338): «Ничем не причинять боль людям и не делать ничего, что заставит их стыдиться».

Однако нужно здесь разобраться. Где мы находим, что если человек не имеет в виду огорчать другого, а это лишь побочный результат его действия, и на другой чаше весов – большая польза для многих людей, нужно отказаться от такой пользы и от того, чтобы удостоить многих, только, чтобы не причинить ни капли огорчения другому человеку?

Мы видим, что рав Барух Бер сделал это. Где же он нашел источник такого поведения? В Гемаре, в трактате «Брахот» (27б)! Когда мудрецы решили сместить с поста раббана Гамлиэля из-за его спора с рабби Йеошуа (а ведь «мудрецы первых поколений подобны ангелам», мы никакого представления не имеем об их спорах!), возник вопрос, кто будет назначен вместо него на пост наси. «Кого мы назначим? Рабби Йеошуа? Так ведь он здесь участник( бааль а-маасе)». То есть, из-за него сместили с поста раббана Гамлиэля. Комментирует Раши: «(Если назначат рабби Йеошуа), раббану Гамлиэлю будет причинено еще большее огорчение». Пишет комментатор Меири: «Даже когда возникает необходимость сместить уважаемого человека с его поста из-за некоего спора и т.п., не подобает назначить на этот пост того, кто был причиной смещения, даже если он достоин того. Ведь тогда тот, кого сместили, будет очень сильно огорчен. Поэтому здесь и сказано: «Кого мы назначим? Рабби Йеошуа? Так ведь он здесь участник». Подобное мы находим и в истории с Корахом: «Скажи Эльазару, сыну Аарона-коэна, пусть он извлечет совки (из пожарища, а угли высыпьте подальше)». Всевышний не желал говорить это самому Аарону, чтобы научить его нравственному поведению в подобном случае.

На первый взгляд, есть здесь различие. В случае с совками, если их извлечет Аарон, то родственники семей, которые спорили с Аароном, будут огорчены, а ведь нет особой разницы, возьмет их Аарон или Эльазар. Однако в вопросе, кто будет наси… Рабби Йеошуа был самым великим мудрецом поколения на тот момент, занимал пост главы раввинского суда раббана Гамлиэля, который сам поражался его невероятной мудрости, был великим как в открытой части Торы, так и в скрытой. Кроме того, он был одним из учеников раббана Йоханана бен Заккая во времена Бейт-Микдаша и служил в Бейт-Микдаше одним из левитов-певцов (все эти факты приводятся в разных трактатах Талмуда). Какой же потерей для всего народа Израиля будет избрание наси, уступающего рабби Йеошуа в знании Торы и мудрости!

Тем не менее, стоило отказаться от всей этой великой пользы и назначить рабби Эльазара бен Азарию, который был младше рабби Йеошуа на поколение (см. Тосафот, Шаббат, 54б), чтобы не задеть косвенным образом чувства раббана Гамлиэля!

В трактате «Брахот» (50а) говорится, что наши учителя разделяли трапезу с рош а-гола (главой диаспоры) и говорили отдельно зимун на троих. А почему не говорили отдельный зимун на десятерых? Чтобы не сердить главу диаспоры, поскольку отдельный зимун на десятерых вызывает его недовольство. Пишет Рашба: «Поскольку ему это будет неприятно, есть здесь некое неуважение к нему. А уважение к человеку настолько важно, что ставит на второе место даже заповедь мудрецов (де-рабанан. Брахот, 19б), а зимун на десятерых – это заповедь де-рабанан«.

В этом случае тоже – стоит упустить зимун с Именем Творца, чтобы не огорчать человека даже косвенным образом!

Один аврех рассказал мне, что в юности он удостоился переночевать в комнате у главы ешивы в Манчестере, рава Йеуды Сегаля. Сам он приготовил себе кружку и тазик для утреннего омовения рук около кровати, и был удивлен, что рав Сегаль встал раньше него и вышел из комнаты, чтобы омыть руки. Когда он задал вопрос, рав Йеуда объяснил: «Автор «Швут Яаков» постановляет, что в случае большой необходимости можно посчитать, что весь дом – как четыре локтя, и разрешается пройти до ванной. А ведь «украсть» у человека сон – это запрет Торы. Как же я могу устрожать? Это будет выполнение заповеди посредством греха!»

Правда, рав Хаим Каневский говорил, что понятие «кража сна» – это новое понятие учения мусар, однако если нарушают сон человека, это наверняка огорчает его. Рав Исраэль Салантер как-то сказал своему ученику раву Нафтали Зильбербергу, что следует отложить омовение рук утром (заповедь мудрецов), если это помешает спать другому, поскольку это запрет Торы!

Есть одна известная история. Как-то в Суккот рав Нафтали Берлин из Воложина заметил, что его внук, рав Хаим из Бриска, не благословляет на этрог, как делал это каждый год. Когда рав спросил внука, тот ответил, что это этрог из земли Израиля, который привезли на исходе седьмого года, а ведь плоды седьмого года запрещено вывозить из Святой Земли («Швиит», 6:5) Сказал рав Нафтали: «Если так, это вопрос и насчет моего этрога», и пошел домой.

Под утро постучались в сукку рава Хаима: «Дедушка зовет тебя». Тот испугался, вскочил, омыл руки и побежал в сукку рава Нафтали. Обнаружил его склоненным над книгами. Увидев внука, тот сообщил: «Я нашел верный путь, как этот этрог может быть кашерным, и можно на него благословлять», и начал излагать ему свои открытия. Рав Хаим извинился и прервал его, сказал, что он вначале должен сказать благословения на Тору. Начал произносить их, и вдруг заметил, что дедушка плачет горькими слезами. «Что случилось?» – встревожился он. Ответил рав Нафтали: «Если бы я знал, что ты спишь, ни за что не стал бы посылать за тобой и будить тебя! Но я и представить себе не мог, что в четыре утра ты все еще спишь…»

Заметим, что Рамбам подчеркивает («Илхот деот», 6:8), что запрет огорчать еврея относится «как к маленьким, так и к большим». Причем он написал «маленькие» вначале, в отличие от обычного, поскольку маленькие дети не могут прощать (по закону Торы лишь у совершеннолетнего можно попросить прощения и получить его – прим. пер.)!

Рав Моше Аарон Штерн, духовный наставник ешивы «Камениц», как-то молился в Шаббат в миньяне рава Хаима из Бриска у него дома. Пятилетний сын рава Штерна заснул на кровати рава Хаима. В конце молитвы рав Штерн подошел, чтобы разбудить мальчика, но рав велел ему: «Не буди его!» Рав Штерн объяснил: «Я не переношу вещи на улице (видимо, он не полагался на существующий эрув), и мой сын несет платки для нас обоих. Рав Хаим укоризненно посмотрел на него: «Из-за того, что ты хочешь устрожать, нужно будить ребенка ото сна?»

Перевод: г-жа Лея Шухман

 


http://www.beerot.ru/?p=90728