О тшуве — Исполнение воли Творца

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2832

Мы уже говорили в прошлой статье, что раскаяние – это возвращение наших душ к тому состоянию, которое им подобает: быть частью Б-жественного (хелек Элока миМааль). Мы также сказали, что для того, чтобы сделать тшуву, необходимо обратить свое сердце к Торе. Разберем подробнее, в чем состоит суть этих понятий.

Тора – это раскрытие воли Творца в нашем материальном мире. В этом мире Всевышний открывается в самых разных ситуациях, и в каждой из них человек может приблизиться к Творцу, жить в соответствии с Его Волей, тем самым возвращая свою душу на место, которое ей подобает, а вместе с душой прилепляются к Источнику Жизни и наши тела.

Человеческая душа – часть Б-жественного, и потому она черпает свою жизненную силу непосредственно из Источника Жизни. Поэтому нужно знать, что если мы выполняем Его волю, то тем самым мы живем жизнью нашей души, черпаем силы из нее, а точнее, посредством души черпаем силы из Источника Жизни. Имеются в виду не только силы души: жизнь тела, все его силы – их источник находится в душе. Радость от изучения Торы и исполнения заповедей – это удел человека в целом: и души, и тела.

Чтобы проиллюстрировать эту идею, рав Шимшон Давид Пинкус приводил такой пример: дурное начало приходит к ученику ешивы, говоря, что удовольствия можно получить только у него (а не от Торы, молитвы и других аспектов духовной жизни). Но именно это – самая большая ложь дурного начала. Нет большей радости для человека, чем изучение Торы, по-настоящему хорошая молитва, исполнение заповедей. Один из крупнейших воспитателей молодежи рав Йехиэль Якобсон рассказывал, что все те, кто отошли от Торы в погоне за мирскими удовольствиями, говорят одно и то же: мы потеряли вкус к жизни. Хазон Иш говорил о себе, что у него нет большего удовольствия в жизни, чем исполнять волю Творца.

Мы можем приблизиться к Творцу, только когда исполняем Его Волю, занимаемся Его Торой. Когда мы связаны с Источником, мы получаем уже сейчас ту жизненную силу и величайшее удовольствие, которые в полной мере сможем обрести и почувствовать только в мире грядущем.

Радость от близости к Творцу и является замыслом творения. Об этом пишет Рамхаль в «Месилат Йешарим»: мы созданы, чтобы наслаждаться Всевышним и получать удовольствие от Его Света (буквально «леитанег аль Ашем ве-лээнот ми зив Шхинато», см. начало главы 1). Несмотря на то, что в нашем мире мы не можем почувствовать этого в полной мере, даже тут у нас есть возможность исполнить сказанное в Теилим (36:9): «Попробуют и увидят, что хорош Б-г» (Тааму уреу ки тов Ашем). Попробовать нам дано уже в этом мире.

Несмотря на это, бывает и так, что человек учит Тору, но не получает большого удовольствия. Проблема заключается в том, что даже исполняя Его волю, мы не можем достаточно приблизиться к Нему, чтобы получить удовольствие. Это происходит потому, что приблизиться нам мешает отпечаток от грехов в наших душах – можно назвать это преградой (хацица).

Именно об этом говорил наш учитель Хазон Иш: человек, который разбирается во вкусе кугеля, не может почувствовать вкус «Кцот а-Хошен». Обращение сердца к кугелю противоречит обращению сердца к Торе. Человек, который знает вкус «Кцот А-Хошен», не пойдет искать кугель: невозможно променять большое удовольствие на маленькое.

Период, когда мы больше всего хотим приблизиться к Творцу, – это Рош а-Шана и Йом Кипур. Для этого в дни Элуля нам надо работать над собой, чтобы приучить себя получать от Торы больше удовольствия.

Разберем подробнее понятие Хаим би-Рцоно (жить по Его Воле). Если мы спросим себя, почему мы учим Тору и исполняем заповеди, то увидим, что часто нами движет не только повеление Всевышнего, но еще и другие соображения. Об этом написано в Пиркей Авот (глава 6): «Тот, кто учит Тору ради нее самой, удостаивается многого». О том, насколько сложно воплотить это в жизнь в совершенстве, говорит рав Хаим Виталь в «Шаар а-Акдамот», что трудно найти в его поколении человека, который учит Тору только ради нее самой, так как даже великие люди не удостоились тех величайших благословений, упомянутых в шестой главе Пиркей Авот.

Мы можем жить по воле Творца, только когда Его желания перевешивают наше собственное «Я».

В Рош а-Шана, в молитве после «Ташлиха» мы говорим: «Наше желание – исполнять Твою Волю» (рецонену – лаасот рецонеха). Истинное желание еврейской души – исполнять волю Творца. Очень важно вспоминать об этом чаще, чем раз в год.

Если же это от нас далеко, то Всевышний, в Своей милости, нас пробуждает – дает нам почувствовать свет Торы, молитвы, заповедей. Но мы должны подняться на уровень осознания и ощущения, что наша душа – это хелек Элока ми-Мааль, и на этом уровне направить также наши тела на исполнение Его Воли.

В главах Ки Таво и Ницавим Тора перечисляет страшнейшие проклятия нашему народу. Эти проклятия условные, их причина в том, что есть люди, отношение которых к Торе можно охарактеризовать как «себе на уме». Другими словами, они пытаются подстроить Тору под себя. Об этом говорится в недельной главе Ницавим (29:18): «Мир будет мне, когда по произволу сердца моего ходить буду». Ор а-Хаим (рав Хаим бен Атар, выдающийся комментатор Торы) комментирует это место так: человек думает, что в мире есть большие праведники, и их заслуги защитят его, но он сам может жить, как захочет. В продолжении этой главы есть такие слова: «Не возжелает Всевышний простить ему, ибо возгорится тогда гнев Б-га и ярость Его на того человека, и падут на него все проклятия, сказанные в этой книге, и сотрет Всевышний имя его». Таковы последствия отношения к Торе «себе на уме».

В главе Ки Таво перечисляются проклятия, которые заканчиваются словами (27:26): «Проклят тот, кто не осуществит слов этого закона исполнением их». Рабейну Йона говорит, что в этом месте имеется в виду тот, кто не примет на себя их исполнение. А Раши комментирует, что каждому проклятию предшествовало благословление. (Тот, кто исполнит – благословен, тот, кто не исполнит – проклят). В трактате Сота (32) наши мудрецы описывают это так: шесть колен поднялись на гору Гризим, и шесть колен – на гору Эйваль, а коэны, левиты и Арон а-кодеш – в низине между ними. Левиты повернули головы в сторону горы Гризим и начали благословлять: «Благословен тот, кто не сделает идола и изваяния». Народ отвечает «Амен». После этого левиты повернулись в сторону горы Эйваль и начали проклинать: «Проклят тот, кто сделает идол, изваяние…». Всевышний добр и желает нам максимально цельного добра, и суть проклятий и наказаний в том, чтобы отвратить нас от зла. Раши в нескольких местах приводит слова наших мудрецов, что качество добра Всевышнего всегда больше, чем качество суда, в 500 раз )Макот, 23а).

Эти проклятия – на все поколения. С другой стороны, там же перечисляются благословления (по мнению Раши) всему еврейскому народу. Граница между благословением и проклятием зависит от принятия человеком на себя Торы. То есть, если он посвящает свою жизнь исполнению воли Творца – то он Барух (благословен), если нет, то проклят.

Наши мудрецы говорят, что Элиэзер, который вышел из проклятого народа («арур Кнаан», Берейшит, 9:25), стал благословен после того, как в совершенстве исполнил волю Авраама найти подходящую невесту Ицхаку. Для него это было тяжелейшим испытанием – ведь он так хотел, чтобы Ицхак стал мужем его дочери. Именно когда Авраам сообщил ему, что это невозможно – не может благословенный породниться с проклятым, он принял этот тяжелейший удар и всецело исполнил волю Авраама (для него это было раскрытие в мире Воли Творца). Он стал благословен, ибо сделал себя полноценным исполнителем воли своего хозяина.

То, чего все мы хотим удостоиться – получить благословение. Для этого нам необходимо раскаяться и не жить с Всевышним по принципу «себе на уме», а принять на себя Его волю, выраженную в Торе. А если все же у нас появляются трудности, то нужно стараться понять, как приблизиться к Торе, а не как Тору подстроить под себя.

Подведем итог: полностью исполняя Волю Творца, все больше открывая наши сердца для Торы, мы можем вернуть наши души на предназначенное для них место (быть частью Б-га) и приблизить наши тела к служению, освящая их жизненным светом Торы.

Подготовила – Л. Закс


http://www.beerot.ru/?p=17641