Ховот а-Левавот — 14 — Врата упования — Раздел 7 — Какого рода вещи мешают человеку полагаться на Б-га

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1909

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ

Мы закончили обсуждать в этой части книги то, что сочли необходимым, принимая во внимание возможности нашего постижения; теперь же следовало бы объяснить, какого рода вещи мешают человеку полагаться на Б-га. [Прежде всего] сюда принадлежит все то, что мы относили к подобного рода вещам в первых трех частях нашей книги.

Помимо этого, к препятствиям относятся непонимание и невежество в Б-жественном, в том, кто есть Творец и докуда простирается Его доброта. Ведь тот, кто не ведает о милосердии Творца к Его созданиям, о том, как Он защищает их, надзирает и властвует над ними, и о том, насколько они ограничены и связаны Его волей, тот никогда не обретет спокойствия сердца и не найдет в Нем опору.

И еще к упомянутым препятствиям относится недостаточное знание и понимание заповедей Творца благословенного, то есть Его Торы, в которой Он повелевает нам уповать и полагаться на Него, как сказано (Малахи, 3:10): «…И испытайте Меня этим…», и также сказано (Йешаяу, 26:4): «Полагайтесь на Г-спода вовеки…».

И еще [к подобным препятствиям] относится склонность человека обращать свое сердце к непосредственным, видимым его глазу причинам. Он не знает, что чем ближе причина к объекту, на который она воздействует, тем слабее ее способность принести пользу или вред, а по мере того, как она отдаляется, сила ее воздействия и способность принести пользу или вред возрастает и становится более явной.

К примеру, когда царь желает наказать одного из своих рабов, он отдает распоряжение об этом своему наместнику, тот приказывает вельможе, тот – начальнику, начальник – стражнику, а стражник – палачам, которые исполняют наказание посредством предназначенных для того орудий. Кто же из всех названных менее всех способен облегчить или усилить наказание? Орудия, ибо они сами не вольны в своих действиях. Палачи более способны к этому, а стражник – еще более палачей, начальник – еще более, и т. д., а более всех – царь, ибо он, если захочет, может простить раба.

Ты видишь, что меньшая или большая способность причины воздействовать на объект зависит от ее близости или удаленности от него. Получается, что самое правильное – полагаться на Творца и сделать Его своей опорой, ибо Он приводит в действие все причины, будучи наиболее удаленным от объектов воздействия и потому [более всех] способным приносить им пользу или ущерб, как мы уже говорили. [Ясно, однако, что уподобление Царя небесного земному царю, часто встречаемое у наших пророков и мудрецов, может быть лишь частичным, как это видно из первой из 13 основ веры Рамбама (приводимых в сидуре Вильно): «…Он – причина бытия всего [остального, кроме Него], что есть [в мире]… И если мы попытаемся представить себе отсутствие всех [остальных], кроме Него, то от этого не прекратится существование Г-спода благословенного, и не будет в том ущерба [бытию Его], и довольно Ему бытия Его Самого…» Ясно, что сказанное может относиться лишь к Творцу, но никак не к царю из плоти и крови.]

В общем, человек тем более полагается на Б-га, чем больше знает о Нем, чем больше он верит в защиту Его и в великую заботу Б-га о его благе.

Ребенок в начале своей жизни возлагает упование свое на материнские груди, как сказано (Теилим, 22:10): «И упованием моим сделал грудь матери моей», а когда укрепится его разум, переносит упование свое на мать, столь заботливую к нему, как сказано (Теилим, 131:2): «[Ведь Ты знаешь, Г-споди], что уподобил я себя младенцу, уповающему на свою мать; душа моя [при Тебе] подобна младенцу [у матери]». А когда его разум укрепляется еще более, и он видит руководящую роль отца в отношениях между родителями, он переносит свое упование на отца, способного дать ему лучшую защиту, чем мать. Когда же укрепится его тело, и он станет способным обеспечить себя, занимаясь ремеслом, торговлей или чем-либо иным, он начинает полагаться на свою силу и ловкость – из-за непонимания того, какое великое добро делал ему Б-г до этого.

Рассказывают об одном праведном человеке, у которого был сосед – сойфер высокой квалификации, кормившийся этим ремеслом. Спросил его однажды этот человек: как твои дела? Тот ответил: у меня все хорошо, пока моя рука цела. Вечером того же дня он потерял руку, и не мог писать ею до конца своих дней. Это было ему наказанием от Б-га благословенного за то, что он полагался на свою руку.

А если человек получает свое пропитание от других людей, то он возлагает на них свое упование и полагается на них. Но когда его разум укрепляется еще более, и он видит, что эти люди [сами] не всесильны и нуждаются в милости Творца благословенного, он переносит свое упование на Него и полагается на Него в тех делах, над которыми у него самого нет никакой власти, и не может он сделать ничего другого, как полагаться на решения Творца, – в таких делах, как дожди [которые должны оросить] засеянные им поля, мореплавание, путешествие по пустыне, лишенной воды, наводнения, мор скота и тому подобное, как сказано (Ирмияу, 2:27): «Но в час злой для себя скажут: встань и спаси нас».

Когда же понимание человеком Б-жественного возрастает еще более, он полагается на [Творца] также и в тех делах, где уже в его власти повлиять в какой-то мере на успех своими усилиями и смекалкой, как, например, в добывании пропитания на работах опасных или физически тяжелых. И он оставит эти пути, полагаясь на то, что Б-г прокормит его посредством более легких занятий. Когда же его понимание укрепится еще более, он начнет полагаться на Б-га на всех своих путях, как тяжелых, так и легких, и тогда, идя ими, он будет направлять свою мысль на служение Б-гу и исполнение Его заповедей.

А когда его понимание укрепится еще более того, по великой милости Творца к Своим творениям, он будет с желанием принимать [все] то, что решит о нем Б-г, сердцем своим и устами, во внешних проявлениях и в глубине души, и будет рад всему, что делает ему Б-г, во всем, что касается жизни и смерти, бедности и богатства, здоровья и болезни, и не станет вожделеть ни к чему, кроме того, что избрал для него Б-г, и не пожелает ничего, кроме того, чего желает для него Б-г; он предает себя, и душу свою, и тело, на Его суд. Он не станет отдавать предпочтение одному из дел [связанных с добыванием пропитания] другому [полагая, что оно само по себе, а не помощь Б-га, может принести успех]. В делах этого мира он не пожелает для себя ничего другого, кроме того, что есть у него сейчас, как сказал один из тех, кто [по-настоящему] полагаются на Б-га: «Не бывало еще, чтобы я встал утром и пожелал чего-либо иного».

Когда понимание им [путей] Б-жественных укрепится еще более, и он познает цель творения своего и прихода своего в этот временный мир, и постигнет величие иного мира, мира вечного, он проникнется отвращением к этому миру и его материальным делам, и предаст себя, мысли свои, душу и тело, Б-гу благословенному. Пребывая в одиночестве, такой человек находит отраду в воспоминании о Нем, и тягостно ему без размышлений о величии Его. А когда он среди людей, все желание его – быть угодным лишь Б-гу, и тоскует душа его лишь о том, чтобы приблизиться к Нему. И радость от любви его [к Г-споду] властвует над ним более, чем радость от удовольствий этого мира – над людьми, преданными этому миру, и чем радость от [ожидания наслаждений] Будущего Мира – над ожидающими их. И это – высшая ступень в уповании на Б-га для чистейших избранников Его среди пророков и благочестивых, как сказало об этом Писание (Йешаяу, 26:8): «Также и на путях суда Твоего, Г-споди, надеялись мы на Тебя; к имени Твоему и памяти о Тебе – страсть души», и еще сказано (Теилим, 42:3): «Жаждет душа моя Б-га, Б-га живого». <…>

Так пусть же поместит нас Б-г, в милости Своей, среди тех, кто полагается на Него, кто предает себя Его суду в открытом и в сокрытом. Амен.

Этим заканчивается [четвертая часть нашей книги] – Врата упования на Б-га, Который есть Последний [Тот, кто пребудет после всего] и Первый [Тот, кто был до всего].

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=23049