Запрет произносить слова Торы, «Шма» и молитвы рядом с оголенными частями тела

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1785

Книга При Мегадим пишет в предисловии к 74-й и 75-й главам книги Шулхан Арух (раздел Орах Хаим):

Знай, что закон, запрещающий произносить «Шма» рядом с оголенными частями тела, распространяется на пять ситуаций:

  1. Произносящий видит свои срамные части
  2. Сердце произносящего видит его срамные части (то есть его торс ничем не отделен от нижней части тела). Например, этот запрет относится к тому, кто одел свободный плащ или балахон, и при этом на нем нет брюк, и он не перепоясан поясом. Другой пример: тот, кто спал под одеялом голый и вытащил голову из-под одеяла, чтобы произнести «Шма».
  3. Срамные части произносящего оголены. Например, тот, кто ходит по дому голый, даже если выставит голову наружу и прикроет свой торс, и таким образом не войдет ни в первую, ни во вторую категорию, все же не имеет права произносить «Шма», так как его срамные части оголены.
  4. Произносящий видит срамные части другого человека. При этом совершенно неважно, кто этот человек. Будь это мужчина или мальчик старше девяти лет, или женщина или девочка старше трех лет, тот, кто видит их срамные части, не имеет права произносить «Шма».
  5.  Сердце произносящего видит срамные части другого человека. (То есть торс произносящего ничем не отделен от срамных частей другого человека. Эта проблема возникает, например, если голый по пояс человек спит под одним одеялом с полностью голым человеком. В этом случае, даже если первый высунет голову из-под одеяла, ему нельзя будет произносить слова Торы.)

Первый и четвертый вариант, в которых речь идет о человеке, который видит срамные части, — это запрет Торы, как написано (Дварим 23:15): «пусть же будет стан твой свят, чтобы не увидел Он у тебя чего-либо срамного». (כִּי ה’ אֱלֹהֶיךָ מִתְהַלֵּךְ בְּקֶרֶב מַחֲנֶךָ לְהַצִּילְךָ וְלָתֵת אֹיְבֶיךָ לְפָנֶיךָ וְהָיָה מַחֲנֶיךָ קָדוֹשׁ וְלֹא יִרְאֶה בְךָ עֶרְוַת דָּבָר וְשָׁב מֵאַחֲרֶיךָ) Остальные варианты запрещены мудрецами. Тот, кто произносит молитвы, благословения или слова Торы в присутствии оголенных срамных частей тела, а также тот, кто отвечает на благословение другого, нарушает запрет. Но размышлять о словах Торы в такой ситуации разрешено.

(По Мишна Брура, раздел Биур Алаха, 74)


http://www.beerot.ru/?p=23937