Бехукотай — Труд над Торой несет добро в этот мир!

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

3412

Недельная глава Бехукотай

Ежегодный цикл чтения Торы начинается и заканчивается в праздник Симхат Тора. В соответствии с этим циклом каждый год недельная глава Бехукотай выпадает за неделю-две до праздника Шавуот. Но кроме этого, по закону Мишны у нас есть обязанность читать эту главу именно перед Шавуотом. Имеется в виду, что в те времена были места, где было принято читать Тору не как сейчас, заканчивая все 5 книг за год, а трехгодичным циклом. И, независимо от того, какая недельная глава выпадала на предпраздничную неделю, была обязанность читать перед Шавуотом именно главу Бехукотай в качестве особого чтения, подобно тому, как сейчас в Шаббат праздников читают главы, не связанные с годичным циклом.

Недельная глава Бехукотай говорит о великих благословениях и тяжелейших проклятиях. Возможно те, кто читают эту главу каждый год, успели привыкнуть и не вдумываются глубоко в написанное. Я помню, что когда я в первый раз читал проклятия, описанные в Торе, мне стало по-настоящему страшно! И тем более страшно должно стать всем нам, если мы поймем, что несмотря на то что они по большей части уже исполнились, у нас нет никакой гарантии, что это не повторится. При этом проклятия эти не связаны с какой-то датой (прошло число – можно вздохнуть спокойно). У проклятий есть причины, по которым они приходят. Если мы сможем найти способы исправить эти причины, то сможем избежать и самих проклятий. Смысл написанного в Торе – чтобы наш народ исправил причины проклятий и избежал их.

Начнем с хорошего. Как-то за Субботним столом мы с детьми обсуждали, где в Торе встречаются благословления и проклятия, и вспомнили, что начало всему – глава Берешит. В книге Берешит содержится благословение первому человеку – Адаму – чтобы он плодился и размножался и населял землю. Там есть также благословение Ноаха, а про Авраама сказано, что он сам – источник благословения. Также мы знаем известную историю благословения Ицхаком сыновей: Яакова и Эйсава. Благословение нашему народу в общем содержится именно в книге Берешит.

Тут же есть и первое проклятие первому человеку: «в поте лица будешь есть свой хлеб». Если мы углубимся в Тору, то увидим, что тому, кто по-настоящему живет по Торе, это проклятие заменяется тяжелым трудом на Торой. Хотелось бы попытаться проанализировать буквально в двух словах, в чем заключается благословение Торы, и как нам с вами удостоиться того, чтобы стать его источником как для себя, так и для своих близких и всего народа Израиля.

У нашей главы есть много разных прочтений и комментариев, но мне кажется наиболее верным в рамках этого урока пойти по пути толкования нашего великого учителя рава Шломо Ицхаки – известного всем Раши. Сказано в первом стихе: «Если вы будете идти по Моим законам». Толкование этого пасука возможно многими способами. Так, Ор а-Хаим приводит 42 комментария на этот стих (говорится, что эти 42 комментария ему открылись во сне, когда он удостоился руах а-кодеш). Буквальное понимание: всю свою жизнь мы должны строить по законам Торы. Однако следующий пасук – «и Мои заповеди будете хранить и исполнять» – Раши комментирует так: может быть, имеется в виду исполнение заповедей во фразе «будете идти по Моим законам»? Однако в чем тогда смысл написанного дальше «и заповеди Мои будете хранить и исполнять»? Раши пишет, что «идти по Моим законам» означает «ше тию амелим бе Тора» – т.е. тяжело трудиться над Торой. Не просто учеба, а именно «амаль» – тяжелый труд. Сказанное дальше про заповеди лишь дополняет первый стих: трудитесь тяжело над Торой, чтобы ее соблюдать и исполнять. Таким образом, весь первый стих нашей главы говорит не об исполнении заповедей, а о тяжелом труде над Торой с тем, чтобы ее соблюдать.

Здесь можно увидеть прямую связь с написанным: тяжелый труд над Торой сам по себе уже является причиной благословения. В этом – замена проклятия Адама: физический труд в поте лица, чтобы добыть себе пропитание, заменяется тяжелым трудом над Торой – в таком случае Всевышний Сам заботится о нашем пропитании, посылая все возможные благословения. Святая книга Зоар говорит, что даже сказанное в Берешит «трудиться в поте лица для добычи хлеба» подразумевает тяжелый труд над пониманием открытой части Торы. По сути же все комментаторы говорят похожие вещи: и прямое понимание написанного в Торе, и непрямое понимание, так, как это видит Зоар, сводятся к одному: благословение для нас возможно лишь там, где есть усердная работа в изучении Торы.

Благословение, обещанное Торой – это не просто результат, равный потраченным усилиям. Если в обычной ситуации человек вспахал поле, полил его и собрал в срок урожай, скажем, 5 тонн, то с помощью Всевышнего вопреки всем законам природы, прилагая минимум усилий, с того же участка можно будет собрать и 6, и 8 и даже 10 тонн урожая! Сказано об этом в Торе, что «у вас не будет времени между сбором одного вида урожая и началом другого».

Сказано далее: «вы будете есть хлеб свой в сытости». Понимание этой фразы очень простое: человек может съесть много и не быть сытым, а может съесть немного и насытиться. Следующее благословение: «и вы будете уверены жизнью в своей стране». С большой долей вероятности можно сказать, что уверенным сейчас может быть только человек с огромным битахоном – верой и упованием на Всевышнего. Дальше говорится «и Дам им мир на землю». Раши подробно разбирает особенность этого благословения и почему когда нет мира, то нет ничего. «И меч не пройдет через твою землю, даже попутно», «5 будут преследовать 100, а 100 – 10000», присутствие Шехины – многие благословения сказаны в нашей главе, и нельзя не отметить с грустью, как нам всем не хватает сегодня всех этих благословений…

Разберем подробнее то, в чем заключается секрет получения всех этих благословений – «амаль а Тора», тяжелый труд над Торой, о котором говорит Раши. Например, в последнее время стало издаваться все больше книг на многих языках, в том числе и налашон а-кодеш, задача которых облегчить человеку учебу. Проще говоря, уровень доступности материала – чтобы было понятно без труда. По поводу такого рода изданий есть много мнений. Так, наш великий учитель рав Шах (благословенна память праведника!) был против этого: человеку надо помочь войти в учебу, но вместе с тем человек должен сам работать над Торой, а не получать постоянно полностью разжеванный материал. Повторимся: условие благословений – тяжелый труд над Торой, а не легкое чтение. Если человек всю неделю тяжело трудится над Торой, то нет проблемы в том, чтобы в Шаббат почитать что-то полегче. Упоминается у наших мудрецов, что тот, кто тяжело трудится над Торой в течение недели, в Субботу может немного отдохнуть. Так, Хафец Хаим всю неделю углубленно изучал Гемару и алаху, работал над «Мишной Брура», а в Шаббат отдыхом для него было изучение Хумаша и мидрашей.

В трактате Санедрин есть место, где сказано, что человек изначально был создан для труда, и выхода из этого предназначения нет. Однако есть труд, для которого мы были изначально созданы, и есть труды, которые мы получаем дополнительно, когда занимаемся не тем, чем следовало бы. Гемара доказывает там же, что мы изначально были созданы именно для «амаль а-Тора», трудов над Торой. Всевышний приготовил для каждого из нас великое благословение, и если человек занимается тем, для чего создал его Всевышний – трудится над Торой – то получает уготованное для него благословение.

Человек учит Гемару и по ходу учебы находит непонятное, противоречивое место. Думает над объяснением сам – не получается. Открывает комментаторов. Читает их объяснения – вроде все логично, но ему все равно не понятно. По-настоящему трудящийся над Торой человек будет сидеть над непонятным отрывком до трех, даже до четырех часов ночи – пока не поймет. Рассказывают историю про двух величайших светочей Торы последних поколений: рава из Бриска – рава Ицхака-Зеева Соловейчика, и нашего великого учителя рава Шаха – автора книги «Ави Эзри». Некоторое время они оба жили в Иерусалиме и часто учились вместе. Как-то раз они столкнулись со сложным вопросом и никак не могли его решить. Было 3 часа ночи. Рав Шах уже ушел к себе домой, а рав из Бриска, оставшись дома, не прекратил искать решения и наконец нашел его. Он подозвал своего сына и сказал: беги к раву Лейзеру и скажи, что я нашел ответ на наш вопрос! Сын возразил: как же можно будить человека посреди ночи? Но рав Ицхак-Зеев был уверен: если бы рав Шах нашел ответ на вопрос, он тут же прислал бы кого-нибудь ему сообщить. А если он до сих пор не нашел ответа, то он точно не спит! Сын побежал к раву Шаху с радостным сообщением и действительно застал его бодрствующим и размышляющим над неразрешенным вопросом. Вся эта история – яркий пример того, каким должен быть «амаль а-Тора», тяжелый труд над Торой.

Настоящему труду над Торой предшествует правильное понимание того, как устроен мир: самое главное – это то, что написано в Торе, и для любого человека естественным является стремление постичь написанное. Если же человеку что-то непонятно, то это временная трудность, вызванная узостью его личного понимания и душевными помехами, мешающими его постижению. Такой человек будет трудиться, чтобы, прежде всего, эти помехи убрать и удостоиться полного понимания. Еще один очень важный ключ к пониманию Торы – освободить голову от посторонних мыслей. Каким бы занятым и важным ни был человек, какие бы глобальные вопросы ему ни приходилось решать, тяжелый труд над Торой принесет плоды только тогда, когда во время учебы человек будет сконцентрирован только на своей учебе.

Сегодня настоящий труд в Торе в чистом виде мы можем найти в наших ешивах. Юноши почти круглосуточно заняты только тем, что постигают мудрость Торы, не отвлекаясь на материальные заботы. Сказано, что тяжелый труд над Торой – это источник благословения, и если понимать написанное буквально, то получается, что источник благополучия для всего народа Израиля – бохурей ешива, студенты ешив, которые не просто тяжело трудятся над Торой, а живут Торой, думают о Торе, вся жизнь их построена таким трудом над Торой. Переводя на государственный язык – укрепление ешив должно было бы стать лучшей политической программой: экономические проблемы, внешняя угроза, рост уровня преступности – все эти проблемы способна решить программа укрепления и поддержки ешив, и эта программа бесспорна, потому что написана в Торе. Благо нашего народа зависит от нас – насколько мы по-настоящему глубоко и тщательно трудимся над Торой. Рамхаль, автор знаменитой книги «Месилат Йешарим» пишет: если человек хочет действительно нести добро в мир, ему следует усилить Тору.

Одно из благословений, обещанных в Торе – 5 будут гнаться за 100, а 100 – за 10000. Раши отмечает, что здесь не соблюдена пропорция: в первом случае 1:20, а во втором – 1:100. Раши продолжает: есть разница в том, единицы занимаются Торой или же много людей вместе. Именно поэтому у 5 человек есть силы лишь против 100, а у многих – 100 человек, изучающих Тору – есть силы побеждать 10000. Этот принцип верен во всех случаях: чем больше бней ешивот изучают Тору, тем больше сила у народа Израиля: 5000 – это хорошо, но сила 50000 намного больше! К сожалению, мы с вами живем в такое время, когда многие люди на Святой Земле просто не понимают, что они делают. Как сказал рав Бенцион Зильбер, они «рубят сук, на котором сидят».

Первая книга, которую издал рав Ицхак Зильбер – «Пламя не спалит тебя» – о вечности еврейского народа. Эта книга основывается на одной основной идее: слова Торы исполняются! Если в святой книге говорится о том, что серьезное глубокое изучение Торы – причина всех благословений, это не изменяется с течением времени, это было с начала существования народа и будет всегда. О тех, кто строит свою жизнь, не считаясь с этим благословением, сказано в Теилим: тот, кто хочет построить город и его хранить, занимается бессмысленной работой, если Всевышний этого не захочет.

Как мы говорили выше, источник благословения – упорный труд над Торой. Я знаком с одним меценатом, успешным бизнесменом, который придумал способ, как выгодно вкладывать деньги. Этот человек организовал специальную стипендию, довольно большую по сравнению с обычной стипендией в колеле, которую он выплачивает участникам программы непрерывного изучения Торы. По этой программе человек должен учиться 12 часов в день непрерывно: 5 часов до обеда. 5 часов после обеда и 2 часа вечером. Эта программа поддерживается во многих колелях Святой земли. Многие аврехим нашего колеля, в том числе русскоязычного отделения «Йешиват а-Ран», учатся по этой программе. Меценат, который эту программу спонсирует, очевидно, очень выгодно вложил деньги, и мы желаем, чтобы обещанное в Торе благословение через труд над Торой исполнилось для него, его близких и всех нас и в Грядущем мире, и в мире настоящем.

Тяжесть проклятий, к сожалению, мы также успели на себе испытать. В начале нашей главы приводятся просто ужасные проклятия, включая поедание мяса собственных детей… Начинается со слов «и не будете Меня слушаться». Раши комментирует это: «не будете слушаться – т. е. не будете тяжело работать над Торой». Далее говорится «и не будете делать Мои заповеди», что Раши комментирует так: «сначала не будете их учить, а потом и не будете их исполнять». Здесь есть глубокая идея, которую отметил Хазон Иш в книге «Эмуна у-Битахон»: если человек работает над алахой, над Торой, то он обретает в сердце любовь к тщательному изучению Торы и исполнению алахи. Он чувствует закон, живет им и соблюдает его. Если же человек не трудится над Торой, то для него уже нет разницы, соблюдать его или нет, тем более, если соблюдение трудно. По сути, идея Раши в том, что причина всех проклятий – это деградация нашего народа: сначала не слушать, не трудиться над Торой, а потом и не соблюдать.

Раши приводит еще одно объяснение: «не слушаться» – значит знать своего Господина и бунтовать против него. Казалось бы, это не выглядит как бунт – «простое» нежелание трудиться над Торой. Однако, когда человек знает волю Всевышнего – чтобы мы тяжело работали над Торой – и при этом не делает этого, пренебрегает заповедью изучения Торы – это и есть настоящий бунт против Творца.

Здесь видится уместным привести историю, которую рассказал великий наставник народа Израиля рав Исер Залман Мельцер. Как-то к нему пришел один очень достойный еврей, который учился много лет, и вручил ему рукописи со словами: «это – мои последние открытия в Торе». Почему же последние, откуда такое отчаяние? Еврей объяснил: «много лет назад у меня начались проблемы со зрением. Мне было тяжело, но я все равно старался учиться. В какой-то момент я решил, что уже слишком стар для такой напряженной учебы, довольно с меня, буду повторять то, что выучил, по памяти, разбирать мелкие буквы – не для меня. Как только я принял такое решение, буквально в то же время я полностью ослеп. Я стал ходить по врачам, но все они разводили руками: ты уже много лет ничего не видишь! Получается, что все эти годы я видел лишь в силу того, что тяжело работал над Торой!»

Другой пример тяжкого труда над Торой, свидетелем которого я стал – последние годы моего великого учителя рава Хаима Камиля. За четырнадцать лет до своей смерти рав Камиль почти полностью потерял зрение. Его близкие ученики, когда узнали об этом, буквально схватились за голову: что теперь будет с нашим учителем? Как он сможет без своих книг? Помню, когда до меня дошел слух о состоянии рава Камиля, я позвонил его жене спросить, что происходит. Она сказала – ничего не изменилось! Рав Хаим Камиль, как и раньше, сидит с книгой и пытается учиться! У него не получается, и это, безусловно, его раздражает, но по нему ничего не видно, он, как и прежде, погружен в учебу. Позже, когда я немного привык к его новому состоянию, я не переставал поражаться силе духа и великой любви к Торе: мой учитель придумывал всевозможные способы, организовывал свой день и планы так, чтобы иметь возможность учиться. Просил, чтобы ему начитывали, учился в хавруте, повторял по памяти. Как сказал второй глава ешивы Офаким, рав Горовиц, рав Камиль четырнадцать лет учился «без глаз», и в большой степени именно благодаря тем неимоверным усилиям, которые ему приходилось прилагать для такой полноценной учебы, уровень его за эти годы поднялся чрезвычайно высоко.

Так же как источник всех благословений – тяжелый труд над Торой, отход от труда над Торой приводит ко всевозможным бедам. Когда наше рвение в учебе и наш уровень работы над Торой опускается, это приводит автоматически к тому, что и наш уровень соблюдения опускается. Следующий уровень – «и будете законами Моими пренебрегать». По мнению Раши, он речь идет о пренебрежении теми, кто эти законы соблюдает. Типичное мнение: «Эти ешиботники и аврехи – бездельники, протирают штаны в своих ешивах. Лучше бы пошли подметать улицы!» Следующий уровень падения – «Мои законы их душа отвергает». По Раши это ненависть к мудрецам Торы.

До этого речь шла о религиозных людях. Следующий же уровень – когда человек почти теряет связь с Создателем, начинает мешать другим учиться и соблюдать заповеди. То есть, это уже не просто юноша, который вместо того, чтобы учиться в ешиве, записывается добровольцем в армию. Такой юноша сам активно мешает другим учиться! Следующий же уровень абсолютно исключает человека из народа Израиля, поскольку он уже совершенно отрицает Творца и то, что Он нам заповедовал.

Раши говорит, что есть семь преступлений, в ряду которых первое преступление влечет за собой следующее: не учился, не исполнил, пренебрегает теми, кто соблюдает, ненавидит мудрецов Торы, мешает другим и препятствует исполнению Торы, отрицает заповеди, отрицает основы Торы. Это – путь падения, который является причиной всех проклятий нашей главы.

Мы подходим к объяснению причины того, почему нашу недельную главу, содержащую благословения и проклятия, читают именно перед Шавуотом. Как хороший врач, который предупреждает пациента о том, чем опасна его болезнь и отсутствие лечения, Всевышний предупреждает нас перед получением Торы: знайте, вы принимаете Тору и обязанность тяжелого труда над ней, и все благословения зависят от этого. Если же вы пренебрегаете трудом над Торой, путь ваш плачевен: семь ступеней падения ждут вас, а в самом низу – то, что мы видим вокруг себя слишком часто.

Больше десяти лет назад, когда умер мой отец и я сидел шива, утешить меня приехал один наш дальний родственник из городка Балта под Одессой. Этот мой дальний родственник, Яков Спивак, тоже уже умер, и при жизни он был хорошим человеком, врачом. Он рассказал, что когда в Балту пришла известная дурной славой Евсекция ВКП(б), представители ее пришли в синагогу, собрали все свитки Торы, святые книги, тфилин и сожгли. Он был тогда ребенком, но запомнил на всю жизнь то чувство растерянности и потрясения, которое охватило всех вокруг. Это – пример того, куда может привести последовательное нарушение всех заповедей, куда приводят семь ступеней духовного падения.

Люди, живущие в Израиле, часто не понимают, к чему может привести такое всеобщее падение: кто осмелится что-то подобное сделать? Все в порядке! Мы же, евреи, пережившие Советский Союз, знаем, куда это может привести! Те же, кто не знает, может прочитать об этом в книге рава Ицхака Зильбера. Он пишет, что Евсекция, Еврейская секция ВКП(б) – это был настоящий Амалек! Когда ко мне на шиву приехал глава ешивы Офаким рав Горовиц и я пересказал ему эту историю, он ответил – тут нечему удивляться! В тех местах часто велись разговоры с пренебрежением к мудрецам Торы! Началось с малого – и окончилось такой трагедией.

В Шавуот нам нужно принять на себя Тору заново и постараться при этом максимально принять на себя амаль а-Тора. И у тех, кто учится целый день, и у тех, кто учится час или несколько часов, учеба должна быть не поверхностной и легкой, а должна стать тяжелой работой над Торой. Устал – встань, встряхнись, умой лицо холодной водой; не получается, не понимаешь – повтори еще раз, посмотри комментарии. Сколько бы человек не учился – целый день или всего несколько часов – его учеба должна стать трудом над Торой. Даже если времени на учебу в располагающей обстановке бейт мидраша катастрофически не хватает, трудиться над Торой можно и нужно в перерывах и в дороге. Йецер а-ра будет всячески мешать и приводить тысячу причин для того, чтобы мы этого не делали, но с ним будет намного легче справиться, если постоянно помнить о том, что труд над Торой – это источник благословений, а отход то Торы – источник всех проклятий и несчастий. С Б-жьей помощью хочется пожелать всем нам пробудиться к истинной тшуве, к возвращению к Торе, к возвращению к тому, чтобы мы действительно любили друг друга. Дай Б-г, чтобы мы удостоились прийти к Шавуоту так, как говорит Раши на главу Итро: «и пришел Израиль и стал напротив горы» – в единственном числе, потому что евреи были едины. Когда мы любим всех братьев евреев, и у нас действительно болит за то, что кто-то живет неправильно, мы сможем получить Тору совершенно на другом уровне.

Основа всех благословений – «амаль а-Тора», напряженный труд над Торой. Еще один намек на благословение мы видим в обычае, принятом в большинстве общин Израиля – в ночь Шавуота учиться непрерывно. Одно из объяснений этому, основанное на нашей недельной главе – мы заново принимаем Тору через «амаль а-Тора». Учиться всю ночь совсем непросто, и тот, кто трудится над Торой всю ночь, получает много благословений: Тора освещает его жизнь, превращается для него в ор а-хаим, свет жизни, и ор самеах, свет радости. Дай Б-г удостоиться всем нам и нашим детям жизненной силы Торы, света Торы и радости Торы.

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=25722