Врата служения — Главы 31-35

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

1597
138 врат

Глава 31

Еще следует тебе знать то, что касается изменения и улучшения качеств человека. Известно в медицине, что тот, кто ел слишком много и заболел от обжорства, должен есть как можно меньше, даже меньше необходимого. И если бы можно было обойтись без еды, было бы благом ему не есть ничего, пока не поправится. А если болезнь ему причинила согревающая тело пища, не стоит ему употреблять ее вовсе. Пусть ест лишь пищу, охлаждающую тело, пока не вернется к нормальному состоянию. Так и любая болезнь, причиненная чем-либо, может быть исцелена противоположностью своей причины. Противоположное вернет больного к норме. Так же и тот, кто страдает недугом духовным, может исцелиться от своей болезни только противоположностью того, что к ней привело. Если прельстился он своим вожделением и согрешил, пусть отдалится от приведшего к греху и не употребляет его даже и в меру необходимости, пока не исцелится полностью и не вернет себе прежнее «здоровье», так, что перестанет испытывать вожделение к причине греха и думать о ней. И так – пока не станет сердце его твердо в страхе перед Б-гом, как прежде.

Глава 32

Как мы уже говорили, тот, кто в совершенстве служит Б-гу, хотя и использует качества вожделеющей души – качества дурного начала – ради поддержания сил души и тела, служа ими Создателю, крайне осторожен при этом в том, чтобы избегать всякого наслаждения. Он старается не допустить никакого намерения получать удовольствие, намереваясь исключительно служить Творцу. Как сказал наш святой учитель раби Йеуда а-Наси (Ктубот, 104а): «Трудился я (над Торой) десятью пальцами моими и не наслаждался и мизинцем». Он оставил все наслаждения мира и отделился от них так, что не осталось у него злого начала. Он не намеревался заниматься ничем в мире, кроме служения Творцу, благословен Он.

Глава 33

И тот, кто достиг такой ступени служения, назван «человеком Б-га», подобным ангелу, как будто не обладающему телом. В этом и смысл повеления уничтожить квасное и закваску, полученного евреями при выходе из Египта. Всевышний велел им не оставлять в своем владении никакой закваски (указывающей на злое начало) – в знак того, чтобы не осталось у них ничего от злого начала, чтобы все они стали подобны ангелам, обладающим лишь началом добрым. Так достигли они во время дарования Торы ступени великих пророков, как сказано мудрецами (Мехильта, Бешалах, 3): видела рабыня на море то, чего не видели пророки Йешаяу и Йехезкель. И тем более – в час дарования Торы.

Тем не менее, Надав и Авиу и семьдесят старцев были наказаны за то, что наслаждались сиянием Шхины, как сказано (Шмот, 24:11): «И узрели Б-га». Из того же, что говорится далее «И к избранникам сынов Израиля не простер Он руки Своей», мы видим, что они были достойны наказания, а только Всевышний отложил его, чтобы не омрачать радости. И поскольку при получении Торы евреи были увенчаны святыми Именами – из Имен Всевышнего – не властен был над ними никакой ангел, и могли бы они жить жизнью вечной, подобно ангелам. Затем, совершив из-за эрев рав грех золотого тельца, лишились они этих венцов. Как сказано (Шмот, 33:5-6): «А теперь сними убранство твое с себя… И оставили сыны Израиля убранство свое с горы Хорев». Тем самым приняли на себя смерть как искупление, ибо увидели они, что ослабли, и не в силах пребывать на уровне ангелов. Как сказано (Теилим, 82:6): «Я сказал – Б-жественны вы …» – Я вознес вас, как ангелов, живущих вечно. И далее: «и ведь, как человек, умрете вы» – ибо не смогли устоять на этой ступени. Как первый человек, Адам, обладавший такой мудростью, разумением и знанием, что мог давать имена всем животным, птицам и людям, каждому – имя, соответствующее ему. Адам обитал в Ган-Эдене и повелевал ангелами, но, согрешив из-за жены, не смог более пребывать на прежней ступени. Он и потомство его были обречены на смерть. Поэтому человек совершенный не прельстится никаким вожделением и не обратится ни к какому наслаждению мира, уподобившись, таким образом, ангелу Г-спода Воинств. Сказано и об ангелах, что они увенчаны Именами Всевышнего (Теилим, 68:18): «Колесница Б-га – две мириады, тысячи ангелов, мой Г-сподь с ними в святости на Синае».

Для Израиля эти вещи названы оружием. Пока было на них это убранство, не страшились они ни народов мира, ни Ангела Смерти. Так перевел и Онкелос עדין(убранство твое) – תיקון זינך (оружие твое).

Глава 34

Произнося слова «всей душой твоею», следует иметь в виду сказанное мудрецами (Брахот, 54а): «даже когда Он берет Себе душу твою». Следует любить Б-га и служить Ему всей душой, чтобы быть готовым освятить Имя Небес, когда… [далее часть рукописи утрачена].

«И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» – предписывающая заповедь прикрепить мезузу на всех входах дома. И поскольку глава «Шма» – ключ к страху перед Небом, по повелению Всевышнего он пять раз встречается нам в повседневной жизни, напоминая нам во всякий час о долге службы Творцу в страхе и трепете. Дважды мы произносим эту главу при чтении «Шма» с подлинным намерением сердца, о котором шла речь ранее, – утром и вечером. Третий раз он встречается нам в тфилин на руке, четвертый – на голове, и пятый раз – в мезузе.

Таким образом, мы объяснили вкратце некоторые из повседневных обязанностей служения Всевышнему всеми качествами.

Глава 35

Как объяснили мы прежде, тот, кто в совершенстве служит Всевышнему, подобен ангелу Б-га Воинств. Он стремится всегда следовать путями Творца своего, желая единения с Ним в страхе и любви, и служа Ему всем сердцем своим, всей душой своей и всеми силами своими. Он старается всегда подниматься от ступени к ступени, привязываясь и соединяясь душой с высшим миром, миром духовным, миром ангелов, служителей Всевышнего. Пребывая при жизни в нашем мире, такой человек подобен ангелу служения, стремясь всегда достичь новых духовных ступеней и всегда служа Б-гу. Он всегда избегает стремлений плоти, стремлений нижнего мира и животной души. Он не пожелает наслаждаться ничем, принадлежащим этому миру. Ведь и мир он видит не с точки зрения тела, но все, чем воспользуется он в этом мире – не для собственного удовольствия, не дай Б-г, а лишь для служения Творцу.

Он способен, в силу своей мудрости, не извлекать ни из какого действия в мире плотского наслаждения, так, чтобы и во время самого действия оставалась бы душа его привязана к миру истинному. Он подобен ангелам служения, которым чуждо плотское наслаждение, и лишь наслаждение духовное испытывают они в служении Творцу. Поэтому назван такой служитель Творца «человеком Б-га» и ангелом – «ибо ангел Г-спода Воинств он». И так говорят о таком мудрецы наши (Шабат, 102б, Авода Зара, 10б): «это не человек», «это не человек, рожденный женщиной» (но ангел). Ибо он подобен ангелам, которых ничто не привлекает в мире нижнем, а только – в высшем.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=2779