Хафец Хаим — Законы лашон а-ра и рехилут — 3 — Введение — Запреты

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1815

Запреты (продолжение)

[Примечание автора к пункту 14, которым заканчивался предыдущий материал, напечатанный в «Беерот Ицхак» № 64]

Знай, что привычные к рехилуту очень часто нарушают запрет позорить ближнего… И я хочу объяснить здесь, сколько запретов Торы нарушает обладатель этого скверного качества – привычки к греху рехилут. Реувен сообщает Шимону: «Леви говорил мне о тебе то-то и то-то» (и тем самым Реувен уже преступает запрет Торы, [Ваикра, 19:16]: «Не ходи как рахиль в народе твоем» и прочие запретительные и повелительные заповеди, связанные с этим). Шимон верит ему (и тем преступает запрет Торы, [Шмот, 23:1]: «Не внимай ложному слуху», и прочие заповеди, связанные с этим). А после этого, когда Шимон встречает Леви, он начинает бранить и стыдить его (и тем нарушает запрет, [Ваикра, 25:17]: «И не обижайте друг друга»; и неужели из-за того, что он поверил злословию, будто Леви злословил о нем, ему позволяется теперь обижать Леви?) А Леви не понимает: «За что и почему ты меня так ругаешь?» – пока Шимон в гневе не говорит ему: «Почему ты говорил обо мне плохое Реувену? Ты, верно, думал, что я этого не знаю, а Реувен рассказал мне!» (И Шимон преступает при этом запрет Торы: «Не ходи как рахиль и т. д.» – и это, как говорят все законоучители, относится также и к случаю, когда тот рахиль говорит правду). А Леви отвечает: «То, что говорил тебе обо мне Реувен – неправда, и ты ругал меня зря!»

А после этого, когда Шимон встречает Реувена, дурное побуждение подстрекает его довести начатый грех до конца «наилучшим образом», и он говорит ему: «Своим враньем ты натравил меня на Леви понапрасну! Он сказал мне, что ничего того, о чем ты говоришь, не было!» И вот – один грех влечет за собой другой, и Реувен отвечает: «Пойдем со мной, и я повторю все, что говорил тебе, ему в лицо!» И, как обычно бывает – «когда намеревается человек оскверниться – открывают ему» [с Небес дорогу к этому]. Они идут и встречают Леви, и Шимон говорит Реувену: «Ну, говори ему!» А тот, во всеоружии всей наглости своей, обращается к Леви: «Ты говорил мне о нем то-то и то-то!» (И он вновь преступает запрет: «Не ходи как рахиль в народе твоем», который, как уже отмечалось, относится также и к истинным рассказам). Леви моментально бледнеет. (И Реувен нарушает здесь также запрет [Ваикра, 19:17]: «Не возводи на него [вину] греха», со всем, что говорилось об этом выше). И Леви отвечает: «Я действительно говорил это – но не в таком духе и не с такой интонацией!» – как известно, одно движение или жест могут изменить в рассказе многое. А Шимон отвечает ему: «Даже если ты теперь будешь отрицать тысячу раз, я тебе не поверю – после того, как Реувен повторил перед тобой твой рассказ!» (И Шимон снова нарушает при этом запрет: «Не внимай ложному слуху», как я объясню это далее – ведь Тора запрещает верить злоязычию в любом случае. И разве из-за того, что этот злодей набрался перед ним наглости пересказывать свое злословие, отменяется запрет «Не внимай ложному слуху»? Это будет разъяснено, если будет на то воля Всевышнего, далее в правиле 7, п. 2).

И вот – ты видишь, каким образом множество упомянутых выше запретов были нарушены из-за привязанности к этому страшному качеству – рехилут! Ведь если бы Реувен шел путями Всевышнего, он бы молчал и готов был стерпеть, что Шимон подозревает его во лжи с его рассказом о Леви, и не пошел бы он с Шимоном к Леви, чтобы добавить себе новых грехов к первоначальному греху рехилут. Да убережет нас Всевышний от этого качества!

(15) Если тот, о ком говорят это сирота или вдова, даже богатые, то говорящий при них что-то дурное преступает также другой запрет (Шмот, 22:21): «Никакой вдовы, ни сироты не обижайте». Этим Тора предупреждает нас – не задевать словом и не причинять им сердечной боли никоим образом, и о наказании сказала Тора (там, 22:22‑23): «…Услышу Я вопль его. И возгорится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» [по принципу «мера за меру»].

(16) А иногда [вместе со злоязычием и рехилутом] человек преступает также запретханифа – угодничества, который, по мнению многих гаонов, является полноценным самостоятельным запретом и выражен следующими словами Торы (Бемидбар, 35:33): «И не тахнифу – не [оскверняйте грехом] угодничества землю, на которой вы». Например, занимающийся злословием или рхилутом угодничает перед слушающим, который, как он знает, и прежде не любил того, о ком он рассказывает, и таким образом пытается завоевать его расположение. И это – тяжкое злодеяние: мало того, что рассказывающий не порицает слушающего за ненависть, которую тот питает к ближнему (ведь порицание [по поводу всякого греха] – повелительная заповедь Торы [как сказано (Ваикра, 19:17): «Порицай ближнего твоего»]), а, напротив, своим рассказом укрепляет ненависть, которая была и раньше. И слушающий будет из-за него ненавидеть того человека все больше и больше, и зародится из этого новый раздор и прочие злодеяния, да убережет нас Б-г.

И знай, что злодеяние это, из-за многих наших грехов, весьма распространено. Например, один рассказывает что-то в осуждение ближнего, а слушающий, хотя и понимает, что дело это нехорошее, кивает головой и временами сам вставляет слово в поддержку, – потому, что рассказывающий – важный человек, который ему полезен, или же боится, что его сочтут не очень умным и т. п. И дурное побуждение подстрекает его согласиться с рассказом в этой затруднительной ситуации. Но знай, брат мой, что здесь он преступает запрет на угодничество, даже если только добавляет несколько слов.

И к этому относится сказанное в Писании (Мишлей, 23:2): «И приставь нож к глотке своей, если [хочешь сохранить] душу». Это означает, что человек должен, даже подвергая себя опасности, не брать на душу свою такой тяжкий грех. И в согласии с Торой он должен, когда доходит до дела, изо всех сил стараться хотя бы не помогать рассказчику – ни одним движением, показывающим, будто он согласен с его рассказом. К этому относятся слова наших мудрецов (Эдуйот, 5:6): «Лучше для человека, чтобы его называли глупцом все дни его жизни, лишь бы не стать даже на один час злодеем перед Всевышним». Сказанное относится к случаю, когда слушающему ясно, что порицание его не окажет действия на рассказчика, ибо в противном случае он, несомненно, обязан также и порицать, как это будет объясняться, если пожелает того Всевышний, далее, в законах о злоязычии, правило 6.

(17) А иногда нарушается еще один запрет, как это бывает из-за многих наших грехов, когда злословят в гневе, а под горячую руку еще и проклинают, иногда даже с именем Всевышнего – пусть даже не на святом языке. При этом преступают явный самостоятельный запрет Торы (Ваикра, 19:14): «Не проклинай глухого» (и Тора хочет этим сказать: «даже глухого, и тем более того, кто не глух», как это объясняется в Хошен Мишпат, 27:1).

Итак, мы привели здесь семнадцать запретов, которые преступают обычно при злословии и рехилуте, даже когда рассказывают только евреям. Но если злословят о еврее перед неевреем, то запрет еще больше и строже, и подпадает под определение «выдачи» [еврея в руки неевреев], как это будет объясняться далее, по воле Всевышнего, в законах о злоязычии, правило восьмое. И многие из перечисленных запретов, за которые полагается смерть с Небес, как, например, запрет плохо говорить о вдове и сироте, или на осквернение имени Всевышнего, и имеющие отношение к будущему миру, как например, прилюдно позорить ближнего или возвышать себя за счет его позора. Все они нарушаются тем, кто приучил себя к злоязычию и рехилуту. И все это будет объясняться, если будет на то воля Всевышнего, далее.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=2937