17 Тамуза — Духовные стены и проломы в них

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1997

Мишна в трактате Таанит называет пять тяжких событий, произошедших 17 Тамуза. Первое из них – это разбитие скрижалей, когда Моше, пробыв на горе Синай 40 дней, вернулся в стан и увидел веселье и пляски вокруг тельца. Есть интересное замечание: в мишне причиной траура и поста называется не создание золотого тельца, а именно разбитие скрижалей. Сказано: «Пять событий случилось с нашими отцами 17 Тамуза, и пять – 9 Ава. 17 Тамуза – были разбиты скрижали…» О разбитии скрижалей сказано, что это решение принял Моше самостоятельно, увидев, какие страшные вещи происходят в стане, что это не было указанием Всевышнего. Говорится об этом: заповедь о пасхальной жертве не относится к отошедшему от Торы; как можно давать Тору народу, который весь – отступники?

Говорят наши мудрецы, исходя из намеков в Торе, об отличиях первых скрижалей от вторых. Так, первые скрижали имели Б-жественное происхождение, а вторые скрижали были вырублены самим Моше. Кроме того, первые скрижали имели чудесное свойство: когда человек видел написанное на них, то Тора сразу же запоминалась и никогда не забывалась. То есть обретение Торы было возможно без труда. Благодаря тому, что Тора приобреталась без труда, это могло привести к тому, что даже человек недостойный знал бы всю Тору. Обретение Торы недостойным человеком приравнивается к категории хилуль Ашем, осквернению Имени Всевышнего. По совокупности причин Моше разбил первые чудесные скрижали, а потом по велению Творца сам вырубил вторые скрижали, которые качественно отличались от первых.

Изначально, как мы говорили, Всевышний повелел Моше самому вырубить эти скрижали, и это подобно тому, как мы должны подготовить себя к восприятию Торы. Чтобы Тора впиталась в сердце, надо, чтобы сердце было к этому готово. Об этом есть замечательные слова в Мидраше Танхума. Кто может по-настоящему постичь Тору? Тот, кто любит Всевышнего всем сердцем, потому что имеющий недостаток в этом не в состоянии нести на себе бремя изучения устной Торы. Следует помнить каждый день, что те, вторые скрижали не были разбиты – они лишь были спрятаны до подходящих времен. Это значит, что у нас есть верный путь постижения Торы в этом мире, соответствующий вторым скрижалям: тяжкий труд над Торой в сочетании с максимальной любовью к Творцу. Если мы следуем этому пути, то осуществляется сказанное: тот, кто трудится, тот находит – то есть, получает знание как находку, в подарок, однако в силу желания и усилий ради обретения Торы.

17 Тамуза начинается период, называемый «бейн а-мецарим» – меж теснин. У нас есть несколько постов: пост 10 Тевета в память о начале осады Иерусалима, 17 Тамуза – день, когда была проломлена стена города, 9 Ава – разрушение Храма, и 3 Тишрея – пост Гедалии в память о гибели праведника Гедалии. О нем сказано, во-первых, что этот день явился концом разрушения нашей общины на Святой Земле после разрушения Храма и, во-вторых, что смерть праведника сравнивается с разрушением Храма.

Мудрецы приводят много причин разрушения Храмов. Одна из причин – несмотря на то что в те времена много занимались Торой, «на Тору не благословляли». Поясним: Тора в нашем мире – причина и способ раскрытия Б-жественного присутствия. Тора по своей сути связывает нас со Всевышним. В книге Зоар сказано, что Всевышний, Тора и Израиль едины. От человека лишь требуется, чтобы он изучал Тору с намерением раскрыть присутствие Всевышнего в этом мире.  Раскрытие замысла Всевышнего называется Тора лишма – изучение Торы ради нее самой. Изучение Торы само без связи с Творцом и раскрытием Творца в мире – это то, о чем пишет Маараль в предисловии к книге «Тиферет Исраэль»: «когда человек не благословляет на Тору, то Тора отрывается от Давшего ее и в этом мире не раскрывается Творец». А удаление Всевышнего, Шехины от этого мира проявляется в разрушении Храма! То же самое говорится о смерти праведников: в каждом великом праведнике присутствует Шехина, и уход из этого мира праведника означает уход из мира Шехины.

Наши мудрецы объявили отдельным днем траура день пролома стены Иерусалима. Вопрос стен в иудаизме – непростой: с ними связано понятие ршут а-яхид, частное владение, и стены, как правило, не только ограда, они свидетельствуют еще о чем-то. Так, в Святой земле есть несколько городов с особым статусом – это города, которые были окружены стеной со времен Йеошуа бин Нуна. Эти города обладают уровнем святости, большим по сравнению с другими, например, в таких городах не имеют право находиться люди с некоторыми видами ритуальной нечистоты. Иерусалим тех времен включал несколько рядов стен: несколько стен вокруг города, стены Храмовой горы, стены внутреннего двора Храма – вплоть до Святая Святых – много разных стен.

Вспомним получение Торы на горе Синай: и там было несколько категорий людей и несколько уровней – в зависимости от того, до какой отметки им можно было приблизиться к горе. Да и сама гора была окружена оградой. Есть общее правило, по которому явления глубокие, и возвышенные требуют некоторого сокрытия, отделения от внешнего мира. Немногие знают о том, что как мишна легла в основу Талмуда, так и книга «Сифра де-Цниюта», буквально – «Книга Скромности», является источником Зоар, известной книги по кабале.

Есть разные виды и уровни стен. Есть стена – низенькая ограда, поставленная для обозначения границ поля. Есть стены дома – крепкие и надежные, по сути, пять стен, ограждающих от внешнего мира: четыре вертикальные стены и крыша. Основа человека – это семья, муж и жена. Супругам необходим дом, где они могут уединиться и отдалиться от всего внешнего мира. Самое ужасное, что может быть для пары – отсутствие своего дома, своих стен. Как известно, наш народ связан с Всевышним, как невеста связана с женихом, и Шавуот, праздник дарования Торы, называется «днем хупы». Есть и место уединения – место, где мы связаны с Всевышним и которое требует уединения. В пустыне мы были естественно отделены: стан окружали облака Славы. Когда мы пришли в Святую Землю, то не вся она оказалась окруженной стеной, однако сама идея стен осталась. Человек может жить вне стен, но быть окруженным стеной, – когда он отделяется от всего мира и живет со Всевышним.

В связи с этим хотелось бы вспомнить нашего великого учителя рава Ицхака Зильбера, йорцайт которого будет 8 Ава. В его знаменитой книге «Чтобы ты остался евреем» есть много тонких моментов, скрытых простой формой задушевного рассказа, понять которые с первого раза непросто, разве что человек обладает острой духовной интуицией. Есть там отрывок, который для меня заново открыл великое достоинство моего учителя рава Ицхака Зильбера. Он пишет о своей жизни в России: я был хорошим учителем, честно учил детей, участвовал в воспитании учеников, общался с родителями, но ничего не помню из этого периода! Это похоже на то, как человек общается с кем-то очень близким ему и родным, а все происходящее вокруг для него как будто не существует. В этом для меня раскрывается истинное величие рава Ицхака Зильбера, его удивительная способность стоять ногами на земле – жить в этом мире – а душой и мыслями быть обращенным к Творцу.

Если мы хотим жить по Торе, жить со Всевышним, это требует уединения. Невозможно жить на рынке и мыслями быть все время со Всевышним. Возможно лишь находиться на рынке вынужденно, и быть душой с Творцом, но жить так – невозможно. Рав Моше Файнштейн жил в Нью Йорке в одном из самых безумных мест города – на Манхеттене. Я не раз бывал там, и для меня всегда оставалось загадкой, как в таком нечистом месте может существовать Тора? Как-то к раву Файнштейну обратился один из его учеников с жалобой: рав, когда я выхожу из здания ешивы, меня со всех сторон окружают нескромно одетые женщины, и мне это очень мешает, что делать? Рав Файнштейн удивился: странно, я тут хожу уже много лет, и ничего такого не видел. В чем дело, откуда такая разница в восприятии, возможно, у рава просто было плохое зрение? Нет. Рав Файнштейн жил глубоко погруженным в Тору каждое мгновение, и нечистота окружающего мира для него просто не существовала.

Еще одна история – о ешиве Мир. В конце Второй Мировой войны ешива отбыла на корабле из Шанхая в сторону Америки. Вскоре после начала плавания рава Хаима Шмулевича, главу ешивы, спросили: где мы сейчас находимся? В то время вся ешива изучала книгу «Шемайта», и рав Шмулевич раскрыл книгу и показал: вот здесь, в этом месте! Для него существовало только одно местоположение – место в мире Торы.

Нас приучили к тому, что слово «гетто» несет в себе негативный оттенок: обидное слово, означающее место, из которого надо постараться поскорее выйти. Однако гетто для нас – это хорошо: это стены, ограждающие нас от окружающей грязи, от потока скверны, это наши внутренние стены. Невозможно жить в потоке скверны и быть одновременно с Торой и со Всевышним. Мы живем в мире, который всеми возможными способами сотни лет пытается разрушить стены, которыми наш народ всегда сам себя ограждал. Стены эти повелела построить нам Тора в словах «постройте ограду для Закона». Эти стены всегда «чинили и обновляли» наши мудрецы с тем, чтобы оградить нас и Тору Всевышнего от внешних помех, оградить себя от влияния дурного начала, которое царствовало во всем остальном мире. Последние 100-200 лет мы видим в разрезе истории, как зло мира пытается разрушить наши стены, прикрываясь лозунгами всеобщего равенства и братства, причем действует сразу по двум фронтам: с позиций силы и соблазна.

Когда моя младшая дочь закончила школу, все классы сделали представление, частью которого была инсценировка закрытия Воложинской ешивы. Девочки изобразили солдат с красными знаменами, и у меня, как у родителя, неплохо знающего историю российского еврейства, возникло небольшое замечание: ешиву в Воложине закрыли не большевики, а царское правительство. Замечание это – не ради придирки, а чтобы показать, что гонения на еврейство начались совсем не с большевиков, а гораздо раньше.

Есть замечательная книга, написанная правнучкой рава Шимшона Рафаэля Гирша (мы с Б-жьей помощью печатаем ее в журнале «Беерот Ицхак»). Эта книга ясно показывает, как из-за предателей из среды нашего народа – реформистов, отрицающих Б-жественность нашей Торы, происходило закрытие ешив. Они не гнушались никакими средствами, в том числе натравливали полицию на своих же братьев. Поэтому то, что происходит сейчас на Святой Земле – попытки отступников из среды нашего народа проломить стены, ограждающие нас от скверны мира – вещь совершенно не новая.

В течение многих лет я наблюдаю великое чудо, происходящее на Святой Земле. Чудо это, с одной стороны, скрытое, а, с другой стороны, увидеть его может каждый, кто хоть немного захочет оглядеться вокруг. Это просто удивительно наблюдать, как среди скверны, грязи, бесчестия в нашем народе расцвел оазис Торы: система ешив, хедеров, школ и семинаров для девочек и девушек… В этих учебных заведенях вырастают замечательные сыновья и дочери нашего народа – чистые, неиспорченные, прямые, цельные, создающие настоящие еврейские дома и передающие свет Торы будущим поколениям… Такое чудо стало возможным в большой степени благодаря тем стенам, которыми всегда был окружен наш народ, стенам, которые всегда берегли и берегут вечные ценности –еврейская семья, любовь к ближнему, духовная чистота. Окружающий мир всеми силами пытается эти стены сломить, не гнушаясь ничем – призыв еврейских девушек и ешиботников в армию, сокращение и прекращение финансирования религиозных учебных заведений.

Одно из самых губительных средств для наших стен – призыв учащихся ешив в армию. Я проходил службу в армии и знаю, что там есть много того, что не проникает, слава Б-гу, сквозь стены ешив. В армии же скрыться от этого, пытаться не замечать это практически невозможно. Увиденное и услышанное постепенно проникает внутрь человека, изменяя его до неузнаваемости. 

Это верно и относительно очень популярного, но вместе с тем и мерзкого места – «Фейсбук». В нашем доме, слава Б-гу, нет ни «Фейсбука», ни интернета, но недавно мне показали распечатку высказываний некоторых религиозных людей оттуда. Один из них даже именует себя раввином. Низкопробные шутки, нивуль пэлейцанут, насмешки над святыми обычаями нашего народа, пренебрежение к нашим святым книгам… После прочитанного хочется помыться, как будто вылили грязи на голову! Кроме того, там ведется интенсивная пропаганда по увеличению «полезности» ортодоксального общества – в частности, путем призыва в армию девушек прямо из семинаров и юношей из ешив. Это мне напомнило недельные главы, рассказывающие о блуждании нашего стана по пустыне. Вы помните, кого поражал Амалек? Тех, кто находился за пределами стана, тех, кого облако Славы выбрасывало, – тех, кто был слаб духовно, кто согрешил и был нечист. То же самое происходит и с пропагандой в социальных сетях: она поражает прежде всего тех, кто в этих сетях находится – того, кто вышел за стены.

Тема эта – непростая. Несмотря на то, что каждый день мы встречаем с мыслью, что миром правит Всевышний, а не горстка негодяев, желающих призвать нашу молодежь в армию, надо задуматься об иштадлуте, о наших собственных усилиях для того, чтобы остаться «внутри стана». Наши стены – это наши духовные стены, и лишь мы сами можем эти стены укрепить или, сами же, можем их ненароком разрушить. Когда мы делаем подкоп изнутри, выходя к внешнему миру, неудивительно, что стены будет проще разрушить снаружи. Пример этого – крепостная стена. Ее не пробивают стрелы, и жители города находятся в полной безопасности. Но стоит лишь человеку полюбопытствовать, что происходит вне стен города, стоит ему высунуть голову за стену – как стрела тотчас его поразит.

Важная задача – оградить наш внутренний мир: свой личный, мир семьи, мир своего дома. Возможно, это звучит, как очередной урок мракобеса: как же прогресс, интернет, технологии? Сколько произведений искусства создало человечество за тысячи лет – как от этого всего отказаться и запереть себя и детей в четырех стенах?

Напоминаю, что наши статьи – для религиозных людей, которые верят во Всевышнего и Его Тору. Раз так, то все мы знаем, что Тора содержит в себе все, и Всевышний создавал наш огромный мир, глядя в Тору. В ней содержится вся мировая мудрость и все самое прекрасное, что есть в мире – по-настоящему прекрасное, не зависящее от мимолетной моды. Тора – выше и глубже этого мира, и человек, который удостаивается Торы, удостаивается всего.

Неприятная правда в том, что невозможно жить одновременно внутри стен и снаружи. Человек, живущий «Фейсбуком», не помещается в бейт мидраше. Речь не идет о вещах, однозначно запрещенных, – все увиденное остается с человеком и в человеке! Неограниченный доступ к мировому «всему» – интернет дает такую возможность, а социальные сети поддерживают это ощущение – дают человеку иллюзию всемогущества и владения всем миром. Если так, то для Всевышнего места не остается; человек, видящий себя в центре и во главе всего, не может понять и принять идею того, что Творец – Властелин мира, и что Тора – основа всего.

На самом деле, человеку действительно дана сила управлять миром принятием воли Творца и раскрытием Творца в нашем мире. Когда мы близки к Нему, мы получаем большой свет, в сравнении с которым меркнут самые величайшие достоинства этого мира, мы получаем ощущение собственной силы влияния. Сказали наши мудрецы общее правило: эвед Мелех – мелех (раб Царя – царствует). Если мы делаем себя рабами Всевышнего, то получаем силу влияния, которой без подчинения себя воле Товрца у нас нет.

Когда мы говорим о создании стен, мы подразумеваем, что этих стен должно быть несколько. Прежде всего – внешняя стена, ограждающая от всего чуждого, сур ми ра– отстранись от зла. Есть еще и внутренняя стена: когда человек погружается в Тору, впитывает ее свет, то Тора становится сама оградой вокруг него, он может пройти мимо зла и даже не увидеть его – потому что он находится вне этого мира.

17 Тамуза означает для нас сразу две тяжелые даты: с одной стороны, были разбиты первые скрижали и из мира ушло чудесное постижение Торы. Теперь мы можем приобрести Тору лишь посредством тяжкого труда над ней. Во-вторых, 17 Тамуза была проломлена стена. Нам всем хорошо знакомо это чувство, потому что все мы, по большей части, выросли «вне стен», в местах, которые мы уже не выбираем для наших детей. Слава Б-гу, мы смогли поднять себя из тех мест и прийти к Всевышнему, и теперь мы сами, сознательно каждый для себя и своей семьи, будем строить стены. Это не гетто, куда нас загнали насильно, не вынужденная черта оседлости. Наши духовные стены – это наша духовная высота, чистота наших семей и будущее наших детей. Все это требует от нас большой работы, и с Б-жьей помощью наши стены выдержат любой удар извне.

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=3474