В ожидании Машиаха — 5 — Давид и Шломо — война и мир — путь и цель

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

3325
Давид и Шломо

1. Рамбам указывает, что «царем в Израиле может быть только потомок Давида и Шломо» (предисловие к главе «Хелек»). В другом месте Рамбам добавляет: «Династия Давида останется навсегда, как сказано: “Престол твой будет установлен навеки” (Шмуэль 2, 7:16). Но если воцарится еврей из другого рода, его династия будет пресечена» (Рамбам, «Мелахим», 1:9).

Давид был первым, кто удостоился в полной мере стать царем народа Израиля. Он желал и стремился построить Храм, но Всевышний направил к нему пророка Натана с таким посланием: «У тебя было на сердце желание построить Дом для Моего Имени, и хорошо, что это было у тебя на сердце. Но не ты построишь этот Дом, а твой сын, вышедший из твоих чресл, — он построит Дом для Моего Имени» (Мелахим 1, 8:18-19).

Причина этого разъяснена в хронике Диврей а-Ямим (1, 22:7), где приведено свидетельство самого царя Давида: «И было ко мне обращено слово Б-га: много крови ты пролил и большие вел войны — не ты построишь Дом для Моего Имени, потому что много крови ты пролил на землю передо Мной. Но вот сын родится у тебя, он будет человеком покоя, и дам Я ему покой от всех врагов вокруг, поэтому имя его будет Шломо (т.е. «Мирный»). Мир и тишину Я дам Израилю в дни его, и он построит Дом для Моего Имени».

Войны, которые вел царь Давид, обеспечили покой в дни Шломо. Победа Давида над всеми окружающими врагами привела к тому, что Шломо стал «человеком покоя».

Непрерывно воюя, Давид создал самостоятельное и независимое царство. Более того, все окружающие цари покорились Давиду, который представлял в этом мире Царство Творца.

Благодаря деятельности Давида «воссел Шломо царем на престоле Б-жьем» (Диврей а-Ямим, 1, 29:23) — на троне царей Израиля.

2. Покой не может наступить просто так. Если ему не предшествовали войны, это поддельный покой. Это очень опасное состояние. Покой может наступить только после тяжелого труда. Каждый, кто хочет подлинного покоя, обязан ради этого много трудиться. Если кто-то садится отдыхать, не потрудившись, — это не отдых.

Нам дана заповедь субботнего покоя. В Торе сказано: «Шесть дней работай и делай всю свою работу, а седьмой день — Г-споду, Б-гу твоему, не совершай никакой работы…» (Шмот, 20:9-10). Трудись шесть дней – и лишь после этого наступит Суббота. Субботний покой приходит после трудовых дней, а иначе это не покой.

И таков же порядок, когда Тора далее говорит о Всевышнем: «Ведь шесть дней творил Б-г небо и землю, море и все, что в нем, и покоился в седьмой день» (там же, 20:11). Шесть дней деятельности – а затем Суббота. Суббота приходит только после труда. Покой наступает только после всех войн и всех трудов. А подлинная цель всех усилий — это заработанный покой.

3. В книге пророка Йешаяу (66:1) переданы слова Творца: «Небо – Мой престол, а земля – подножие Моих ног. Какой дом вы Мне построите и где место Моего покоя?».

Всевышний называет Храм «местом покоя». Место, в которое приходят после всех трудов, — это Храм. Храм — это место, в которое идут. А все остальные места, расположенные вне Храма, — это места, через которые идут в Храм. Храм — это конец пути.

Заповедано возвести Храм, чтобы в него приходили все евреи три раза в году (на праздники Суккот, Песах и Шавуот). Когда существует Храм, наши дома становятся лишь местами, из которых выходят, чтобы достичь Храма. Вся Земля Израиля становится дорогой, ведущей в Храм. И все остальные места в мире становятся лишь исходной точкой, дорогой, но не целью.

Существует единственное место в мире, которое является целью пути, — это Храм. А когда достигают Храма — это место покоя.

4. Царствование Шломо стало наиболее полным воплощением Царства Небес в этом мире, ведь он возвел Храм. Царь Шломо был избран для того, чтобы возвести Храм, потому что он был «человеком покоя».

В Пятикнижии предсказано, что Храм будет построен, когда завершатся войны с врагами и придет покой. В стихе сказано: «Когда перейдете вы Иордан и поселитесь в стране, которую Г-сподь, Б-г ваш, дает вам в удел, Он избавит вас от всех врагов вокруг, и будете жить в безопасности. Тогда в место, которое изберет Г-сподь, Б-г ваш, чтобы поместить Свое Имя, туда будете приносить …жертвы всесожжения и другие жертвы» (Дварим, 12:10-11).

Храм является завершением – целью всех трудов человека, и поэтому он сам тоже назван «местом покоя», как написано: «Пока не пришли еще вы к месту покоя…» (там же, 12:9, см. Раши). Храм называется «местом покоя», поскольку его обретают после всех стараний, усилий и тяжелых трудов.

5. Сорок лет правления Шломо были лучшим периодом для народа Израиля за всю его историю, ведь написано: «И сидели Йеуда и Израиль спокойно, каждый под своей виноградной лозой и под своей смоковницей, от Дана до Беэр-Шевы, во все дни Шломо» (Мелахим 1, 5:5).

Это было единственное поколение до прихода Машиаха, в котором можно было ощутить вкус конечной цели, конца пути, – вкус покоя. В том поколении у народа Израиля было пророчество и совершенное познание Торы, великая мудрость и беспредельное богатство.

Такое состояние страны подобно состоянию в самом конце пути, в дни Машиаха. Но был совершен грех, и сразу же выяснилось, что до цели предстоит еще долгий путь.

В Талмуде рассказывается, что в час, когда Шломо взял в жены дочь фараона, ангел Гавриэль спустился в мир и «поднял над уровнем моря участок суши, на котором затем был возведен город Рим» (Шаббат, 56б).

[На четвертый год своего царствования Шломо взял в жены Батью, дочь фараона Нехо (Мелахим 1, 3:1-2, Радак; «Седер Олам Раба», 15; «Бемидбар Раба», 10:4; «Шир а-Ширим Раба», 1:42). Дочь фараона приняла еврейство (причем процесс гиюра занял около семи лет), и только после этого она, действительно, стала его женой (Йевамот, 76а-б, «Тосафот Йешаним»; Радак, Мелахим 1, 3:3) — свадьба состоялась в день, когда было завершено строительство Храма («Ваикра Раба», 12:5; «Бемидбар Раба», 10:4). В последующие годы, помимо дочери фараона, Шломо взял еще множество чужеземных жен — из Моава, Аммона, Эдома, Финикии и Хетии (Мелахим 1, 11:1-2). И хотя невесты Шломо, безусловно, принимали еврейство, многие из этих женщин продолжали тайно, а потом и открыто, поклоняться божествам своих народов (Рамбам, «Исурей Бия», 13:14-17).

В Танахе указано, что иноземные жены, первой и главной среди которых была дочь фараона, «совратили сердце» царя Шломо. В последующие годы по требованию иноземных жен в Иерусалиме были возведены жертвенники для служения их божествам, и Шломо этому не воспрепятствовал (Мелахим 1, 11:4-8, Раши; Шаббат, 56б).

Как указывается в Талмуде, царь Шломо оступился из-за того, что излишне положился на свою мудрость и понимание Торы. Он рассуждал так: «В самой Торе объяснено, почему царю запрещено брать много жен, ведь написано: «Пусть не обзаводится он множеством жен, чтобы не совратилось его сердце». Но эта причина касается лишь обычных царей, не обладающих столь великой мудростью. Однако я представляю собой совершенно особый случай, к которому этот запрет Торы не относится. Я могу взять множество жен, и мое сердце не совратится» (Санедрин, 21б, Маарша).]

Из-за этого греха был возведен Рим, и это стало корнем того горького изгнания, в котором мы до сих пор пребываем. Невозможно наслаждаться покоем прежде, чем наступил срок.

6. В дни Машиаха мир достигнет конечной цели — совершенного покоя, который уже не будет нарушен.

Рамбам задает вопрос: «Почему сыны Израиля, в том числе пророки и мудрецы, так желали, чтобы наступило время Машиаха?» Ответ он дает такой: «Чтобы освободиться от власти, которая не дает им возможности заниматься Торой и заповедями, как это необходимо. Тогда (т.е. в эпоху Машиаха) они обретут покой и умножат мудрость, чтобы удостоиться жизни в Грядущем мире» (Рамбам, «Тшува», 9:2).

«В те дни, – продолжает Рамбам, – умножатся знания, мудрость и истина, как написано: “Земля наполнится знанием Б-га, как полно море водами” (Йешаяу, 11:9). …Ведь тот царь, который встанет из потомства Давида, будет большим мудрецом, чем царь Шломо, и великим пророком, близким к нашему наставнику Моше. Поэтому он будет обучать весь народ и указывать ему путь Творца».

7. Совершенный покой придет благодаря соединению качеств Давида и Шломо. Давид олицетворяет путь к цели — ведь он вел войны, в результате которых было создано царство Израиля, и он подготовил все для возведения Храма. А Шломо олицетворяет саму цель — совершенный покой.

Вместе с тем, Давид и Шломо символизируют два важнейших качества: благочестие и мудрость. В Талмуде указано: «Если ты увидел во сне Давида, ожидай, что удостоишься благочестия. А если увидел царя Шломо, ожидай, что удостоишься мудрости» (Брахот, 57а). Раши объясняет, что благочестие – это соединение страха перед Небесами и любви к Б-гу.

А Шломо воплощает мудрость, которая является желанной целью. В псалме царя Давида написано: «Начало мудрости – страх перед Б-гом» (Теилим, 111:10). Цель связана с постижением тайной мудрости. А «начало», которое ведет к мудрости, — это трепет перед Всевышним.

Страх перед Б-гом побуждает принять на себя ярмо заповедей. А мудрость наставляет человека, как ему построить свою жизнь. Но без страха перед Небесами невозможно обрести подлинную мудрость. Шломо — воплощение цели. Давид — путь к цели.

Царь-Машиах будет вести войны против врагов Израиля, как Давид. Но он же возведет Храм, как Шломо, и при нем наполнится земля мудростью — «знанием Б-га». Он соединит в себе и Шломо, и Давида.

Перевод — рав Александр Кац.

Книга «Верить и ждать. В ожидании Машиаха» выпущена издательством «Пардес» под редакцией рава Цви Патласа

http://www.beerot.ru/?p=36701