Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Зхира — Глава 16 — Сколь велико наказание того, кто идет против своего учителя — Часть 2

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1366
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Зхира

Глава 16. Сколь велико наказание того, кто идет против своего учителя (продолжение)

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

И вот что удивительно в человеке, склонном к раздорам. Если кто-нибудь чуть-чуть заденет его ребенка, даже неумышленно, он выльет на него потоки брани. И тем более – умышленно, так, что ребенок сляжет в постель. Даже если он излечится, отец ославит обидчика как изверга перед всеми людьми, и не успокоится, пока не отомстит достойно, и возненавидит его в душе своей навеки. Но когда он сам причиняет всяческие беды своим детям, участвуя в распре, так, что они могут даже умереть, не дай Б-г. И мы писали выше, в гл. 15, со ссылкой на мидраш, что даже грудные младенцы могут оказаться наказанными из-за этого греха, (однако) он их нисколько не жалеет. Наоборот, по гнусности своей он подает сигнал домашним, чтобы они к нему присоединялись, как это мы видим у Датана и Авирама, которые стояли у входа в свои шатры с женами, детьми постарше и младенцами. И это то, о чем говорит Писание (Ирмияу, 7:18): «Сыновья собирают дрова, а отцы разжигают огонь». Это означает, что дурное побуждение ослепляет человека и представляет его взору ямы и рытвины как ровную дорогу.

И еще я покажу тебе, брат мой, великую силу дурного побуждения, проявляющуюся в стремлении побеждать в споре непременно и любой ценой. Сила эта такова, что, когда человек глубоко погружается в конфликт, он, даже видя собственными глазами, что пути его темны и ведут прямо в геином (ад), предпочитает направлять шаги свои в глубины преисподней и не щадит себя, не оставляя распрю. Таково наследие подобных людей – дурное побуждение их, доставшееся им от духовных отцов их – Датана и Авирама, родоначальников всех склонных к раздорам. А те выразили это открыто, как приведено в Мидраш Раба, глава Корах, говоря: «Мы держимся за свое, хотя и не избегнем участи своей в аду». И потому, брат мой, пожалей себя и пощади душу свою вместе с душами сыновей и дочерей своих, и воздержись от раздоров!

И даже если ты уже в самой гуще конфликта, и тяжело тебе отделиться от соучастников, все же ищи изо всех сил возможность бегства для себя, как это сделал Он бен Пелет, бывший вначале среди сообщников восстания Кораха, как сказано в Торе (см. Бемидбар, 16:1). И он сумел отделаться от них [с помощью своей мудрой жены, см. последнее Примечание автора в предыдущей главе], как это описано в главе Хелек трактата Санедрин (109б – 110а), и не был наказан, когда пришел час расплаты. И не слушай советов своего дурного побуждения и доводов его, подстрекающего тебя, твердя, что недостойно бросать дело на полпути и не завершить его победой. Ибо лучше человеку устыдиться в этом мире перед немногими людьми, чем терпеть позор в мире грядущем перед Небесной Свитой. И сказали наши мудрецы (Эдуйот, гл. 5): «Лучше человеку считаться глупцом все свои дни, чем быть злодеем перед Всевышним один час».

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=3806