Война в Израиле — Чудеса открытые и скрытые

Комментарий Рамбана к Торе с примечаниями рава Александра Каца

(Из комментария Рамбана на конец недельной главы Бо) …И назначение всех заповедей (каванат коль-а-мицвот) заключается в том, чтобы мы хранили веру в нашего Б-га и осознавали, что Он нас сотворил. И в этом – смысл всего Творения. Ведь для Всевышнего смысл сотворения нижнего мира заключен в том, чтобы человек познавал и постигал создавшего его Б-га.

[И в одной из своих драшот Рамбан поясняет, что «Всевышний сотворил Вселенную только ради того, чтобы человек, ставший венцом творения, мог, прорвавшись за материальные завесы нижнего мира, познать своего Создателя. А животные, растения и минералы, вообще не способные к постижению Творца, были созданы только для того, чтобы удовлетворять потребности человека. Когда человек не желает знать своего Создателя и отказывается признавать, что существуют дела и поступки, угодные Творцу или противные Его воле, – тогда он уподобляется животному, и всё сотворенное лишается смысла. И если бы народ Израиля не принял Тору, изучая которую можно постичь Творца и понять, какие поступки являются в Его глазах верными, а какие – нет, вся Вселенная утратила бы для Всевышнего смысл, и поэтому Он бы возвратил ее в исходное состояние хаоса и небытия» (Торат Ашем тмима).]

И поэтому мы возвышаем голос в молитве. И в этом предназначение наших домов молитв: чтобы множество людей могло собраться для общинной молитвы и возблагодарить сотворившего их Б-га, провозглашая свою веру и произнося перед Ним: «Мы – Твои создания!». И в этом значение слов: «…и громко воззвали к Б-гу» (Йона, 3:8). И мудрецы комментируют: отсюда учим, что молиться следует в голос.

А благодаря великим и открытым чудесам человек познает скрытые чудеса, которые являются основой всей Торы. И нет у человека доли в Торе, дарованной через нашего наставника Моше, прежде чем он постигнет и признает, что всё, что с нами происходит, – касается ли это всего общества или одного человека, – всё это чудеса, которые невозможно объяснить законами природы или приписать естественному ходу событий. И если мы выполняем заповеди, то будем вознаграждены, а если нарушаем запреты, то будем наказаны по приговору Всевышнего, как я уже объяснял.

[Вместе с тем, Рамбан отмечает, что Б-жественное управление делами нижнего мира (ашгаха) заключается лишь в «поддержании действия общих законов природы, на волю которых отданы также и люди до того, как приходит срок воздаяния». И только «на Своих праведников Он обращает особое внимание, чтобы знать каждую подробность их жизни, – Он постоянно охраняет их и пребывает с ними», и об этом сказано: «Не отводит Своих глаз от праведника» (Йов, 36:7) (см. коммент. Рамбана на Берешит, 18:19). А рабейну Бхайе, развивший многие мировоззренческие концепции Рамбана, формулирует эту мысль еще более определенно: «Ашгаха, избавляющая от случайного течения событий, действует не в отношении каждого человека, и даже не в отношении каждого еврея, – но только в отношении праведников, которых Святой, благословен Он, избавляет от воли случая» (см. коммент. на Берешит, 18:19, примеч. 39).

При поверхностном восприятии этих слов может показаться, что, в соответствии с пониманием Рамбана, подавляющее большинство человечества отдано во власть природных и исторических законов, – ведь праведники обычно составляют лишь меньшинство. Почему же здесь Рамбан утверждает, что всё, происходящее с отдельным человеком или общиной, совершается чудесным образом – так, что все события нашей жизни «невозможно объяснить законами природы или приписать естественному ходу событий»?! 

Это видимое противоречие разрешает один из основателей движения Мусар р. Симха-Зисл Зив (Саба из Келма). «Невозможно утверждать, – пишет он, – будто некое событие произошло случайно, без Его воли, …поскольку в мире нет никакой самостоятельной реальности, существующей помимо Создающего реальность – в общем и в деталях, от начала и до конца. Но Он создал в мире два пути: природный и сверхъестественный. Природные процессы совершаются в соответствии с движением небесных сфер, и Всевышний заложил в космическую систему всё необходимое для ее функционирования. …И того, кто не выполняет законы Торы как следует, Творец оставляет на волю природного течения событий – в соответствии с мерой вины этого человека. Это наказание, осуществляемое по приговору Высшего Суда, называют эстер паним (сокрытие лица). …И об этом сказано: «וְאִם תֵּלְכוּ עִמִּי קֶרִי – Если вы будете ходить со Мной случайно (кери)…» (Ваикра 26:21) – т.е. если вы станете выполнять Мою волю от случая к случаю, то и Я отдам вас (как бы) на волю случая» (Хахма у мусар 2, 214). А раби Меир-Лейбуш (Мальбим) поясняет, что при «сокрытии лица» грешник не забыт Б-жественным Провидением, однако наказание, в точности соответствующее его греху, скрыто и замаскировано «цепочкой случайностей», когда кара приходит от рук врагов или в результате стихийных бедствий и т. п. Так что грешнику представляется, будто беды обрушились на него естественным путем и случайно. То есть, скрывая свое лицо, Г-сподь продолжает руководить человеком, но так, что тот не осознает свои страдания как наказание от Б-га» (Мальбим на Теилим 13:2).

И, кроме того, как отмечает знаменитый машгиах ешивы Мир р. Йерухам Лейвович, «сокрытие лица» может быть не только наказанием, но и испытанием: когда человек видит силу и кажущееся всевластие природы, ему необходимо различить руку подлинного Владыки (Даат хахма и мусар 3, ам. 70).]

Эти скрытые чудеса становятся очевидны людям, когда вступают в действие благословения и проклятия, предреченные в Торе. Ведь написано: «И скажут все эти народы: За что поступил Б-г так с этой страной? Чем вызван этот великий гнев? – И скажут они: За то, что оставили они союз Б-га, Всесильного их отцов, который Он заключил с ними, когда вывел их из страны Египет» (Дварим, 29:23-24). То есть всем народам стало ясно, что это наказание – от Всевышнего. И еще: если (сыны Израиля) будут соблюдать (союз с Б-гом), то «увидят все народы земли, что Имя Б-га наречено на тебе, и устрашатся тебя» (там же, 28:10).

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=4050