Дварим — Кого запрещено назначать судьей? — Сефер а-Хинух

Дата: | Автор материала: Сефер а-Хинух

434

Запрещено Великому Суду (Санедрину) или Главе Изгнания (так назывался еврейский наместник в странах рассеяния) назначать судьей, который будет судить народ, того, кто не изучал мудрости Торы и не постиг ее прямых и праведных законов.

И даже тот, кто обладает другими важными достоинствами, но не мудростью Торы, не может быть назначен судьей. Об этом сказано: «Не взирайте на лица в суде» (Дварим, 1:17). Согласно объяснению наших мудрецов, благословенной памяти (Сифри), это предостережение относится к тому, в чьей власти назначать судей. Говорит Мидраш: «Может быть, скажешь ты: «Такой-то красив, или могуч, или богат, или знает все языки – назначу-ка его судьей». Сказано: «Не взирай на лица в суде». Ведь такой судья может оправдать виновного и осудить невиновного, и не по злодейству своему, а лишь по незнанию».

Причина этой заповеди очевидна для всех. К законам заповеди относится, например, сказанное мудрецами о том, что судья, вдобавок  к знанию законов Торы, должен также обладать добрыми душевными качествами и быть человеком безупречным. Чтобы не сказал ему обвиняемый: «В моем глазу ты видишь соринку, а в своем бревна не замечаешь!» То есть воспитай прежде себя, а уж потом – других. Также говорит Тора о судьях: «мужи мудрые» – то есть обладающие мудростью, чтоб вершить истинный суд. «Известные коленам вашим» – такие, к которым люди хорошо относятся. «Люди мужественные» – в соблюдении заповедей и требовательные к себе, властвующие над своим дурным началом и не допускающие дурных и постыдных поступков. «Обладатели доброго имени» – чтобы о них не шла худая молва. Мужество означает также храбрость и решительность, способность защитить притесненного от обидчика. Как сказано (Шмот, 2:17) «И поднялся Моше, и спас их». И, подобно Моше-рабейну, всякому судье подобает быть скромным.

Другие законы, касающиеся судей, разъясняются в трактате Санедрин и во многих других местах.

Заповедь актуальна в любом месте и в любое время, и относится к мужчинам, поскольку на них возложена обязанность судить. Тот, кто преступил это повеление Торы и назначил судьей человека, не обладающего мудростью, а лишь в силу его богатства, добрых душевных качеств, из-за личной приязни или родственных связей, – заслуживает весьма сурового наказания. Ибо во всех несправедливых решениях этого судьи, вынесенных им по незнанию, виновен, в конце концов,  тот, кто назначил его.

Все, сказанное выше, относится и к тому, кто избран общиной, чтоб назначать людей на любые должности. Ему следует приложить все усилия и обратить все внимание на то, чтобы назначать людей подходящих и достойных, невзирая на лица и никого не боясь.

Тот, кто назначил судьей недостойного, говорят мудрецы,  как будто установил жертвенник, не заповеданный Всевышним. А там, где есть мудрецы Торы, – как будто посадил кумирное дерево. И еще говорят мудрецы – о том, кто назначает судьей богача в силу его богатства, сказано: «Не делайте при Мне золотых и серебряных божеств» (Шмот, 20:20).

Если же человек купил место судьи, запрещено вставать перед ним и относиться к нему с почтением, и талит, которым он покрывается, подобен ослиной попоне.

Мудрецы прежних поколений всячески старались избегать должности судьи, соглашаясь занять ее лишь в таком месте, где нет более знающих.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=51177