А-Эмек Давар — Предисловие к книге Берешит

Дата: | Автор материала: Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин

507
объяснение

Недельная глава Берешит

Эта книга, называемая Берешит, на языке пророков называется Сефер а-Яшар – (буквально) «Книга прямоты», как говорится в трактате Авода Зара (25а). Там упоминаются два места в Писании: Йеошуа (10:13), где сказано: «Это ведь написано в Сефер а-Яшар», и Шмуэль 2 (1:18): «И сказал: следует научить сынов Йеудиных (владеть) луком; вот, он записан в Сефер а-Яшар». Объясняет р. Йоханан, что это – книга Авраама, Ицхака и Яакова, которые названы «прямыми» (праведными), как сказано: «Да умрет душа моя смертью йешарим (праведных)» (Бемидбар, 23:10). Следует понять, почему Билам назвал праотцов именно йешарим – «прямыми», а не цадиким, хасидим – «праведными», «благочестивыми» и т. п., и почему именно эта книга названа Сефер а-Яшар. Более того, Билам молится о себе, чтобы его конец был как у тех, кого называют так.

Всему этому находится объяснение в связи со стихом из песни Аазину: «Он – твердыня, совершенно деяние Его… праведен и прям Он» (Дварим, 32:4), где восхваление яшар сказано, чтобы объяснить суровый приговор Всевышнего о разрушении Второго Храма в поколении, о котором там далее сказано: «род строптивый и извращенный». Мы объясняли, что были в том поколении праведные, и благочестивые, и трудившиеся над Торой. Но они не были прямыми на путях своих в этом мире, а потому из-за напрасной взаимной ненависти в сердцах они подозревали каждого, кого видели поступающим не по их мнению в делах, связанных со страхом перед Небесами, что он – цдуки и отступник от веры. Так они дошли до кровопролития на путях раздора и до всякого зла, какое есть в мире, пока не был разрушен Храм. Так объясняется в Торе суд Небес: Всевышний – прям. Он не терпит таких праведников, но только тех, которые идут прямо также и в делах этого мира. Извилистые пути, пусть даже и во имя Небес, становятся причиной разрушения Творения и опустошения Святой Земли.

В этом было великое достоинство праотцов: помимо того, что они были праведными, благочестивыми и любящими Всевышнего, насколько возможно, они были еще и прямыми. Это означает, что они относились с любовью к народам мира, даже к самым закоренелым идолопоклонникам, и старались помочь им, как это ясно видно на примере Авраама, старавшегося молитвой своей спасти жителей Сдома. Хотя он и ненавидел их и их царя великой ненавистью за их злодейство, как это следует из его слов, обращенных к тому царю, он желал их существования. В Мидраш Раба (Ваера, 49) говорится, что Всевышний сказал Аврааму: ты любишь оправдание и ненавидишь зло; любишь оправдывать творения Мои и ненавидишь обвинять их и т. д. И этим Авраам – как «отец многих народов»: ведь даже если сын не идет прямыми путями, отец все же желает ему добра и благополучия.

То же мы можем видеть и в словах Авраама Лоту (при их расставании) в главе Лех Леха, и в том, как легко помирился Ицхак со своими ненавистниками после нескольких примирительных слов, которые сказали ему Авимелех и его приближенные. Он помирился более, чем его просили, как мы объясняли в том месте. Наш отец Яаков, как ни велики были его претензии к Лавану и гнев на него (Яаков ведь знал, что тот хотел уничтожить его и уничтожил бы, если бы не Всевышний), говорил с ним мягко – настолько, что наши мудрецы сказали (Берешит Раба, 74), что лучше претензии праотцов наших, чем кротость их потомков. Яаков примирился с ним быстро. Много подобного учили мы об отцах наших и их путях в отношениях между людьми. Книга о сотворении мира, уделяющая такое внимание этим вещам, важным для существования мира, называется также Сефер а-Яшар – поскольку рассказывает о делах праотцов в этом их аспекте.

Билам в час, когда был на нем руах а-кодеш (дух святого постижения), не мог ясно ощутить зло своих дел, то, что не праведен он и не благочестив, как Авраам, Ицхак и Яаков. Он пророк народов мира, и голова его погружена в источник нечистоты! Но ощутил он нечестие путей своих земных. И хотя подобало ему ненавидеть величайшей ненавистью сынов Израиля, потомков Авраама, Ицхака и Яакова, голова которых – в источнике святости, – не подобало ему, по крайней мере, просить об уничтожении целого народа, ибо эти пути его не прямы и не достойны требуемого для существования мира. И потому он кричит: «Да умрет душа моя смертью йешарим» – тех, благодаря которым существует мир. Таким образом, хорошо объясняется название книги Сефер а-Яшар – книги творения.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=51516