Рав Моше Файнштейн

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

793
рав Моше Файнштейн

Когда 7 адара 5655 (1895) года в семье рава Давида Файнштейна и его супруги ребецн Фейи Гитл родился сын, то выбор имени не стал причиной долгих размышлений. День рождения и смерти Моше Рабейну определил имя новорожденного. Подобно величайшему из пророков, рав Моше Файнштейн стал руководителем и наставником народа Израиля, дни и ночи отдавая служению Всевышнему и изучению Его Торы.

Отец будущего великого наставника и выдающегося законоучителя, рава Моше Файнштейна, рав Давид происходил из семьи выдающихся мудрецов Торы. Он являлся прямым потомком брата Гаона из Вильно. Несмотря на то, что рав Давид был раввином очень маленького местечка Узда (недалеко от Минска), его слава выдающегося мудреца Торы была известна далеко за ее пределами.

Отец стал первым наставником для рава Моше. Рав Давид следил за успехами сына в учебе, именно он заложил фундамент уникального величия и необычайной преданности сына изучению Торы. В Йом Кипур перед своей бар-мицвой рав Моше провел со своим отцом всю ночь в синагоге, изучая талмудический трактат Йома. К утру оба они закончили весь трактат.

Когда Моше было 12 лет, его семья переехала из Узды в Старобин, где рав Давид занял раввинский пост. В те дни Старобин имел репутацию города мудрецов Торы. Многие интерпретировали название этого небольшого городка, как два слова: ста (сто) и рабин (раввин). И это было достаточно точным описанием Б-гобоязненной общины Старобина.

Незадолго до бар-мицвы рав Давид отправил сына в Слуцк в знаменитую ешиву «Эц Хаим». В ней рав Моше получил прозвище «илуй (вундеркинд) из Старобина». Юный ученик не только в совершенстве знал значительную часть Талмуда, но даже писал собственные аналитические заметки по различным вопросам. Великий глава ешивы, рав Иссер Залман Мельцер спустя сорок лет ссылался на хидушим, которые рав Моше Файнштейн записал в тринадцатилетнем возрасте.

Одним из выдающихся наставников рава Моше Файнштейна в те годы был великий мудрец Торы рав Песах Прускин. Этого человека еще при жизни называли одним из 36 праведников, на которых держится мир. Несмотря на возраст юного рава Моше, рав Прускин высоко оценивал способности своего ученика, который вместе с ним переехал сначала в Шклов, а потом в Мстиславль.

В возрасте 20 лет рав Моше Файнштейн получил пост раввина в своей родной Узде. Несмотря на юный возраст (рав Моше даже не был женат), его величие в Торе и совершенно уникальные душевные качества позволили ему управлять общиной. Еще через некоторое время рава Моше приглашают раввином в более крупное и известное место – Любань. В отличии от маленькой общины Узды, община Любани славилась выдающимися мудрецами Торы (именно отсюда происходили великие мудрецы и главы ешив: рав Йерухам а-Леви Лейвовиц, рав Давид Поварский и многие другие). Местные евреи имели собственный кружок по изучению Талмуда (они делили между собой трактаты и заканчивали весь Шас каждый год перед Ханукой), а сыновей посылали учиться в лучшие ешивы. Занимать пост раввина в такой серьезной общине было не только почетным, но и весьма ответственным делом. Именно здесь уникальный драгоценный камень величия рава Моше в Торе засиял в полную силу.

Страшные годы Первой мировой войны разрушительным вихрем пронеслись по литовскому краю. Однако самое страшное было впереди. Революция в России принесла евреям такие беды, по сравнению с которыми даже годы войны со всеми их лишениями не казались тяжелым испытанием. Гражданская война принесла невиданный разгул антисемитизма. В разрухе послевоенных лет нашлось немало желающих выместить свои беды на евреях и поживиться их имуществом. Причем это касалось как «белых», так и официально декларировавших «равенство» большевиков.

Во время погрома в Старобине был похищен, но чудом спасся отец рава Моше – рав Давид. Сам рав Моше был вынужден бежать от страшного погрома в Любани, произошедшего в Лаг ба-Омер; некоторое время о его судьбе не было никаких сведений, однако, с помощью Небес, все закончилось благополучно. В память о том дне рав Моше никогда не прерывал траурный период Сфират а-Омер в день Лаг ба-Омер.

После окончания Гражданской войны начался период еще более страшных гонений на Тору. Коммунистическая система, декларировавшая «свободу, равенство и братство», на деле прилагала все усилия, чтобы задушить любое инакомыслие. Еврейская вера и преданность Торе были для коммунистов «бельмом на глазу». Искоренить веру отцов из еврейских душ была призвана печально известная «Евсекция» – еврейская секция партии большевиков. Не гнушаясь даже самыми изуверскими и низменными приемами, они вели борьбу против Торы и народа Израиля. Раздавая квасное в Песах, открывая некашерные «еврейские» столовые, врываясь в синагоги в Шаббат с зажженными сигаретами, евсековцы пытались отвратить евреев от Всевышнего и Его Торы.

По мере укрепления коммунистической власти эти гонения все более ужесточались – подлые предатели из числа нашего народа чувствовали безнаказанность, и скоро демонстративные акции сменились погромным насилием против тех, кто не пожелал расстаться с верой отцов. За преподавание Торы и открытое соблюдение традиций человек мог просто «пропасть» в чекистских застенках. Синагоги, хедеры и ешивы объявлялись вне закона и закрывались.

Несмотря на весь творившийся тогда ужас, позднее рав Моше Файнштейн вспоминал период с 1925 по 1930 год, как самый продуктивный период своей жизни. Да, да, именно так! Он прекрасно видел то, что происходило вокруг него. И более того, гонения не обошли стороной его самого и его семью, но, тем не менее, именно то страшное время он вспоминал, как время наиболее плодотворной службы Всевышнему. Воистину, еврей с полной верой в сердце и жизнью, наполненной Торой, способен выстоять в любых испытаниях!

Он никогда не покидал свой пост раввина, хотя это было совсем небезопасно. Он продолжал преподавать Тору, хотя это было запрещено. Когда его родственника-шойхета задержали за кашерную резку скота, он освоил профессию шойхета – община не могла оставаться без кашерного мяса. Еще оставались люди, верные Торе и Всевышнему, и они нуждались в поддержке компетентного раввина.

Одной из огромных проблем для соблюдающих евреев в Любани в те дни было отсутствие кашерной миквы. Все пригодные миквы были давно закрыты – евсековцы хорошо знали «слабые места», и били именно по ним. Открыть же новую (даже заговорить об этом в открытую) было равнозначно подписанию себе приговора. 

Рав Моше Файнштейн прилагал немало усилий, чтобы помочь своей общине. Однако история о строительстве кашерной миквы в Любани в советский период со стороны может показаться совершенным чудом, ведь построить ее помогли… коммунисты!

Рав Файнштейн узнал о том, что в Любани планируют построить новые общественные бани с бассейном. Это был знак Свыше! Рав Моше встретился с руководителем строительства (неевреем) и уговорил его построить бассейн таким образом, чтобы его можно было использовать в качестве кашерной миквы.

Однако оставалась еще одна серьезная проблема. Нравы того времени были таковы, что предполагалось совместное (мужское и женское) использование бассейна. Для кашерной миквы это было недопустимо. 

Рав Моше пошел на встречу с высокопоставленным чиновником. Очевидно, что никакие апелляции к религиозным чувствам не могли бы помочь, да и чиновник хорошо понимал, кто перед ним – местного раввина знали не только еврейские жители города. Рав Моше начал с того, насколько важны для людей новые бани и бассейн. Однако усилия властей были бы еще более похвальны, если бы в новом учреждении соблюдались современные нормы гигиены, а среди прочего – разделение между мужчинами и женщинами. Чиновник принял мнение раввина, как представителя еврейской общественности, и в заведении появились отдельные мужские и женские дни! В заслугу великого праведника Всевышний послал необыкновенное чудо – кашерную микву (единственную на много километров вокруг), построенную самими коммунистами!

Гонения не прекращались. Семья рава Моше заплатила дорогую цену за верность Торе. Их постигла целая череда изгнаний. Вначале, под формальным предлогом (а на деле – чтобы вынудить рава Моше оставить раввинский пост), их выгнали из собственного дома. Семья Файнштейнов вынуждена была переехать в небольшую пристройку рядом с синагогой (последней, действовавшей в Любани). Это совсем маленькое помещение они делили с другими людьми со схожей судьбой.

Но это изгнание было лишь началом долгих странствий семьи великого мудреца. Чекисты и евсековцы выяснили, что у непокорного раввина снова появилась крыша над головой, а покидать свой пост он и не думает. Чекисты не раз наведывались в синагогу. Досталось и дочерям, и жене рава Моше – иметь мужа и отца раввина в стране «всеобщего равенства» было нельзя.

Через некоторое время власти закрыли последнюю синагогу в Любани. Семья рава Файнштейна нашла пристанище у старого еврея-сапожника. Этот храбрый человек приютил семью рава, перед которым под угрозой расправы закрывались все двери. Позднее раббанит Файнштейн вспоминала, что этот скромный человек знал весь Шас, и проводил ночи напролет в той самой синагоге, где расположилась их семья.

Трудно поверить в это, но все время, что рав Моше Файнштейн провел под коммунистическим игом, он не оставлял ни занятий Торой, ни (что можно считать открытым чудом) своего раввинского поста. Он продолжал отвечать на многочисленные письма с вопросами, которые ему присылались, а кроме того, не покидал свою общину в Любани. Такая активная деятельность не могла остаться незамеченной со стороны советских карательных органов. Невозможно себе представить невероятную смелость этого великого мудреца Торы: посреди коммунистического ада был еврей, не просто беззаветно преданный Торе и Всевышнему, но и продолжающий помогать и наставлять других! И при всем этом он оставался совершенно невредим – без сомнения, сам Творец оберегал своего преданного раба!

Решение об эмиграции из Советской России рав Моше Файнштейн принял только тогда, когда никаких дальнейших возможностей оставаться уже не было. У власти стоял Сталин (да сотрется его имя!), маховик репрессий начал работать с невиданной силой. Дети росли, а в таких условиях воспитать их полноценными евреями было практически невыполнимой задачей. Рав Моше направил родственникам за границей просьбу о помощи с выездом…

В 1939 году в Нью-Йорке состоялась встреча между равом Моше Файнштейном и великим мудрецом Торы и учеником Хафец Хаима равом Эльхананом Бунимом Вассерманом, который прибыл в Америку с целью сбора денег для ешивы. В разговоре рав Моше упомянул, что были люди, которых весьма разочаровало его бегство из Советской России. 

Рав Эльханан ответил, что Хафец Хаим сказал: страна, в которой запрещены слова Торы, подобна туалету (где запрещено говорить о вещах, связанных со святостью). «Невозможно заставлять человека провести всю жизнь в таком месте». 

Поскольку многочисленные прошения о выезде были отклонены советскими властями, рав Моше решает поехать в Москву, в надежде там разрешить этот вопрос.

В одежде крестьянина рав Моше Файнштейн пробрался в Москву, тщательно избегая любых встреч с представителями властей. В Москве его приютила семья стариков. В их доме он спал, а все время, не связанное с хлопотами о визе, он проводил в доме учения.

Однажды рав Моше задержался в доме учения допоздна. Решив, что не стоит так поздно тревожить стариков, приютивших его, он остался в доме учения и учился всю ночь. 

Наутро выяснилось, что ночью была облава на людей, незаконно находящихся в Москве (а по сути дела – задерживали всех подозрительных). Если бы рав Моше ту ночь ночевал на квартире, то у него и приютивших его стариков были бы большие неприятности.

Благодаря помощи Свыше и усилиям влиятельных американских евреев рав Моше Файнштейн и его семья получили разрешение на выезд.

С тяжелым чувством они покидали Россию. Брат рава Моше, рав Мордехай, который был равом в Шклове, был арестован прямо за праздничным столом в Шавуот и отправлен в Сибирь, где и скончался. Но и это было не все – напоследок, уже при пересечении границы, советская власть сделала прощальный «подарок» великому мудрецу, отказавшемуся присягнуть новому «тельцу»: пограничники отобрали у рава Моше его записи, объявив аналитические заметки к Талмуду и алахические выкладки «антисоветской пропагандой» …

Советский ад был позади, впереди – 50 лет величия и славы наставника всего народа Израиля!

Сразу по прибытии в Америку, рав Моше Файнштейн дал несколько уроков Торы. Еврейская пресса писала, что «все главы ешив и раввины города присутствовали на этом экстраординарном уроке».

Безусловно, Америка была гораздо более приспособленным для жизни государством, нежели Советская Россия. Однако это в основном касалось материальной стороны дела. Что касается духовной стороны, то тут важно помнить, что еврейская жизнь в Америке находилась в процессе становления. Б-гобоязненные евреи, прибывавшие из Европы, сталкивались со многими трудностями. Тем не менее, рав Моше Файнштейн в силу своих уникальных знаний и величия в Торе, довольно скоро возглавил ешиву «Месивта Тиферет Иерушалаим», превратив небольшую ешиву в одно из крупнейших мест изучения Торы в Америке.

Отношение рава Моше к ученикам было подобно отношению отца к собственным детям. Он никогда не повышал голоса, не допускал порицаний. Даже на экзаменах он пользовался формулировками типа «давайте ответим на следующий вопрос», «давайте подумаем». Если ученик явно не выдерживал экзамена, то рав Моше чаще всего говорил: «я не сомневаюсь в ваших знаниях, но хотел бы поговорить с вами еще раз через две недели».

После войны в Америке вышло в свет новое издание Вавилонского Талмуда, очень качественное и приспособленное для нужд учащихся. Рав Моше Файнштейн поспешил приобрести его, и на следующий день появился в ешиве с новой книгой. 

В процессе учебы рав Моше отлучился от стендера с раскрытой книгой, и, пока его не было на месте, один из учеников по неосторожности пролил на раскрытую книгу чернила. 

Вернувшись на место, рав Моше увидел страницы новой книги, полностью залитые чернилами. Окружавшие его ученики не знали, что сказать – они знали, с каким трепетом их наставник относился к книгам… Лицо главы ешивы озарилось улыбкой: «Ну что же, синий – действительно мой любимый цвет». С этими словами рав Моше продолжил учиться, как будто ничего не произошло…

Всю свою жизнь рав Моше Файнштейн занимался написанием своего основного труда – книги «Игрот Моше», в которой были собраны его законодательные постановления и ответы на многочисленные вопросы, поступавшие к раву Файнштейну в течении многих лет. Начало этой книги было положено еще в России. Именно она принесла раву Моше известность во всем еврейском мире как выдающемуся знатоку еврейского закона и абсолютному алахическому авторитету.

Кроме этого, рав Моше составил фундаментальные аналитические заметки к Талмуду, которые были изданы в книге «Диброт Моше».

Всю свою жизнь рав Моше Файнштейн отличался постоянством в изучении Торы. И в советский период, и в преклонные годы в Америке он не спал больше 4-5 часов ночью, позволяя себе иногда небольшой перерыв после обеда. При этом, по свидетельствам учеников, как только он вставал после своего отдыха, то первое, что он делал – брал в руки небольшое издание Танаха, с которым не расставался практически никогда. Даже размешивая одной рукой сахар в чашке – второй он перелистывал книгу. Когда юные ученики спрашивали, в чем секрет успеха в Торе, рав Моше отвечал: «Безусловно, необходимо иметь хорошую голову, а это – благословение Свыше. Но критически важно тяжело трудиться над Торой и иметь постоянство в учебе». Раббанит Файнштейн шутливо говорила, что для ее мужа Гемара подобна бутылке виски для алкоголика: «Он просто не может жить без нее».

Однажды один из внуков рава Моше решил проведать его вместе с женой. Придя в дом, они увидели, что рав Моше что-то изучает с великим энтузиазмом. Решив не прерывать мудреца, молодые люди присели подождать. Они просидели некоторое время, пока не появилась раббанит Файнштейн и не сказала: «Если вы ждете, пока он прервется, то вам стоит запастись терпением. Вы проведете здесь весь день». Услышав слова жены, рав Моше поднял голову от книг, и сказал: «Я бы хотел, чтобы вы никогда не видели меня сидящим без дела!»

Как быть настоящим еврейским лидером? Для рава Моше Файнштейна ответ был очевиден. В первую очередь это тот, кто бесконечно любит свой народ и Тору. Любовь и уважение рава Файнштейна к людям была совершенно уникальной. Он здоровался на улице со всеми встречными. Когда однажды, задумавшись над сложным вопросом, он не поздоровался на улице с одним евреем (не бывшим ему ни родственником, ни учеником), ученики ешивы стали свидетелями уникальной картины: пройдя еще немного, рав Моше остановился, будто упершись в невидимую стену. Затем он резко развернулся, догнал того еврея, поздоровался с ним и даже немного о чем-то поговорил. Все это время с его лица не сходила приветливая улыбка.

В ешиве «Месивта Тиферет Иерушалаим» работал дворником один русский эмигрант-нееврей. Он не был силен в английском, и был малообщительным человеком. Однажды у него случилась сильнейшая зубная боль, и он весь день держался за щеку. 

Это заметил рав Моше. Он подошел к дворнику и заговорил с ним по-русски. Они проговорили некоторое время, и дворника как будто подменили – он перестал держаться за щеку, а на его лице была такая улыбка, которой у него никогда до тех пор не видели.

Однажды, во время Рош а-Шана, один из полицейских, сопровождавших группу евреев во время обряда Ташлих, подошел к раву Моше и попросил его благословения. В ответ на удивленные взгляды окружающих он сказал: «Моя мать говорила мне, что нужно брать благословение у святых людей…». Рав Моше благословил полицейского. Увидев это, благословение попросили также и его коллеги. 

Великий мудрец Торы, выдающийся наставник и законоучитель, рав Моше Файнштейн был призван в Небесную ешиву в пост Эстер 5746 (1986) года. В тот момент, когда чистая душа праведника покинула наш мир, лампочка над его местом в ешиве (в тот час наполненной учащимися, читавшими Теилим), недалеко от Арон а-Кодеш, заискрилась и погасла.

Подготовил Арье Кац.


http://www.beerot.ru/?p=51531