Жена – главный помощник Свыше

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

387
отказался

Сказал Всевышний: «Нехорошо человеку быть одному, сделаю ему помощника напротив него». Комментируют наши мудрецы, если супруги удостоились, это будет действительно помощь, а если, не дай Б-г, нет, то противостояние. Есть еще одно объяснение, говорящее, что само противостояние жены мужу – тоже помощь.

«Бина йетейра йецер а-нашим» – дополнительная сила понимания женщин превосходит мужское понимание. «Бина йетейра» – большая помощь мужу, поскольку помогает ему увидеть многие вещи в другом, новом для него ракурсе. При этом сказано в Пиркей Авот: «Им эйн бина, эйн даат, ве им эйн даат, эйн бина» – «без мудрости нет понимания, и без понимания нет мудрости». Важно понять, что и мудрость, и понимание (даат и бина) не могут быть одно без другого, и оба эти качества необходимы человеку для принятия правильного решения. Если перед человеком стоит выбор из нескольких различных вариантов достижения цели, функция бина, понимания – предоставить мозгу все возможные варианты, а функция даат, мудрости – выбрать из всех вариантов наиболее верный.

Как вы уже догадались, все это имеет прямое отношение к семье. Жена – символ понятия бина – зачастую намного лучше может увидеть ситуацию и ее возможные решения. Роль мужа основывается на понятии даат – он должен принимать решения, но перед этим очень и очень важно внимательно выслушать жену! Идеальная помощь, которой супруги удостаиваются свыше – когда понимание женщины служит для того, чтобы на основании бина йетейра раскрылась мудрость и сила принятия решений. Например, можно видеть только один вариант и принять его к действию – и лишить себя возможности принятия решения, поскольку другие варианты были просто скрыты от сознания. А можно иметь несколько возможных вариантов – и не иметь достаточно мудрости, чтобы взвесить их и сделать выбор.

Блестящий преподаватель ешивы может оказаться негодным судьей – при совершенном знании возможных вариантов прочтения сугии в Талмуде у него может просто не быть умения применить выученное, когда дело касается выведения практической алахи. Был один большой мудрец в Земле Израиля. Он был замечательным преподавателем, и в какой-то момент ему предложили должность судьи в раввинском суде. После его назначения суд не смог вынести едва ли ни одного решения, поскольку в каждом предполагаемом решении он находил, что возразить. Через какое-то время он вернулся к преподаванию и сумел вырастить многих мудрецов Торы: его мудрость (даат) помогла ему принять правильное решение – находиться на своем месте, согласно своим способностям и уделу в Торе.

Структура матриархата изначально является ущербной и идет вразрез с природой человека. Речь не идет (ни в коем случае!) о том, что «место женщины – в углу на кухне». В еврейской семье у женщины есть свое место в доме и свой голос, и голос этот чрезвычайно важен! Но решения в доме следует принимать мужчине, просто потому, что таким его создал Творец, и в этом – его функция. Известная многим фраза «прилепится к своей жене, и станут они единым телом» относится также и к мозгу – только вместе возможно принимать решения и двигаться в правильном направлении. Как мы говорили, бина и даат, понимание и мудрость, неразрывны и одинаково необходимы. Я советуюсь со своей женой по очень многим вопросам, но принимаю решения сам. Моя жена видит много таких вещей, которые я не вижу, и это всегда помогает мне принять правильное решение. В этом я вижу наиболее здоровый подход к единству в семье, настоящий эзер – помощь.

С кенегдо, противостоянием, все немного сложнее. В Торе есть заповедь «тохеха» – порицание, наставление. Корень этого слова – «охаха», доказательство, разъяснение. Таким образом, суть порицания другого человека – своим наставлением прояснить ему тот путь, по которому он должен идти.

Наши великие учителя, в том числе Виленский Гаон, искали того, кто смог бы их порицать и наставлять. Нам с вами крупно повезло – нам не надо никого искать: в нашем доме есть самый хороший мохиях – жена. Жена – это зеркало мужчины, и мы видим, что ее порицание проявляется именно тогда, когда она «против мужа». В случаях такого «наставления» мужу не стоит уходить в глухую оборону и вспоминать, что «он – главный», напротив, стоит ему приостановиться и задуматься: а что со мной не так? В чем моя жена права в своей критике? В семьях со здоровым климатом, как правило, есть открытое общение, супруги более доверительно относятся друг к другу и могут озвучить какие-то вещи, которые постороннему человеку не выскажешь. Не стоит забывать и о том, что свойство женщин – бина йетейра, глубокое понимание. Это свойство в сочетании с духовной близостью и семейным опытом позволяет жене видеть в муже достоинства и недостатки больше, чем кому-либо другому. Это дает ей право и обязанность сказать мужу много правильных вещей (но очень важно при этом «не наступать на мозоли»). Мужу лишь остается, отбросив ложную гордыню, суметь это воспринять (даже если она сделала это, как часто бывает, не самым лучшим образом). Жена может сказать мужу то, что она о нем думает – и мы не должны видеть в этом оскорбление своего мужского величия. Даже королева может указать королю на то, что с ним что-то не в порядке, и от этого он не перестанет быть королем!

Йецер ара и тут не дремлет: практический ум мужчина использует для того, чтобы, даже услышав и прочувствовав критику жены, искать и находить всевозможные оправдания своему поведению. И это для него – абсолютное зло! Снова и снова я советую возвращаться к этим строкам, в любой ситуации – до тех пор, пока у нас не выработается абсолютная привычка извлекать пользу для души из любой ситуации. Допустим, один из супругов кричит, и не просто кричит, а еще и оскорбляет другого. Более того, закон Торы не дает никакого права так кричать, и объективно – это неправильно… Напомним себе: есть ашгаха пратит (личное наблюдение Творца над нами), он (она) не прав/а, но что говорит мне Творец через эти крики? Задумаемся: будет ли нормальный человек орать на пустом месте (если, конечно, человек душевно здоров), или я дал ему повод выйти из себя? Где моя вина в создавшейся ситуации? Самое время вспомнить о таком понятии, как хешбон анефеш – самоанализ, взять себя в руки, подавить нанесенную обиду (а жены умеют обижать!) и подумать: как я довел свою жену до такого состояния? Личное общение с глазу на глаз – это не переписка: бумага отображает только слова, тогда как наш голос, интонация, жесты, выражение лица отображают все, что скрывается за словами. Иногда бывает, что человек говорит, казалось бы, исключительно вежливые слова, ничего обидного, но его собеседник «вдруг» начинает кричать и нервничать – потому что он подсознательно почувствовал пренебрежение, злобу и унижение. Иногда излишне холодный, выдержанный в стальных нотах разговор с женой для нее хуже пощечины и воспринимается намного больнее, чем ссора.

В трактате Бава Меция есть раздел, посвященный различного рода обману в денежных делах, а также обиде словом. Сказано там, что человек должен быть особенно осторожен, чтобы не обидеть свою жену, она легко обижается и может быстро заплакать. Проблема – жена слишком легко обижается! Однако здесь есть добрый знак: учась осторожности в обращении с женой, мы тем самым учимся, как правильно общаться с людьми. Самый строгий рав в отношении обращения с близкими – собственная жена: ни с того ни с сего (казалось бы) она может расплакаться. Конечно, возразите вы, ведь и в мишне написано, что все жены – плаксы! Однако мишна пришла научить нас совершенно другому: именно потому, что слезы женщины легко возникают, нам следует быть предельно осторожными и деликатными! И тут не поможет сказать: вот пусть жена над собой и работает, а не рыдает над каждым словом! Тора говорит нам, что в этом – природа женщины, такой создал ее Г-сподь, и она имеет право плакать даже без существенной причины. К тому же, причина для слез всегда есть – ведь женщина что-то чувствует! Так что выход один – работать над собой…

Жена – это зеркало, которое есть дома у каждого из нас. Это – «лакмусовая бумажка» всех наших недостатков. Скажем больше – это уникальная мицва, которая принадлежит только нашим женам, никто лучше них не может указать нам на наши недостатки (а значит, помочь стать лучше). Мы должны быть им за это только благодарны. Если бы никто не указывал нам на наши недостатки, мы бы с ними жили до 120 лет и не исполнили свое задание – сделать себя и мир лучше. Но благодаря нашим женам у нас есть возможность снова и снова задумываться о своих качествах и исправлять их.

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=51827