Врата служения — Главы 20-22

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

499
138 врат

Глава 20 (продолжение)

И еще. Тора включает 613 заповедей: 248 предписывающих в соответствии с 248 членами человеческого тела и 365 запретов в соответствии с 365 жилами. Человеческое тело создано в соответствии с совокупностью заповедей Торы, чтобы показать нам, что основное предназначение его в служении Творцу исполнением заповедей Торы.

Намек на это содержат и слова «И избери жизнь, чтобы жил ты» (Дварим, 30:19). Числовое значение слов «чтобы жил ты» – למען תחי’ה – равно 613. И сказано (Мишлей, 4:4): «Храни заповеди Мои и будешь жить».

Сказали мудрецы наши, что 248 слов есть в «Шма, Исраель» (вместе со словами «Б-г – царь верный» и «Благословенно Имя Славы Его во веки веков») и 248 членов есть в теле человека. Сказал Всевышний, благословен Он: «Храни мои 248 – слова «Шма, Исраель», (произнося которые мы принимаем на себя иго Царства Небес и иго заповедей и провозглашаем единство Б-га) и Я буду хранить твои 248 членов..

[Шульхан Арух, Орах Хаим, 61, 3. В главах «Шма» есть 245 слов. Чтобы дополнить их число до 248 в соответствии с числом членов тела, хазан повторяет еще раз слова «Г-сподь Б-г ваш – воистину» (на святом языке «Б-г ваш» – одно слово). «Мишна Брура» приводит следующее. Говорит Мидраш а-Нээлам: «Начал рабби Йеуда и сказал: “Исцелением будет для плоти твоей и напоит кости твои”. Тора исцеляет тело и кости в нашем мире и в мире грядущем. Сказал рабби Неорай от имени рабби Нехемьи, что в “Шма” есть 248 слов в соответствии с 248 членами тела. Каждый орган произносящего “Шма” так, как подобает, берет одно из слов и исцеляется им. Об этом и сказано: “Исцелением будет для плоти твоей”».]

Таким образом, может раб постичь и познать своего Создателя, глядя на собственное строение, и понять, что цель создания человека в том, чтобы страшиться Б-га и служить Ему, исполняя Тору и заповеди. И кроме сказанного, строение человека содержит многое, позволяющее разумному постичь Творца. Ибо в человеке – подобие Торы и подобие всего мироздания. Поэтому и назван человек «малым миром». Об этом сказал Йов (19:26): «Из плоти моей узрю я Б-га» И не место здесь говорить об этом подробней.

Глава 21

И еще следует знать, что лучше один час душевного покоя в грядущем мире, чем весь покой мира этого. Как сказали мудрецы наши (Брахот, 34б, Шаббат, 63а). «Все пророки пророчествовали только о днях Машиаха, но о грядущем мире сказано (Йешая, 64:3): «Око (ни чье) не видало, Б-же, кроме твоего, что сделано будет ждущему его». То есть все блага и все утешения, которые предрекали пророки, относятся только ко времени Машиаха. Но, что касается грядущего мира – мира душ, где нет ни еды, ни питья, то об этом сказано: «Око не видало».

Так велико благо, уготованное праведникам в будущем, что нет ему меры и не дано человеку постичь его до конца. И, чем более достоинство этого блага, тем меньше известно о нем, ибо тем менее оно постижимо. Ведь в нашем мире люди не способны вынести ни избытка блага, ни избытка несчастья. От слишком большого несчастья человек умрет, слишком же большая радость также повредит ему. Однако в мире грядущем, где нет телесного блага и плотского наслаждения, Г-сподь, благословен Он, дает силы праведникам, чтоб воспринять непомерное благо, о котором не в силах сказать уста и услышать уши. Злодеям же дает Он силы сносить непомерные страдания, покуда не получат они то, что положено. Как сказано (Йешая, 66:24): «Ибо червь их не умрет и огонь их не погаснет …» – Гееном исчезнет, а они (грешники) останутся в огне навсегда.

Поэтому сказали мудрецы (Авот, 4:17): «Лучше один час душевного покоя в грядущем мире, чем вся жизнь этого мира».

Глава 22

И еще, следует знать, что нет радости, подобной радости исполняющего заповеди. Нет в мире того, чему подобало бы радоваться, как исполнению заповеди. Поэтому уподобили мудрецы того, кто служит Б-гу, рабу, которому царь дал золото на продажу с тем, чтобы вся выручка принадлежала рабу. Такой раб не пожелает оставить свою работу ни на час, боясь потерять несметное богатство. Подобно этому, тот, кто оставляет службу Всевышнему, благословен Он, теряет богатство, несравнимое со всем золотом мира.

Также следует знать, что один час, проведенный в раскаянии и добрых делах в нашем мире, лучше всей жизни в мире грядущем. Ведь в мире будущем не дано человеку прибавить добрых дел и Торы, за которые он получил бы награду, и не дано подняться над ступенью, которой достиг он в этом мире.

И так это, поскольку праведники в будущем мире подобны ангелам, у которых нет злого начала, а есть лишь доброе. И каждый из них служит Всевышнему по мере своих сил в соответствии со ступенью, на которой находится, и тем, чего удостоился он в нашем мире. Они наслаждаются этим служением, не ощущая ни труда, ни усталости. Само служение желанно и радостно им. Им не полагается другая награда, ибо само служение – награда их. Подобно этому и ангелы, вечно служащие Творцу, не получают за это другой награды. Они пребывают вечно живыми и сущими на своей ступени в радости и служении, которое само и есть их награда.

И, напротив, тот, кто служит Всевышнему в этом мире, постоянно ведя борьбу со своим злым началом, чтобы покорить и превозмочь его, смиряясь перед добрым началом, достоин великой награды. Как говорят мудрецы наши (Авода Зара, 10б), рассказывая о римском вельможе, который заступился за евреев перед императором и был за это казнен. «Раздался голос с небес и сказал: “Ктие бар Шалому уготована жизнь в грядущем мире”. Заплакал Раби и произнес: “Есть и такие, кто приобретает грядущий мир в один час”». И сказали мудрецы (там же, 3а): «Сказал Всевышний, благословен Он (народам мира): “Глупцы! Тот, кто трудился в канун субботы, станет есть в субботу, а кто не трудился в канун субботы, что станет есть в субботу?!”» И еще сказали мудрецы (Авот, 4:16): «Этот мир подобен прихожей. Приготовься в прихожей, чтобы войти в зал».

Поэтому не пожелает тот, кто служит Творцу, оставить свое служение ни на час и ни на минуту, и не станет заниматься другими делами. Он желает пребывать в мире не для того, чтобы наслаждаться им, но лишь затем, чтобы служить Творцу, снискать расположение в глазах Его и подниматься все выше на ступенях единения с Ним и любви к Нему. Так говорят мудрецы наши (Сота, 14а) о Моше-рабейну, мир ему, который желал войти в Страну Израиля и умолял об этом Всевышнего. Не желал Моше-рабейну войти в Страну, чтобы есть от плодов ее и насытиться благами ее, кроме как для того, чтобы исполнить заповеди, данные только в ней. И об этом сказано: «Счастлив тот, кто пребывает в мире телесном, но помыслы его – в мире духа».

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=53752