От Кораха до Шмуэля — Афтара главы Корах

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

648
мишпатим

Когда первым царем народа Израиля стал Шауль, далеко не все были готовы это принять. Вскоре после его воцарения на израильские земли, что за рекой Иордан, нападает Нахаш, царь амонитян. Царь Шауль выступает ему навстречу с армией и разбивает амонитян, после чего приходит всеобщее признание царя народом.

Потребовав царя, народ оскорбил пророка Шмуэля, бывшего руководителем народа Израиля и верно служившего ему более десяти лет. Шмуэль вызывает молитвой дождь, что является нехорошим знаком во время сбора урожая пшеницы, но в конце речи утешает народ.

В книге «При Цадик» поясняется связь между нашей недельной главой и афтарой. Корах, несмотря на то, что видел все чудеса, совершенные Моше в Египте и после выхода из него, выступает против Моше, стремясь возвеличиться. Пророк Шмуэль, будучи потомком Кораха, спустя многие поколения сталкивается с таким же отношением со стороны народа, требующего поставить над ним царя. Этим народ фактически требует отставки пророка Шмуэля, и в этом комментаторы усматривают реализацию принципа «мера за меру». Подобно тому, как в пустыне Корах восстал против Моше, и сейчас народ как бы восстает против Шмуэля – потомка Кораха.

Одной из причин уверенности Кораха в благополучном исходе бунта было пророческое видение, из которого Корах узнал, что в будущем от него произойдет великий пророк народа Израиля, величие которого сравнивается с величием Моше и Аарона, как сказал об этом царь Давид: «Моше и Аарон – священники Его, а Шмуэль – среди призывающих имя Его…» (Теилим, 99:6). Корах думал, что поскольку в будущем от него произойдет такое великое потомство, он не проиграет и в противостоянии с Моше. Но он просчитался. Его сыновья, оказав уважение Моше и раскаявшись в участии в бунте, были оставлены Всевышним в живых.

Спустя почти четыре сотни лет после выхода из Египта, пророчица Хана вознесла благодарственную песнь Всевышнему за то, что после девятнадцати лет бездетности Он послал ей сына – Шмуэля. В своей пророческой песне она произносит такие слова: «Г-сподь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и поднимает» (Шмуэль 1, 2:6). Говорят наши мудрецы, что Корах и его приспешники не только спустились в Геином, но, уже находясь там, продолжали погружаться в него все глубже и глубже. Хана чувствовала себя косвенно виноватой в ошибке ее далекого предка, и, вознося молитву Всевышнему, остановила спуск Кораха в преисподнюю.

Если внимательно изучить, то станет ясно, что и пророк Шмуэль является частью исправления греха Кораха, и не только в силу того, что был вынужден противостоять желанию народа лишить его лидерства. Главной претензией Кораха, вокруг которой он смог собрать недовольных, было несогласие с тем, что вся власть сконцентрирована в руках нескольких людей. Как утверждал он: «И собрались против Моше и Аарона, и сказали им: чрезмерно много вам! Ведь вся община, все святы, и среди них Г-сподь!» (Бемидбар, 16:3). Но, что удивительно, во времена пророка Шмуэля требования народа были прямо противоположными! Они утверждали, что необходим один лидер, который сконцентрирует всю власть в своих руках: «Нет, только царь пусть царствует над нами». И тут возникает вопрос: почему во времена Моше не удалось внести изменения в форму правления, а во времена пророка Шмуэля это получилось, несмотря на то, что такое требование было изначально неправильным. Ответ на обе части вопроса один: именно Шмуэль – потомок Кораха – был вынужден назначить первого царя в истории Израиля, закончив тем самым эпоху Судей. Именно так он исправлял грех своего предка, начавшего кричать из преисподней (пусть и слишком поздно): «Моше – прав, и учение его – истинно». Шмуэль, как бы находясь на месте Моше, под давлением народа сконцентрировал власть в руках нового лидера. И это – полная противоположность тому, чего хотел Корах и его приспешники.

Строгое взыскание за попытку смены лидера

В конце афтары Шмуэль говорит народу: «Ведь ныне жатва пшеницы, а я воззову к Г-споду, и даст Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, что велико зло ваше, которое вы сделали пред очами Г-спода, испросив себе царя. И воззвал Шмуэль к Г-споду, и дал Г-сподь гром и дождь в тот день; и весьма устрашился весь народ Г-спода и Шмуэля». Дождь во время жатвы является недобрым знаком, и нужно понять, почему пророк избрал именно такое знамение.

Дождь в земле Израиля является благословением, потому что от него зависит плодородие земли. Но все это сбывается только если дождь выпадает вовремя. Если же дождь приходит во время жатвы пшеницы, он уже является проклятием, уничтожающим весь урожай. Этим знаком и намекнул пророк народу, что лишь Всевышний – истинный царь, и что Шмуэль был им достойным судьей, но они отвергли его, и что требование их подобно дождю, идущему во время жатвы.

«И сказал Г-сподь Моше: ступай, сойди, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской. Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали они себе тельца…» (Шмот, 32:7). Пишет Хизкуни, комментируя эти стихи: «Скоро уклонились…» – Я поставил им Моше, чтобы он был им лидером, а они установили другого вместо него, да еще нарушили запрет «Не делай изваяния» (хотя и не делали тельца во имя идолопоклонства). «А теперь оставь Меня, и возгорится гнев Мой на них, и Я истреблю их…» (Шмот, 32:10) – из-за уважения к Моше.

Из того, насколько сильно прогневался Всевышний на народ Израиля (Творец готов был уничтожить весь народ), мы должны выучить, насколько тяжел грех – попытка смены достойного лидера.


http://www.beerot.ru/?p=53945