Эмор — «Карантин» для первосвященника

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1229

Недельная глава Эмор

«И пусть не выходит из Бейт Микдаша» (Ваикра, 21:12).

Пишет Рамбам в законах об принадлежностях Бейт Микдаша (гл. 5, алаха 6): «Ему (первосвященнику) должен быть приготовлена комната в Бейт-Микдаше, который называется “палата первосвященника”, и его слава и величие в том, чтобы он сидел там весь день, и выходил оттуда только домой ночью, или на час-два днем, а дом его должен быть в Иерусалиме, и пусть никогда не уходит оттуда».

Известно, что природа человека такова, что тюрьма – это наказание и тяжкое страдание для человека, даже если она будет самой роскошной, и ему будут доставлять туда все самые большие удовольствия в мире. Все равно это ничего не будет стоить для него, и он будет очень мучиться. Несмотря на то, что на самом деле человек может сидеть дома многие дни и не уходить оттуда, и это не доставляет ему никакого огорчения. Однако, как только его принуждают остаться дома – в нем, как огонь, загорается желание освободиться.

Великий рав Хаим Шмулевич находит примеру этому в книге Млахим (1, 2):

«Давид приказывает своему сыну Шломо перед смертью: “Вот… Шими бен Гера бен Ямини… и он поносил меня, когда я шел в Маханаим, а он шел навстречу мне в Иордан, и я поклялся ему именем Всевышнего (что не буду его убивать), сказав: “Если я убью тебя мечом…” А теперь не спускай ему, ведь ты – мудрый человек, и будешь знать, что делать, чтобы он в крови был похоронен”.

Далее рассказывается, что царь Шломо призвал к себе Шими, и приказал ему построить себе дом в Иерусалиме и сидеть там, и не выходить никуда, “а если ты выйдешь и перейдешь Иордан – знай наверняка, что тебя казнят, твоя кровь на твоей голове (т. е. ты сам будешь виноват в своей смерти – прим. пер.)”. Ответил Шими царю: “Хорошо. Как мой царь велит – так я и сделаю”. И сидел Шими в Иерусалиме многие дни.

Прошло три года. Два раба Шими сбежали к Акишу бен Меха, царю Гата. Ему донесли, что его рабы в Гате. Шими встал, оседлал своего осла и пошел в Гат к Акишу, попросить вернуть своих рабов. И вернулся Шими и вместе со своими рабами из Гата.

Доложили царю Шломо, что Шими уходил из Иерусалима в Гат. Царь отправил посланцев, и призвал Шими к себе. И сказал ему: “Я ведь заставил тебя поклясться именем Всевышнего, и сказал тебе, что если ты выйдешь из Иерусалима, то будешь знать наверняка, что тебя казнят…”

Царь Давид приказал Шломо: “А теперь не спускай ему”, т. е. Шломо должен найти предлог казнить Шими. Отсюда следует, что царю Шломо было совершенно ясно, что если он прикажет Шими не выходить из Иерусалима – в конечном итоге он выйдет оттуда, поскольку такова природа человека: он совершенно не терпит ограничений. Тот, кому не поставили этих границ, может спокойно прожить в Иерусалиме всю жизнь, и у него не будет никаких причин покидать его. Однако, как только человек заперт на своем месте – он по своей природе чувствует необходимость разбить этот запор и выйти».

Основа этого природного свойства человека в том, что таким было его состояние изначально, когда он был сотворен.

Ведь говорят наши мудрецы (Хагига, 11б), что Первый человек был размером от начала мира и до конца, и потом, когда его масштабы уменьшились, это не значит, что от него отрезали какие-то части, но все «от начала мира до конца» съежилось, чтобы поместиться внутрь человека. Это свойство – занимать весь мир, от начала до конца, до сих пор живо внутри человека. Поэтому для него естественно «распространяться» на весь мир, или, как минимум, чтобы у него была возможность сделать это. Поэтому, когда человека загоняют в рамки какого-то одного места, это идет вразрез с его природой, и он очень страдает от этого.

Действительно, мы видим, что человек получает огромное удовольствие от поездок в разные страны, от созерцания разных многих мест в мире, и даже маленькие дети могут долгое время тихо сидеть в машине, с удовольствием рассматривая новые места, мимо которых они проезжают. Объяснение этому то же самое: поскольку настоящий «размер» человека – от начала мира до конца, а когда человек видит и знает что-то, он ощущает, как будто увиденное в каком-то смысле принадлежит ему, поэтому, чем больше он видит и знает о мире, тем более он как бы возвращается в первоначальную форму человека – быть размером с весь мир.

Это базовое и сильное наслаждение.

Однако, здесь заложен один замечательный момент. Мудрецы говорят нам (там же, в трактате Хагига), что первый человек был величиной с начала мира до конца, а ростом он был – от земли до неба, причем и то и другое – одного размера. Получается, что таковы размеры человека по природе, но именно – или одно, или другое: или от земли до неба, или от одного конца мира до другого. Но и то и другое вместе – невозможно!

Также как Всевышний дает человеку все, что ему необходимо, так ему дана возможность удовлетворить и эту потребность заполнять весь мир, и, хотя это нереально в простом, физическом смысле, это возможно сделать с помощью силы мысли, что является основой человека, поэтому в нашем поколении человек охватывает весь мир посредством телефона, самолета и газеты, и знает все, что происходит во всем мире.

Однако, как мы сказали, это Всевышний дал нам в нашем поколении, поскольку это одна из насущных потребностей человека, который не в состоянии быть запертым в четырех стенах, как домашнее животное. А что было в прошлых поколениях?

Во всех прежних поколениях человек заполнял мир не от одного конца до другого, а от земли до неба.

И не только евреи, чья голова всегда была в небесах, связанная с Престолом Славы Творца, но даже и неевреи занимались высшей мудростью, связанной с ангелами и созвездиями. Однако, когда реальность человека изменилась, то, вместо того чтобы стоять на ногах, достигая головой неба, он просто «упал», и теперь он как бы лежит, охватывая весь мир от одного конца до другого.

Когда мы читаем о первосвященнике: «Пусть не выходит из Бейт Микдаша», на первый, поверхностный взгляд, в нашем сердце может пробудиться жалость к первосвященнику, находящемуся в заключении в своем доме и в Иерусалиме. Однако Рамбам пишет, что то, что он сидел в Бейт Микдаше и в Иерусалиме, и не двигался оттуда, было его величием, ведь величие человека заключается в том, что он стоит на ногах, и голова его вверху, а не лежит, уткнувшись лицом в землю, как животное.

Так что каждый из нас, кто присоединяется к этой жадной страсти человечества, желанию «знать, что происходит в мире», должен решить, каким человеком он хочет быть: лежать на земле и смотреть от одного конца мира до другого, знать все, что происходит в Америке, Китае, Индии и т. д., охватывая весь мир. Или стоять на ногах, когда его голова – в небе, у Престола Славы Творца, благословен Он, слышать песнь ангелов и учить Тору из уст Всевышнего. Однако невозможно получить и то, и другое, поскольку эти две реальности полностью противоречат друг другу.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=64510