Бемидбар — Таким должен быть мир еврея

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

739
мишкан пекудей

Недельная глава Бемидбар

Как-то раз меня попросили выступить на собрании перед Днями Трепета, и побудить слушателей к тшуве. Зал был полон, но атмосфера была легкомысленной, люди пересмеивались и шутили. Не так ведут себя накануне Суда. Тем более, если речь идет о Суде, когда принимается решение о жизни, здоровье, заработке и счастье на следующий год.

И я даже мог их понять…

Так что я начал вот с чего: «У нас говорили, что в месяце Элуль даже рыбы в море трепещут. Ну, так пусть рыбы и трепещут — нам-то что. Другими словами, Дней Трепета должны бояться нерелигиозные — те, кто нарушают законы Торы. А мы ведь полны заповедей, как гранат – зерен. Тфиллин мы накладываем? Три раза в день молимся? Шаббат соблюдаем? Кушаем только кашерное? Так чего нам бояться Суда в Рош а-Шана?!»

Я увидел, что люди согласно кивают. Я попал в точку, выразил их ощущения. Они – хорошие евреи, какие претензии к ним могут быть? Они полагаются на Всевышнего, что Он не проявит неблагодарность!

Что ж, это был неподходящий момент разбираться с каждым пунктом. Каков уровень кашрута, и осторожности в отделении трумот и маасрот. Как много возможностей оступиться в соблюдении Шаббата, и как опасно невежество в его законах. Ведь уже постановил автор «Яарот Дваш», что тот, кто не знает, как следует, законы Шаббата, непременно будет нарушать его. Как выглядят молитвы, и что насчет запрета посторонних мыслей, когда человек в тфиллин. (Рав Айзик Шер как-то раз был на свадьбе у своего ученика, и жонглер привел в восторг публику: он танцевал под музыку, когда у него на голове стояла бутылка пива, на бутылке – поднос, а на подносе – стаканы, полные пенящегося пива. Когда он закончил свой танец и снял поднос, все вздохнули с облегчением. А рав Айзик сказал: «Вот так же я себя чувствую каждый день, когда снимаю тфиллин с головы. Ведь когда я в тфиллин, абсолютно запрещено отвлекаться, и я должен быть сосредоточен на них, как тот танцор!»)

Я же решил атаковать их с другой стороны, о самом этом мировоззрении. Вот, что я им говорил.

Автор книги «Меират Эйнаим», рав Йеошуа Фальк (комментарий к «Хошен Мишпат», известный, как СМА, 3:11) писал, что «мнение несведущих в Торе противоположно мнению мудрецов Торы». Причем речь идет об образованных и просвещенных людях, которые проверяют и анализируют ситуацию прежде, чем выносят свое решение. Но между ними и мнением Торы – бездна.

Приведу пример. Когда Израиль был заполнен волнами новоприбывших, и мы вели среди них свою деятельность, когда власти делали все, чтобы ее прекратить, мы на своей шкуре выполняли сказанное в Гемаре: «До какого момента доходит заповедь увещевания? До ударов» (Эрхин, 15б). Сколько ударов нам пришлось получить — и кулаками, и дубнинками!

Хазон Иш беспрестанно подбадривал нас, говоря: «Мы – солдаты Всевышнего, а солдаты не дезертируют с поля боя!»

Однажды я пришел к нему отчитаться в нашей деятельности среди новоприбывших в Хадере, и рассказал об огромных трудностях, с которыми мы сталкиваемся. «Оно и понятно, это ведь нерелигиозное место…» – сказал я тогда.

Хазон Иш прервал меня и взволнованно сказал: «Что значит нерелигиозное место? Вся земля Израиля – наша! Они крадут ее у нас, и мы обязаны вернуть ее в свои владения, как сказано: “И вернул то, что украл!”»

И добавил: «В Тель-Авиве есть район под названием Борухов. Знаешь, что написано в их уставе? Что в их районе запрещено строить синагоги! А сегодня, сколько там есть синагог, и какие важные раввины работают в них!»

Мое мнение было мнением человека, «не мудрого» в Торе. Я видел реальность, как она есть, и вынес решение: мы вторгаемся в область нерелигиозных. Хазон Иш же видел истинную реальность, в соответствии с первыми словами Раши в Пятикнижии: вся земля, и все, что ее наполняет – принадлежит Всевышнему, и Он отдал Святую Землю святому народу. А о тех, кто приходят, чтобы жить на этой земле не по Торе, сказано: «И пришли вы, и осквернили Мою землю, и Мое владение превратили в мерзость!» (Йермияу, 2:7).

Это и есть истинный взгляд!

Таким должен быть и взгляд на нашу жизнь. На нас самих. Все здесь присутствующие соблюдают Тору и заповеди. Все бодрствовали в ночь праздника Шавуот, и получили Тору утром. Но всегда-всегда перед праздником Шавуот мы читаем главу Бемидбар (Тосафот, Мегила, 31б). Почему? Потому, что  в ней есть урок для нас. Она показывает и указывает нам, в каком свете мы получаем Тору, с каким мировоззрением и каким взглядом на жизнь.

О чем говорится в главе Бемидбар? Сыны Израиля стоят четырьмя лагерями вокруг Мишкана. Мишкан – в центре, колено Леви во внутреннем кругу, по семьям, а остальные колена Израиля – во внешнем кругу, по своим лагерям.

Нужно понять: святая Тора ведь настолько «экономит» слова. Все серьезнейшие законы Шаббата, наказание за нарушение которых – скила, написаны намеком, «как горы, висящие на волоске». Все законы шхиты – одним словом. А все остальные детали – в устной Торе. А здесь, казалось бы, законы, касающиеся лишь того времени, когда евреи были в пустыне, – и им посвящена целая глава!

Ведь если даже пророчество, которое было не нужно всем поколениям, не было записано, то уж тем более – глава Торы.

Отсюда следует, что есть здесь указание каждому еврею в каждом поколении.

Обычное наше восприятие мира таково: мы живем себе своей жизнью и стремимся к своим удовольствиям и счастью. К здоровью и счастью, хорошему заработку и положению в обществе, замечательной семье и удовлетворению в жизни. Но, поскольку мы все-таки евреи, дадим Всевышнему Его часть: три молитвы в день, сто благословений в день, соблюдение Шаббата и праздников. А если добавим еще и урок Торы – это уже даже больше необходимого!

Это мнение «несведущих в Торе». С таким взглядом на жизнь, действительно, нечего бояться Дня Суда. Нам еще и сдача полагается.

Но нам указано читать главу Бемидбар перед дарованием Торы, чтобы обрести ее через такое понимание: Мишкан – это центр всего. Служение Всевышнему выражается в принесении жертв и изучении Торы, на что есть намек в Скрижалях Завета. А они – Святая Святых, центр всего центра, и по их имени весь Мишкан называется «Мишкан свидетельства». Это – центр нашей жизни. Вокруг него мы располагаемся. В первому кругу – колено Леви и Моше рабейну, Аарон и его сыновья, занятые святым служением и обучающие законам Всевышнего Яакова и Его Торе – Израиля. А все остальные колена – во внешнем кругу.

Это учит нас: таким должен быть мир еврея.

Он должен строиться вокруг Мишкана, вокруг духовности. Прежде всего, во внутреннем кругу – его «колено Леви», его учеба Торы и служение Всевышнему. И только во внешнем кругу – обычная жизнь.

А если это истинный, верный взгляд, «мнение Торы», то именно в соответствии с ним нас будут судить и в Дни Трепета. Насколько «Мишкан» стоял в центре нашей жизни, насколько «колено Леви» было в первом кругу!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=71205