Ваешев — Караван с пряностями

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

897
караван с пряностями

Недельная глава Ваешев

«Караван ишмаэлитян идет из Гильада. Их верблюды были нагружены пряностями…» (Берешит, 37:25).

Как-то раз меня встретил рав Ицхак Видер, житель Бней-Брака. Рассказал мне историю об интересном деле в раввинском суде рава Шломо Клюгера из Бродов.

История такова. Попечителя общины вызвали к губернатору города. Такой вызов обычно не предвещал хороших новостей. И действительно, опасения подтвердились. Губернатор объявил, что армейская дивизия будет проводить тренировки в их области, и евреи города будут обязаны на время тренировок поселить у себя солдат – по одному-двум солдатам в каждой семье. У попечителя общины потемнело в глазах: чтобы в семье поселился солдат – грубый мужлан, который еще и ругается. Его придется кормить, ублажать – ведь если что не так, кто знает, как именно он выразит свое недовольство. А в доме – скромные еврейские девушки. Короче говоря, новость – хуже некуда. Но делать нечего, это приказ правительства. Попечитель собрал всех евреев, и сообщил им ужасную весть.

Все были в шоке. Но среди евреев были хасиды, которые тут же пришли в себя: «Обратимся к нашему ребе и будем умолять отменить тяжкий приговор!» Были там и миснагдим (противники хасидизма), которые отнеслись к этой идее недоверчиво, но, конечно же, не возражали.

К ребе пришли посланники, рассказали, в чем дело, и он спросил: «Сколько вы готовы заплатить, чтобы приговор был отменен?»

«Да любую цену, ребе!» Кроме духовного и морального вреда, ведь прокормить этих «гостей» тоже будет стоить больших денег!

«Хорошо, — сказал ребе, — я сейчас собираю деньги на важную заповедь – выкуп пленников. Если вы дадите мне тысячу золотых – будете спасены».

Хасиды были счастливы. Если разделить эту сумму на все семьи, это будет не так уж много. Они вернулись в свой город и сообщили радостную новость. Хасиды обрадовались, а миснагдим сомневались. Хасиды были уверены в силе своего ребе, и поэтому предложили такой договор: пусть все заплатят свою часть, а если ребе не удастся отменить постановление правительства, хасиды вернут миснагдим их деньги!

От такого предложения невозможно было отказаться. Посланники вернулись к ребе с деньгами. Он обрадовался, и сказал, что в заслугу заповеди выкупа пленников, о которой сказано, что «нет более великой заповеди, чем эта», и в ней заключено огромное множество других заповедей (см. Рамбам, «Заповеди подарков бедным», гл. 8, алаха 10), они сами не будут пленниками солдат.

Через несколько дней попечителя общины снова вызвали к губернатору. Сообщили, что пришло официальное письмо, отменяющее предыдущий план. Тренировки не будут проходить в этой области, так что не нужно принимать солдат. Хасиды пели и плясали от радости. Какая разница – сам ребе совершил это чудо, или оно произошло в заслугу заповеди выкупа пленников, главное – что тяжкий приговор отменен.

Однако миснагдим решили не уступать. Они пошли сами к губернатору и попросили разрешения взглянуть на письмо. Внимательно изучили, и увидели, что послано оно было две недели назад, и просто задержалось в пути. Получается, что оно было написано еще до того, как хасиды побывали у ребе. А из этого следует, что не ребе совершил это чудо. Так что хасиды обязаны вернуть им деньги, что они и не замедлили потребовать.

Хасиды же стали утверждать, что ребе предвидел все заранее духом святого постижения, и отменил приговор в корне, еще до того, как он был оглашен. Миснагдим стали насмехаться над таким объяснением, и весь город просто закипел, как суп в котелке.

В итоге было решено обратиться к великому раву Шломо Клюгеру. Но прежде, представители миснагдим заявили: «Уважаемый рав, мы не ищем компромисса. Мы хотим знать мнение Торы, и каков источник вынесенного решения!»

Рав Клюгер выслушал претензии обеих сторон, и велел им вернуться на следующий день. Миснагдим напомнили: «Рав, только строгий закон Торы!»

Рав кивнул.

На следующий день они вернулись к раву Клюгеру. «Танах для вас достаточно убедительный источник?» – спросил рав.

Разумеется.

«Что ж, давайте проучим отрывок из Пророков (Шмуэль 2, 6). Царь Давид пожелал привести Ковчег Завета из Кирьят-Йеарим в Иерусалим. Уза взял Ковчег с недостаточным почетом, и Всевышний умертвил его. Давид испугался святости Ковчега, кто сможет вести себя с ним достаточно осторожно? И привез его в дом Оведа-Эдома гаттиянина, который был левитом и был достоин служить при Ковчеге. Увидел Давид, что дом Оведа-Эдома гаттиянина был благословлен из-за Ковчега Всевышнего, и перевез его в Иерусалим. До сих – сказанное в Пророках.

В трактате Брахот (63б) объясняется, что за благословение получил Овед-Эдом: это свекровь (т. е. его жена) и восемь ее невесток (жены ее восьми сыновей), которые родили каждая по шесть детей. Как сказано (Диврей а-Ямим 1, 26): “А у Оведа-Эдома восемь сыновей, ведь благословил его Всевышний, шестьдесят два у Оведа-Эдома”. То есть – она и невестки родили по шесть детей, это получается пятьдесят четыре, и еще восемь взрослых сыновей — шестьдесят два.

А теперь давайте посмотрим: сколько времени длится беременность? Девять месяцев. Иногда бывает “краткий срок” – семь месяцев. А сколько времени Ковчег находился в доме Оведа Эдома? Сказано прямым текстом: “Ковчег Всевышнего был в доме Оведа-Эдома три месяца, и Всевышний благословил Оведа-Эдома, и весь его дом, и сказано было Давиду: благословил Всевышний Оведа Эдома и все, что у него есть, ради Ковчега Всевышнего, и пошел Давид, и с радостью перевез его в город Давида” (Шмуэль 2, 6:11-12).

Если они родили через три месяца, получается, постфактум, что забеременели за полгода до этого. Как же это доказывает, что дом Оведа-Эдома был благословлен благодаря Ковчегу Завета? Отсюда можно сделать единственный вывод: Всевышний готовит благословение и спасение заранее, в качестве награды за будущее деяние, а на деле награда приходит уже после самого доброго деяния.

Как было у Оведа-Эдома – так и в вашем деле. Вы дали деньги на выкуп пленных, ребе помолился, и пришло спасение. Даже если оно было подготовлено заранее – оно было подготовлено именно ради этой заповеди и молитвы!»

Действительно, этот принцип мы находим в иудаизме не раз. В трактате Ктубот тоже приводится история: один нищий пришел к Рабе. Тот спросил его: «Что ты привык кушать?» Ответил нищий: «Жирную курицу и старое вино». Сказал Раба: «А ты не боишься быть бременем для общины?» Ведь ты собираешь милостыню на проживание, кто разрешил тебе есть такую роскошную пищу за чужой счет? Ответил нищий: «Я что – ем за их счет? Я ем за счет Творца!» Ведь сказано: «Глаза всех обращены к Тебе, а Ты даешь им пропитание вовремя» (Теилим, 104:27). Сказано буквально «в его время», а не «в их времена», что подчеркивает, что каждому Всевышний дает его пропитание в нужное ему время. Тем временем к Рабе пришла в гости его сестра, которую он не видел уже тринадцать лет. Она принесла с собой жирную курицу и старое вино. Сказал Раба: «Что изменилось?» Комментирует Раши: какая необычная вещь произошла? Что она пришла сюда с курицей и вином, именно в нужный момент. «Ну, садись и ешь!» – сказал Раба нищему.

Здесь заканчивается история Гемары. А я спрашиваю: была одна женщина, которая удостоилась того, что ее брат был главой народа Израиля, главой Санедрина, самым большим еврейским мудрецом, умным и богатым, великим как в открытой части Торы, так и в скрытой. И она не видится с ним не год, и не два, а тринадцать лет! Почему? Наверное, жила очень далеко. А что случилось теперь? Наверное, очень соскучилась. Решила не приходить с пустыми руками. Взяла с собой упитанную курицу и старое вино.

Когда она отправилась в путь? Несколько дней назад. Когда пришел нищий к Рабе? Несколько минут назад. Как же так получилось, что она пришла именно сейчас, именно в нужный момент и именно с подходящим подарком? Это доказывает, что Свыше готовят все заранее, чтобы человек получил это в нужный момент!

Однако, выводится ли этот принцип из Гемары, или из Пророков – нет ничего, на что не было бы намека в самой Торе. Где? В нашей недельной главе. В истории о продаже Йосефа.

Братья собираются убить Йосефа, по милости Небес, Реувен вмешивается и спасает его, уговаривает их бросить его в яму. Йеуда предлагает продать его проходящим мимо ишмаэлитянам.

Вроде бы цепочка случайных событий. И вот выясняется, что караван несет не зловонную нефть, а благоуханные пряности, чтобы праведник не страдал от плохого запаха, а, наоборот, наслаждался приятными ароматами.

Когда караван вышел из Гильада, когда они купили пряности, когда погрузили на верблюдов?

Но нужно помнить – Свыше готовят все, чтобы предоставить в нужный момент!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=78048