Ваишлах — Лишь добро будет преследовать меня…

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

330
две необходимости

Меня спросили вопрос, и я должен признаться – ответа не знал. Тора рассказывает, что Эйсав взял все, что у него было, и ушел на гору Сеир «из-за своего брата Яакова». Раши объясняет: из-за «долговой расписки», обещания Творца: «Пришельцами будут твои потомки в чужой земле, и поработят их и будут мучить их». Эйсав сказал: уйду-ка я отсюда, и у меня не будет доли в подаренной Аврааму Святой Земле, но и «долг» не придется отрабатывать. Так Эйсав потерял все.

Но здесь есть вопрос: колену Леви не пришлось «отрабатывать долг», они не были в рабстве в Египте, и, тем не менее, у них есть удел в Святой Земле.

Как сказано в Мишне (Маасер Шени, гл. 5, алаха 14), что левит приносит первинки урожая и читает, поскольку у него есть надел в Земле Израиля, – сорок восемь городов левитов.

И еще кое-что: перед дарованием Торы сказано: «Моше отослал своего тестя, и тот ушел себе в свою землю». Говорит об этом Мидраш: «Сердце знает горечь своей души», поэтому «чужак не примет участие в его радости». Всевышний сказал: народ Израиля был в рабстве в Египте, тяжко работал с глиной и кирпичами, а Итро, который спокойно сидел в своем доме, сейчас пришел посмотреть на радость получения Торы вместе с Моими сыновьями? Поэтому «Моше отослал своего тестя».

Итро не удостоился присутствовать при даровании Торы, поскольку не прошел тяжелое египетское рабство. Однако колено Леви не просто удостоилось получить Тору, а более того – Моше рабейну, левит, был тем, кто передавал Тору Израилю, а Аарон со своими сыновьями находились ближе всего к горе Синай. Евреи даже опасались, что главная часть Торы была дана только сынам Леви (Раши, Дварим 29:6). А ведь левиты тоже не страдали, они не находились в рабстве в Египте!

Вот такой вопрос. Я вернулся домой, открыл книги, и нашел ответ.

В наших святых книгах приводится комментарий «Зоар» на стих: «Египтяне мучили их (евреев), тяжелой работой, с глиной и кирпичами, и выполнением всех видов работ в поле» (Шмот, 1:14). «Зоар» говорит: «авода каша» (тяжелая работа) – это «кушия» (вопрос в Талмуде); «хомер» (глина) – это «каль ва-хомер» (букв. – «тем более»; один из способов изучения текста Торы); «левеним» (кирпичи) – это «либун алаха» (выяснение закона); а «все работы в поле» – это «брайта» (мишны, не вошедшие в записанные раби Йеудой а-Наси свод). В чем тут идея? Что, когда фараон соблазнил народ Израиля прийти и якобы «помочь» ему в работе, сыны Леви не пришли, поскольку приняли на себя бремя Торы.

А «с каждого, кто принимает на себя бремя Торы, снимают бремя властей» (Авот, гл. 3, м. 5). Поэтому-то им и не пришлось тяжко работать в Египте.

Ну, теперь все понятно: Эйсав пошел на гору Сеир пасти свой скот, а Итро спокойно сидел себе дома. Но сыны Леви были-таки в Египте, просто вместо тяжелой работы с глиной и кирпичами они занимались тяжелым трудом изучения Торы. Удивительно ли, что во время дарования Торы они удостоились самой большой близости к Творцу, и что они наслаждаются плодами обещанной Земли Израиля, не трудясь над их выращиванием?

В мидраше («Берешит Раба», 60) Элиезер, раб Авраама, назван «благоразумным рабом». В чем выражалось его благоразумие? Он сказал себе: «Уже проклят мой род (поскольку он был из потомков Кнаана, о котором сказано: “проклят Кнаан, он будет рабом своим братьям”, так, чем ждать, пока придет какой-нибудь варвар и поработит меня, лучше я буду рабом в этом доме [доме Авраама; и какое рабство – быть тем, что “черпает” Тору своего учителя и “поит ей” других (Йома, 28б), быть самым главным в его доме, тем, кто управляет всем его хозяйством], а не в другом доме».

Как прекрасны слова великого раби Йеуды а-Леви: «Рабы времени – они рабы рабов. И лишь рав Г-спода поистине свободен!» Ведь «свободный человек – лишь только тот, кто занимается Торой» (Авот, гл. 6, м. 2), «поэтому, когда каждый человек просит своего удела, моя душа просит удела Г-спода!» (Эйха, 3:24)

Вместо того, чтобы быть рабом рабов – что включает в себя быть рабом своих страстей и вожделений, будем рабами Царя, а ведь сказано в трактате Швуот (47б): «Раб царя подобен самому царю».

Наш праотец Авраам был рабом Всевышнего, и удостоился жизни, подобной будущему миру (Бава Батра, 17а). Элиезер был его рабом, и вошел вместе с ним в его Ган Эден. Более того – наши мудрецы говорят, что он вошел в Ган Эден, будучи живым! («Ялкут Шимони», Берешит, 24)

Этот выбор предстает перед каждым человеком: если он удостоился и находится в Ган Эдене, то он «обрабатывает и охраняет землю», изучая Тору и соблюдая ее заповеди. А если не удостоился – он сам себя изгоняет из Ган Эден, и тогда «обрабатывает и охраняет землю», выполняя сказанное «в поте лица твоего будешь есть хлеб», и в горести будет есть его всю жизнь…

Вспомним одну историю на эту тему. Столица Австро-Венгрии, Вена, была в свое время местом, где жили самые лучшие врачи мира, самые известные профессора. Люди стекались рекой, чтобы найти исцеление своим болезням. Многие из них были совсем небогатыми, но здоровье превыше всего. Еще как-то копили деньги, чтобы заплатить врачу, а на гостиницу у них точно не было. В Вене жил один богатый еврей, назовем его реб Авраам. Он, как наш праотец Авраам, удостоился выполнять заповедь гостеприимства самым наилучшим образом: его дом был буквально открыт настежь, и служил пристанищем всем больным и страждущим. Этот еврей часто помогал им и деньгами, и связывал их с нужными врачами и больницами. Он радовался каждому гостю, считал его подарком, посланным Свыше. Но жене его это мешало. Она чувствовала, что их дом похож на проходной двор. Как будто они живут на шумном вокзале. Требовала, чтобы это прекратилось.

Реб Авраам не знал, что делать – и жену огорчать не хочется, но и отказаться от такой важной заповеди он тоже не может.

В то время, Элуль 5683 г., в Вене собрались великие мудрецы Торы – это был первый съезд «Агудат Исраэль», во главе с Хафец Хаимом, который говорил вступительную речь. Реб Авраам решил подойти к Хафец Хаиму в гостиницу и попросить совета. В конце концов, хесед начинается со своего собственного дома. Может быть, он действительно не имеет права помогать другим за счет жены.

Хозяин гостиницы знал реб Авраама, и сказал ему, что Хафец Хаим сейчас собирается завтракать. Поэтому пусть реб Авраам подождет в зале, и, когда Хафец Хаим закончит есть, подойдет к нему со своим вопросом. Тот поднялся и сел в уголке, чтобы не мешать раву кушать. Перед едой Хафец Хаим произнес 23 псалом: «Г-сподь – пастырь мой…» Псалом этот заканчивается словами «только добро и благо будут преследовать меня все дни моей жизни, чтобы пребывать мне в доме Г-спода долгие годы». Закончив псалом, Хафец Хаим вдруг заговорил. «Есть известная поговорка, — сказал он, — “дурак и золото превратит в мусор, а умный и из мусора сделает золото”. Человеку дают Свыше состояние – золото. Если он умный, будет тратить его на благотворительность, на поддержку Торы, и превратит его в вечное богатство. Если же он дурак – будет тратить деньги на удовольствия и развлечение, и превратит их в мусор. А бывает, что человеку дают “мусор” — посылают ему страдания, не дай Б-г. Если он умный – пройдет их, как сказано: “со страданиями живи, и над Торой трудись” (Авот, гл. 6, м. 4). Ведь “нет человека без страданий, и счастлив тот, чьи страдания приходят от Торы” (“Берешит Раба”, 91а). Как сказано “человек рожден для труда” (Иов, 5:7), все трудятся, и счастлив тот, чей труд – это Тора. Ведь тогда он берет “мусор” и превращает его в “золото”.

Вот, скажем, одному человеку Свыше предназначены страдания, душевная боль. А он постоянно приглашает гостей, и порой они его донимают, или все время чем-то недовольны, или чего-то требуют, или неблагодарны, а бывают и не очень чистоплотные. Он страдает. И не знает, какую великую награду получит за свое терпение, и что из-за этого он избавляется от настоящих страданий, которые ему были назначены Свыше. А если из-за этого еще и жена его доводит – а это мучения невыносимые, ведь сказано в Мишлей (15): “Все дни бедняка плохи” – это о человеке, который страдает из-за жены, — так от скольких бед он избавляет себя! А ведь еще и награду за это получит в будущем мире!

Это и просил царь Давид: “Пусть только добро и благо преследуют меня все дни моей жизни”. Владыка мира, если уж мне Свыше положены преследования – пусть они будут только из-за благотворительности и добра, которые я буду делать. “Чтобы пребывать мне в доме Г-спода долгие годы” – пусть увеличится моя награда в будущем мире, который назван “долгим”, и я “заработаю” на моих страданиях. Вот так мусор превращают в золото!»

Так наш еврей получил ответ прежде, чем открыл рот спросить!

Я еще в детстве слышал замечательную историю на эту тему. Один человек оказался в большом порту в городе Одесса. Встал и стал наблюдать. Увидел, как приходят корабли, как разгружают грузы не берег или наоборот, загружают на корабль. Вдруг он увидел корабль, на который загружают… тяжелые камни! Он подошел к капитану, который наблюдал за погрузкой, и спросил его: «Зачем вам нужны камни? Я понимаю, когда грузят на корабль урожай или товары. Но разве там, куда вы направляетесь, не хватает камней?»

Капитан ответил: «Все очень просто. Корабль без груза – слишком легкий. Он находится на уровне воды и, когда начинается буря, может легко потерять равновесие, перевернуться и утонуть. Поэтому корабль должен быть заполнен определенным грузом, и быть погруженным в воду до ватерлинии. У меня нет никакого груза, поскольку я поставляю товар из другой страны сюда. Поэтому, когда я направляюсь туда, приходится заполнять его камнями, которые помогают кораблю сохранять равновесие!»

Чему нас это учит? Если не берешь груз – придется погрузить камни!


http://www.beerot.ru/?p=88329