Хазон Иш — Глава первая — Мудрец Торы и его видение

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

456

Глава первая. Мудрец Торы и его видение

«Однако нет у него права отдаляться от людей его поколения и уединяться в роскошных духовных залах, в богатстве и усладе; выпало в удел ему сойти с горы к народу, разделив с ним тяготы его».

Нашему поколению не довелось узнать нашего учителя Хазон Иша при его жизни. Мы способны оценить его величие в Торе – его книги являют собой краеугольный камень здания Торы для каждого, кто посвятил себя ее изучению; но тот, кто не знаком с эпохой, в которую он жил и работал, никогда не сможет оценить вклад нашего учителя в формирование облика всего поколения.

В этой главе я хотел бы охарактеризовать положение «нового ишува» – «нового» еврейского населения страны Израиля, каким оно было в момент приезда нашего учителя в 5693 (1933) году, и переворот, который он здесь произвел. Это была революция, совершенная одним человеком, который делал свое дело без солдат, без денежной поддержки и без аппарата помощников. Человек, который всю свою жизнь был слаб от природы и жил чрезвычайно стесненно. Единственным его оружием были духовная мощь и отвага, с которой он дерзнул вступить в бескомпромиссную борьбу с общепринятыми воззрениями, безраздельно владевшими умами в ту пору, и в религиозной среде также, включая (тех, которые называют себя) харедим – «трепещущие», – и он действительно удостоился поставить на ноги целое поколение бней Тора (в буквальном переводе «сынов Торы»; в единственном числе – бен Тора) – преданных знатоков Торы, Б-гобоязненных и достигших духовного совершенства.

«Я нашел здесь пустыню и хотел насадить в ней Тору»

Читатель, который не видел, в каком положении находилось еврейское население страны Израиля в 5693 (1933) году, в момент приезда нашего учителя, или даже в 5699 (1939) году, когда я сам приехал сюда, не в состоянии представить себе, – и даже после того, как прочтет эти строки, – что всего пятьдесят-шестьдесят лет назад в духовном отношении страна была совершеннейшей пустыней. Это была не просто «яма пустая, в которой нет воды» т.е. Торы, но также, словами наших мудрецов, «змеи и скорпионы есть в ней» — враги и разрушители Торы.

В ту эпоху считалось очевидным, что все относящееся к славному прошлому народа Израиля устарело и кануло в прошлое. Сионизм, освоение новых земель, осушение болот и ожидание основания независимого государства, в котором можно будет жить, как все народы, – вот что находилось в центре внимания большинства жителей страны и служило источником вдохновения.

Понятие бен Тора – человек, преданный изучению Торы, – сделалось тогда далеким и совершенно чуждым. Даже тот, кто посылал сыновей в ешиву тихонит (сочетающие изучение Торы со светской программой), считался «очень религиозным». В такой ситуации неудивительно, что в «новом ишуве» не было ни одной ешивы традиционного типа (в которой все время посвящается усиленному изучению Торы), как я расскажу об этом далее.

При подобном положении дел ни один человек даже подумать не мог о возможности такого духовного расцвета, какой видел наш учитель в своих думах и мечтаниях. Те немногие, кто еще хранил верность Торе Израиля и святыням еврейства, не осмеливались даже помыслить о возможности вступить в конфликт с новым руководством и оспаривать сионистское мировоззрение или мировоззрение движения «Мизрахи» (религиозные сионисты), пронизанное ощущением приниженности (перед господствующей идеологией светского сионизма) и изначально готовое на всяческие компромиссы и уступки. Посеять в этом обществе семена, из которых произрастет община харедим, какой мы ее видим сегодня, – подобная задача представлялась тяжелой и столь же нереальной, как насадить цветущий сад в сухой пустыне.

В эту пору страна наша удостоилась приезда нашего учителя.

И вот, после того, как в течение почти пятидесяти лет наш учитель неизменно вел замкнутый образ жизни, он открылся в нашей стране во всем своем сиянии, благодаря великому наставнику народа Израиля, раби Хаиму Озеру (Гродзенскому), который написал о нем в своем письме: «Лев ]т.е. великий в Торе [поднялся из Бавеля». Хазон Иш приехал в твердом убеждении, что здесь нужно изменить все до основания, и вернуть Торе ее былое величие, не делая в том ни малейших уступок. Он сразу же приступил к тому, чтобы укреплять чистое, основанное на Торе мировоззрение и соблюдение всех заповедей, во всех их деталях и тонкостях, включая те, которые связаны с землей Израиля.

Наш учитель принял решение обосноваться и начать свое святое служение именно в «новом ишуве», в Бней Браке, который был тогда маленьким поселением. О причинах этого сообщил мне рав Вознер со слов самого нашего учителя, который сказал ему так: «Иерусалим – город, в котором множество праведников и больших мудрецов Торы, а в «новом ишуве» я нашел пустыню и пожелал насадить в ней саженцы Торы; поэтому я приехал в Бней Брак. И вот, (в случае неудачи) я пойду в Геином (ад) вместе с жителями этого города; но если удостоюсь успеха, то, благодаря им, попаду в райский сад».

Тем, кто слышал тогда о его планах, они казались сном. Они наверняка спрашивали себя: какими силами намеревается наш учитель, человек болезненный и тщедушный, поднять восстание против огромного нерелигиозного большинства, в руках у которого – все ключи от власти?

Восстановление независимости общины харедим

Наш учитель поставил себе целью восстановить и поставить на прочную основу независимость общины боящихся слова Б-жьего (харедим) так, чтобы она находилась под руководством только величайших мудрецов Торы, без всяких компромиссов и уступок, причем главной силой при достижении этой цели должны быть бней Тора и ешивы; на эту тему я приведу один пример.

В 5700 (1940) году, в месяце адар, в один из моих приездов к учителю, я зашел помолиться минху (послеполуденную молитву) в одну из синагог Бней Брака. Там собралось большое общество харедим, и меня, жителя Тель-Авива, не привыкшего к подобному зрелищу, это очень растрогало.

Придя к учителю после молитвы, я выразил перед ним свои чувства и сказал, что в Бней Браке передо мной открылся новый мир, – ведь здесь, в отличие от Тель-Авива и других городов и селений, есть большая община боящихся Б-га! Учитель поправил мои слова, чуть усмехнувшись: ты хотел сказать, что здесь много молящихся? Наша обязанность – сделать их действительно боящимися Б-га и трепещущими перед Ним! Он хотел сказать: действительно, здесь, в Бней Браке, много молящихся, но в данный момент они пока недостаточно Б-гобоязненны; они – лишь «молящиеся».

Для того, чтобы мы могли понять, что тревожило и мучило нашего учителя, я приведу здесь отрывок из опубликованного в то время его воззвания, направленного против широко распространенного в те дни в Бней Браке вида нарушения субботы – доения (коров или коз). Из этого воззвания мы видим, насколько неприглядным было духовное состояние «нового ишува» в тот период; сегодня невозможно поверить в возможность чего-либо подобного. Наш учитель писал там следующее: «Волнуется дух мой во мне; подумал я: выскажусь – и станет мне легче. Наш замечательный город, слава и краса «нового ишува», называемый (вторым) Иерусалимом… Наш город, осененный знаменем Торы, крепость еврейства, ценой жизни готовый отстаивать святость субботы… И вот, внезапно ослабли руки его, – на наших глазах занимаются в нем дойкой в субботу, и некому за это пристыдить! И кто же они, осквернители субботы? Не чужаки, не «свободные» (безбожники)! Братья наши, плоть от плоти нашей, из стана нашего, – люди, голова которых увенчана тфилин; кисти-цицит – в одежде их, мезузы – при входе в их дом… Они, распевающие субботние гимны в святом воодушевлении: «Всякий хранящий субботу по закону, чтобы не осквернить ее», «Возрадовался Моше участи своей»; те самые харедим, – боящиеся Б-га, как положено по закону, – оскверняют (субботу), упаси Б-же, тем, что доят в субботу, а ведь это – запрещенная в субботу работа, согласно закону Торы, о которой заповедано: не делай никакой работы, и в день седьмой пребывай в покое!» («Ковец игрот», ч. 1, 94)

Это воззвание наш учитель опубликовал в 5696 (1936) году – через три года после своего приезда в страну, уже после того, как он назвал Бней Брак «Иерусалимом нового ишува»; из этого становится ясным, что он имел в виду, говоря: «в новом ишуве я нашел пустыню».

Могут ли молодые люди, знакомые с сегодняшним Бней Браком, представить себе подобную реальность?

Во всем Бней Браке была всего одна талмуд-тора (место изучения Торы для детей), а во всем «новом ишуве» – всего одна ешива, соответствующая литовской традиции, – ешива «Ломже» в Петах Тикве. (Ешива «Эйхаль а-талмуд» в Тель-Авиве была колелем – учебным заведением для женатых учащихся. Две ешивы «Бейт Йосеф-Новардок», одна – в Тель-Авиве, которую возглавляли рав Виткинд и рав Вайнштейн, и вторая – в Бней Браке, во главе которой были рав Шецигель и наш учитель, рав Каневски, вели борьбу за свое существование из-за недостатка учащихся). Да и в той единственной «литовской» ешиве «Ломже» учащиеся были в основном не из «нового ишува» страны Израиля, а из Литвы, откуда они бежали, спасаясь от призыва в армию. Во всем «новом ишуве» невозможно было набрать достаточно учеников для создания даже одной ешивы!

В соответствии со всем этим также и положение раввинов было самым незавидным. Только те из них, которые соглашались получить членскую книжку движения «Мизрахи», могли работать в раввинской должности…

Переворот в «новом ишуве»

Тому, кто не удостоился быть в тесной близости с нашим учителем, не понять, кем был этот человек, – и какие были у него силы.

Тот, кто не видел ту эпоху, эпоху «духовной пустыни», не сможет понять, что свершил наш учитель в «новом ишуве».

Если мы вглядимся в духовный облик «нового ишува» в час кончины Хазон Иша и оглянемся назад, сравнивая этот облик с тем, каким он был в дни, когда наш учитель приехал в страну Израиля, то увидим, что между этими двумя событиями произошел подлинный духовный переворот, – притом, что речь идет не о столетиях, а всего лишь о промежутке времени между 5693 (1933) г. и 5714 (1953) г. (годы жизни нашего учителя в земле Израиля).

Когда Хазон Иш приехал в страну в 5693 (1933) году, он нашел «духовную пустыню» в «новом ишуве», – и даже три года спустя, в 5696 (1936) году, все еще доили по субботам в Бней Браке. А в час его кончины уже возвышались в своем великолепии ешивы «Поневеж» и «Слободка», и были созданы еще десятки ешив в Бней Браке и по всей стране. Наш учитель был тем, кто заложил основы для создания этих ешив, а во многих случаях, – возможно, даже во всех, – внес реальный вклад в их создание.

Подавляющее большинство харедим, прибывших в страну Израиля раньше нашего учителя, присоединились к движению «Мизрахи» и, как мы уже упоминали, никто из них не посылал сыновей в ешивы. Хазон Иш произвел переворот во взглядах многих родителей. Он поднял авторитет мудрецов Торы и глав ешив, приехавших в страну, и внедрил в общественное сознание понимание важности изучения Торы и ешив, и таким образом создал предпосылки для их основания.

Не только в Бней Браке была раскинута его сеть. Он беспокоился обо всем «новом ишуве». Великий мудрец Торы, р. Аарон Йеуда Лейб Штейнман, состоявший в руководстве ешивой «Хафец Хаим» молодежного движения «Агудат Исраэль» в Кфар Сабе и обосновавшийся там на жительство, несколько раз искал возможности перебраться жить в Бней Брак, но наш учитель удерживал его от этого, убеждая его, что он обязан жить именно в таком месте, которое нуждается в укреплении еврейского образа жизни (по законам Торы).

Мне известны еще немало подобных случаев, когда учитель отвечал людям, просившим у него совета, чтобы они не переезжали из других поселений в Бней Брак, так, чтобы люди, преданные Торе, были в «новом ишуве» повсюду.

Мне вспоминается, как один достойный уважения человек, живший в Хадере, который беспокоился о воспитании своих детей и хотел переехать в место, где легче жить согласно заповедям Торы, получил от нашего учителя ответ, что ему следует остаться в Хадере и заботиться о том, чтобы также и там была еврейская жизнь. С другой стороны, другой житель Хадеры, тоже просивший совета о переезде, получил утвердительный ответ. И когда он спросил, почему такому-то человеку было сказано, чтобы он оставался в Хадере, учитель ответил ему: я советую каждому в соответствии с тем, что он собой представляет. Тот человек преуспеет и духовно вырастет даже в нерелигиозной среде, и потому он должен жить там ради блага того места, но ты сможешь больше преуспеть и вырасти в среде харедим, поэтому тебе следует жить в Бней Браке.

Продолжение следует

Перевод: рав Пинхас Перлов


http://www.beerot.ru/?p=89403