Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за предоставленное ей право опубликовать пока неизданный перевод книги «Рабби Миллер о Будущем мире».
Глава 2. Этот мир
Продолжение
Возможно ли преуспеть в этом мире и отправиться прямо в рай?
Да — благодаря хешбону — расчету. Думайте! Думайте — подводите итоги — каждый день прежде чем лечь спать. «Что я сделал, когда проснулся сегодня утром. Сказали ли я «моде ани» с соответствующей намеренностью? Когда я омыл утром руки, сделал ли я это с необходимыми мыслями, как коэн — священник, который омывает руки, прежде чем начать служение в Храме? Когда я произнёс благословение «мальбиш арумим» — «облачающий нагих», радовался ли я своей одежде? Когда я произнёс «ше-осо ли коль цорки» — «который позаботился обо всех моих нуждах», посмотрел ли я на свои ботинки? Когда я произнёс «озер Исроэль бэ-гвура» — «опоясывает Израиль мощью», подумал ли я о своём ремне, который поддерживает мне брюки (и перед обедом, и после обеда)?» Это называется «хешбон а-нефеш». Сделайте это частью распорядка дня. Проводите его каждый вечер, или настолько часто, насколько возможно. Таким образом можно избежать невыполненных обязанностей. А ад — это для тех, кто не думает.
«Пламя вырвется из тех, кто делает хешбон» — из тех, кто думает — «и пожрёт тех, кто не думает» (Бава Батра 78б). Те, кто не думает, живут без хешбона, без сметы своей жизни. Люди могу совершать нехорошие поступки, и им никогда даже не придёт в голову, что они сделали что-то не так. Когда приходит Йом Кипур, они сидят в синагоге и слушают приятное пение кантора. Иногда они даже ему подпевают. Но думают ли они? Думают ли они, что прошёл ещё один год? Думают ли они, чтó сказали своей жене? Думают ли они, чтó сказали своему мужу? Может быть они обидели свою жену? Может быть они обидели своего мужа? Может быть они совершили онаат дварим — словесное оскорбление? Или ещё хуже: может быть они украли у кого-то деньги? Йом Кипур — это время задуматься, сделать хешбон, подвести итог своих поступков.
Но не нужно ждать Йом Кипура. Делайте это каждый вечер, перед сном. И даже если будете это делать время от времени — это тоже стоящее занятие. Таким образом можно позаботиться о том, чтобы попасть в Ган Эден, в рай, без задержек, даже без коротких остановок, в аду (В главе, посвящённой аду (том 2, гл. 5), Р. Миллер объясняет, что ад работает как «стиральная машина», которая отмывает душу от пятен. Лучшее время смыть их — в этой жизни, а лучший способ это сделать — это провести смету, хешбон, своего поведения, подумать о своей жизни, о нехороших вещах, которые вы совершили, а также, о тех хороших поступках, которые вы могли сделать, но не сделали. Жизнь, посвящённая опровержению своей вины и попыткам найти себе оправдание, приведёт только к тому, что пятна придётся отмывать в аду. Это гораздо менее приятная «стирка».).
Что такого страшного если человек живёт, не подводя итоги? Если он соблюдает Тору и зарабатывает свой удел в Будущем мире, разве он не испытает счастья после смерти?
В Будущем мире будет много категорий людей. Там много благочестивых людей. Чем больше вы будете работать над собой здесь, тем более праведным человеком вы будете там, и тем лучше будет ваше положение.
Многие люди думают: «если заслужу попасть в Будущий мир, буду этим доволен. Даже если там мне придётся сидеть в последних рядах — нестрашно. Главное — попасть туда.» Это ошибка. То, что вы делаете в этом мире, параллельно тому, чем будете в Будущем мире. Стремление к почёту не заканчивается у могилы. Настоящий почет в Будущем мире будет дарован тем, кто добился величия в этом мире. Чувство зависти никогда не умрёт. Оно сопровождает нас в Будущий мир. Тех, кто будет сидеть в задних рядах, будет грызть и снедать зависть, даже если они будут наслаждаться счастьем Будущего мира. «Почему я не добился большего, пока у меня была такая возможность?» Люди, которые живут с хешбоном — подводят итоги своих действий и своего духовного роста — будут предметом завести тех, кто живёт без хешбона. Поэтому Талмуд говорит «пламя зависти пожрёт тех, кто жил без хешбона…» («Пламя зависти» основано на продолжении отрывка Талмуда, приведённого в предыдущем вопросе. Там приводится стих (Бамидбар 21:28): «ибо огонь вышел из Хешбона, пламя из города Сихона, пожрал он Ар-Моав, жителей высот Арнона». Талмуд говорит, что «огонь вышел из Хешбона… пожрал» означает, что пламя вырвется из тех, кто делал хешбон, т. е., анализировал свои деяния в этом мире, и пожрёт тех, кто свои деяния не анализировал.).
Мы должны посвятить часть дня расчету, анализу, взвешиванию, учёту самих себя; надо подумать о своём прошлом, сделать планы на будущее. Даже несколько минут в неделю, один раз в неделю —великое достижение. Это самоочевидная вещь. Бенджамин Франклин посвятил немало времени самому себе. Он сделал календарь, в котором записал себе определённые установки, которые хотел обрести: терпение, молчаливость, смиренность. Он выявил тринадцать достоинств, и каждую неделю работал над одним из них. Получалось, что к концу года, он повторил каждое из них четыре раза. Здравомыслящие люди, включая неевреев, работают над собой и таким образом обретают благоразумие и проницательность. Но еврей может приобрести гораздо больше, если будет жить мнениями Торы, если сделает себе карьеру мышления по Торе.
Когда человек обретает эти установки, он вложил в себя счастье Будущего мира, ибо счастье в Будущем мире — это мысли, которые он берёт с собой. А страдания в Будущем мире — это ошибки, с которыми он туда приходит. Если человек берёт с собой вероотступничество, подлость, лень, эгоизм, склочность, неверность лидерам Торы, небрежное отношение к заповедям, и вообще, если его подход такой, что Тора его не очень-то и обязывает к чему-либо, он берёт с собой в Будущий мир мучения, от которых ему будет трудно избавиться. Он будет всеми силами стараться отделаться от них. Иногда, если он не зашёл слишком далеко, Всевышний разрешит ему сбросить с себя эту ношу страданий и мук. Он может не быть большим праведником в Будущем мире, но, по крайней мере, получит награду за те хорошие вещи, которых он достиг в этом мире.
Работайте над собой, пока не поздно. Живите с самоанализом. Думайте, что вы делаете. Проснитесь! Живя с хешбоном, вы будете счастливы и в этом мире, и в мире Будущем.
Перевод: рав Б. Набутовский