«И отдаст Г-сподь, Б-г твой, его в твои руки…»

От редакции. В этой статье идет речь о победе в Шестидневной войне
  1. Настоящее избавление… или нет?

Радость пришла в дом Израиля. Рассказывают, что на улицах Иерусалима танцевали, узнав о великом спасении. Случившиеся чудеса пробудили в людях веру и стремление вернуться к Б-гу. Одни говорят о книге «Шмот», что она приближает сердце к вере, другие бегут покупать книги Псалмов для солдат – по их просьбе! Люди пробуждаются и возвращаются к соблюдению заповедей, у всех на устах случившиеся удивительные события и чудеса.

У пророка Зехарьи сказано: «Так сказал Г-сподь Воинств: возревновал Я о Ционе, ревностью великой и яростью великой возревновал о нем. Так сказал Г-сподь: Я возвращаюсь в Цион и обитать буду в Иерусалиме, и назван будет Иерусалим городом истины, и гора Г-спода Воинств – горой святой. Так сказал Г-сподь Воинств: еще сидеть будут старики и старухи на площадях Иерусалима, каждый с посохом своим в руке его – от глубокой старости. И площади города наполнятся мальчиками и девочками, играющими на площадях его. Так сказал Г-сподь Воинств: как удивительно будет это в глазах остатка народа этого в те дни, так удивительно (это) будет и в Моих глазах, – слово Г-спода Воинств!» Неужели наши глаза видят исполнение этого пророчества? Разве не описывает пророк то, что происходит с нами сейчас? На первый взгляд – да.

Однако окончание последнего из процитированных стихов указывает на то, что это все еще не исполнение того пророчества: «…так удивительно (это) будет и в Моих глазах, – слово Г-спода». В глазах Всевышнего, Который вывел Израиль из Египта со знамениями и чудесами, так, что устрашились все жители Ханаана, и только Сихон и Ог позволили себе выйти на войну против евреев! В глазах Всевышнего, Который отдал нам землю Ханаана, проведя нас через войну с 31 царем! И все же, когда сбудется пророчество, о котором мы говорим, Он скажет: «это удивительно и в Моих глазах». Так ли сильны чудеса, произошедшие с нами, относительно этого всего? По-видимому, в этом пророчестве заложено нечто большее.

Также и из-за формы, в которую облек Всевышний дарованное нам спасение в этой войне, невозможно сказать, что оно достигло такого уровня, когда его можно было бы назвать «война Всевышнего», как было предназначено для нас. Во время исхода из Египта Всевышний спас Израиль и нанес Египту сокрушительное поражение, при этом не погиб ни один еврей. Так же было и на войне против 31 царя [при завоевании Земли Израиля евреями под руководством Йеошуа бин Нуна]. Такой вид войны называется «войной Всевышнего». Поэтому, когда завоевывали город Ай, Йеошуа очень обеспокоился из-за гибели 36 евреев [помимо естественного переживания из-за гибели своих братьев, Йеошуа, как руководитель народа, понимал, что в каком-то аспекте духовный уровень Израиля упал, поэтому война идет не так, как должна была идти, и стал искать, что нужно исправить], и тогда был обнаружен Ахан (см. книгу Йеошуа 6-7 который своим мародерством привел обвинение на весь народ. Ведь на «войне Всевышнего» невозможно, чтобы были погибшие, и чем больше жертв унесла война, тем дальше она от понятия «войны Всевышнего».

Также «война Всевышнего» обычно не ведется людьми. «Как было с Мидьяном», «как было с Санхеривом» – так выглядит «война Всевышнего». Поэтому видится, что это еще не было «войной Всевышнего». По-видимому, все чудеса и удивительные события, случившиеся с нами, были даны нам как знак, чтобы мы укрепились из-за спасения, дарованного Всевышним, чтобы ждали полного Избавления (да придет оно вскорости, в наши дни!) и были готовы к нему.

Если внимательно изучить рассказ Торы об исходе из Египта, можно обнаружить, что перед тем, как к людям придет избавление, от них требуется подготовиться к этому. Там сказано: «…выведите и возьмите себе мелкий скот…» (Шмот, 12:21) [там идет речь о первой пасхальной жертве, которую принесли еще в Египте]. По рассказу Мидраш раба, Моше спросил тогда у Всевышнего: «Неужели мы принесем в жертву животное, которому египтяне поклоняются как божеству, у них на глазах, и они не забросают нас камнями?» Всевышний ответил ему: «Клянусь твоей жизнью, они не выйдут отсюда, пока не принесут в жертву египетское божество на глазах у египтян, чтобы показать им – это божество ничего не стоит». Отсюда мы учим: для того, чтобы удостоиться избавления, следует полностью и абсолютно избавиться от идолопоклонства, которому привержено поколение, и тогда оно удостоится избавления. И именно для того, чтобы нас укрепить в исполнении этой задачи – в избавлении от идолопоклонства вообще, и в частности – от идолопоклоннической мысли «сила моя и крепость моей руки сделали мне все это», чтобы укрепить нас в вере в Единого Б-га, – вот для чего был дан нам знак через чудеса и удивительные вещи, которые произошли с нами.

Также Всевышний дал нам в Египте кровь пасхальной жертвы и кровь обрезания, «чтобы занялись заповедями». Избавление возможно, когда люди заняты исполнением заповедей.

  1. Желать добра ближнему

«Люби ближнего, как самого себя» – в этом вся Тора, а все остальное в ней – лишь комментарий к этому, иди и изучай, так сказали мудрецы. Смотрите, что об этом написано в книге «Томер Двора»:

 «Кто Б-г, как Ты, (Который) прощает грех и проходит мимо (не вменяет в вину) преступления остатку наследия Своего» (Миха, 7:18) [комментарий автора относится к выделенным словам стиха]. Всевышний поступает с Израилем так: он говорит: «Что я могу сделать с Израилем, ведь они мои кровные родственники». Община Израиля называется как бы супругой Всевышнего, и Он называет ее «Моя дочь, Моя сестра, Моя мать» (Шир а-ширим раба, 9). И сказано (Теилим, 148:14): «Израиль, народ, близкий к Нему» – у Израиля есть как бы родственная связь с Творцом, они Его сыновья.

И это одно из значений слов «остатку (шеэрит) Его наследия», לשארית נחלתו, от слова шеэр басар (שאר בשר), «кровная родственная связь». В конце концов, Израиль – наследие Всевышнего, и Он говорит: «Если Я накажу их, то боль будет на Мне», как написано (Йешаяу, 63:9): «Во всех их бедах Ему беда». … И написано (Шофтим, 10:16): «И не терпела душа Его мучений Израиля», поскольку Он не может терпеть страдания и унижения сыновей Израиля, так как они шеэрит Его наследия – как бы часть Его.

Таким же образом человек должен относиться к своему ближнему, ведь все евреи – кровные родственники. Все их души соединены вместе, и в каждом человеке есть духовные части других. Именно поэтому «не может сравниться один человек, исполняющий заповедь, с множеством людей, исполняющих заповедь», – поскольку они все связаны один с другим [и дополняют один другого]. Поэтому мудрецы говорили о том, кто приходит в синагогу в числе десяти первых, что он получает награду как сто человек, приходящих после него. «Как сто» можно понимать буквально, ведь души каждого из первых десяти включают в себя одна другую, поэтому десять раз по десять – получается сто, и каждый из первых десяти состоит из ста [частей душ]. Получается, что даже если после него придут сто человек, он получит награду как сто.

И именно по этой причине мудрецы сказали, что «все евреи ответственны друг за друга», ведь в каждом есть часть от другого [аревим — «ответственны» и «перемешать» – однокоренные], и когда один грешит, он причиняет ущерб своей душе и части души другого еврея, которая находится в нем. Выходит, что со стороны этой [общей] части другой еврей является ответственным за него…

Поэтому человек должен желать ближнему добра, радоваться его удачам и заботиться о его почете и репутации как о своей, ведь они единое целое. И поэтому нам была дана заповедь «люби ближнего своего, как самого себя» (Ваикра 19:18). И следует желать благополучия ближнего, никогда не вести порочащие его речи и не желать ему зла… Человек должен переживать за товарища, если тот в беде, так, как будто он сам находится на его месте, и радоваться его успехам как своим.

  1. Все евреи – одно целое

Мудрецы также говорили, что все евреи имеют общую душу, иллюстрируя это притчей: люди плыли на корабле, и вдруг один из них стал сверлить дыру под собой, говоря: я сверлю под собой! На что ему ответили: но ты наполнишь водой весь корабль.

В свете вышесказанного, в настоящее время, когда очень многие сыновья Израиля все еще на полях войны и страх смерти преследует их и их семьи, их жены, дети и родители пребывают в беде – если бы мы чувствовали эту братскую связь между евреями, о которой говорилось выше, когда человек ощущает беду другого как свою, мы бы тоже ощущали бедствие наших братьев, которые все еще находятся на войне. И если бы мы ощущали это и во время радости, о которой мы говорили [радости от победы], эта радость не могла бы быть полной, пока кто-то все еще испытывает реальный страх гибели на войне.

Представим себе чувства бойцов, получивших радостное известие – конечно, они обрадовались, но радость их была неполной. Это же должен ощущать и каждый сын Израиля, как говорилось выше. Однако надо понять вот что: возможность ощущать переживания другого, как свои собственные, существует только благодаря духовной связи между сыновьями Израиля, и это доступно только тем людям, которые живут духовной жизнью, ощущая наличие у себя души. Но не тем, кто живет сугубо жизнью своего тела – ведь тела различных людей никак не связаны, и в этой области никто не сможет прочувствовать ощущения другого, как свои собственные.

И пока мы не начнем подниматься над рамками материального существования, не начнем жить жизнью нашей души – мы будем далеки от жизни согласно заповеди любви к ближнему, что является великим правилом Торы. Все то время, пока мы живем лишь ощущениями своего тела, мы будем ощущать вкус победы, от которой мы выиграли, но останемся далеки от сопереживания бедствиям своих братьев, если эти бедствия нас не коснулись. Насколько это обязывает! [Обязывает измениться в сторону духовной жизни, когда человек умеет сострадать.] И мы уже упоминали, что в области качеств характера нет «нейтрального», в то время как сама природа человека склоняется к жестокости. И если мы не работаем над тем, чтобы наполнить нашу жизнь обратным качеством – любовью к людям, мы будем жить с тем злом, которое обитает внутри нас от природы, и это чудовищно!

Продолжение следует

Перевод – О. Климовский


http://www.beerot.ru/?p=91071