Шалом, мой вопрос касательно статьи «Можно ли пользоваться горячей водой из крана в Шаббат?» р. Яков Кацен, р. Йосеф Свирский. Нельзя помыть все тело. Эта позиция Шулхан аруха и Рамо известна. Я хотел бы уточнить, возможно, есть современные авторитетные поским, кто разрешает мыть все тело (пусть даже по частям). Есть прецедент… Ведь в период с 1 по 9 ава изначально разрешено только смыть грязь. Но сегодня, в современном обществе (в том числе еврейском) отношение к чистоте другое, чем 500 и даже 100 лет назад. Сегодня плохой запах и пот можно приравнять к грязи, и поэтому раввины разрешают смыть с себя пот в эти дни…
1. Какова причина запрета мыть все тело в шаббат?
2. Разве тем, кто чувствует цаар (страдание) от пота, запаха нельзя разрешить помыть все тело (пусть даже по частям)?
3. В чем строгость этого вопроса?
4. Почему нужно разрешить только чувствующим цаар (если это можно разрешить)? Почему просто негативное состояние в шаббат не является достаточным?
5. К какой мелахе это привязано?

Шалом,
1) Как мы обсуждали в предыдущем ответе, причина этого запрета в том, что при использовании горячей воды для мытья в Шаббат высока вероятность совершения работ, запрещенных законом Торы. Мудрецы видели, что владельцы бань оступаются в этом, и из опасения нарушений Шаббата запретили использование горячей воды для мытья для всех, даже таким образом, при котором не совершается запрещенная работа.
2) Мудрецы разрешили мытье всего тела только больным и испытывающим сильные страдания, которые подобны больным. Однако неудобства от плохого запаха и пота не придают человеку статус больного.
3-4) Данный закон не подобен запрету мытья в первые 9 дней месяца Ав по нескольким причинам:
- В 9 дней запрещено только мытье, которое доставляет удовольствие. Поскольку смывание пота и плохого запаха не является мытьем для удовольствия, это разрешено.
- В нашем случае запрет из-за опасения нарушения Шаббата запрещено любое мытье. Есть облегчение только для тех, кто попадает под определение "легко больных" (микцат холе).
- Запрет мытья перед 9 ава основывается на обычае, а в нашем случае это закон, приведенный в Талмуде.
- Поэтому современные законоучители не могут разрешить в этом вопросе больше, чем приведено в Шульхан Арухе и Рамо.
5) Что касается запрещенной работы, с которой связан данный запрет, мы уже упомянули, что здесь есть два опасения:
- Включение системы нагрева - работа разжигание огня (мелехет мавир) и в электрической системе также работа строительство (мелехет боне) по мнению Хазон Иша.
- Смешение горячей и холодной воды – работа варка (мелехет мевашель).
С уважением,
Йосеф Свирский
