Завязывание и развязывание в шаббат — часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

399

Окончание. Начало здесь

Разрывание и разрезание

Всякий раз, когда разрешено развязать веревку, разрешено ее разорвать или разрезать, а когда запрещено развязывать – запрещено разрывать или разрезать даже если это сделать не в том месте, где находится узел («Мишна Брура», там же, п. 7 и 23). Существует мнение («Хазон Иш», там же, 51:13 и 52:17; «Шмират Шаббат ке-Илхата», гл. 9, прим. 60), согласно которому, в случае, когда говорится об узле, развязывание которого запрещено мудрецами, разрешено разорвать или разрезать веревку, если она мешает пользоваться вещью, ибо это действие считается не развязыванием, а порчей веревки, чтобы добраться до искомого предмета. Согласно этому мнению, разрешено в субботу разорвать ленточку, которой обвязали подарочную коробку, связанный целлофановый пакет с халами или другими продуктами, оторвать бирку или ценник, прикрепленный к одежде ниткой или леской и т.п. [Согласно некоторым мнениям, срезая или отрывая бирку или ценник с одежды, если без этого ее невозможно одеть, человек совершает субботний запрет исправления предмета («Хут Шани», там же, стр.232).]

В случае, когда разрешено развязать веревку, предпочтительней ее именно развязывать, а не разрезать или рвать («Хазон Иш», там же, 52:17). Однако, если развязывание требует особых усилий, напротив, предпочтительней ее разрезать или разорвать («Шевет а-Леви», ч. 1, 105:4).

Когда речь идет о ситуации, когда развязывание веревки запрещено Торой, даже согласно менее строгому мнению, еврей не имеет права ее порвать или разрезать в субботу. Но в такой ситуации разрешено попросить об этом нееврея («Минхат Шаббат», 80:59).

Завязывание и развязывание с помощью нееврея

В случае большой нужды, когда другой возможности нет, разрешено попросить нееврея развязать даже крепко завязанный узел, если его завязали на ограниченное время («Мишна Брура», там же, п. 25 и 276:25).

Чтобы предотвратить массовые нарушения, как, например, в случае, если в субботу обнаружилось, что ирув (система перегородок, позволяющая переносить вещи в общественном владении) неисправен, разрешено попросить нееврея завязать узел даже таким образом, который еврею запрещено завязывать Торой. По возможности следует постараться, чтобы нееврей делал узлы, которые еврею запрещены мудрецами, а не Торой, а еще лучше, чтобы он все завязывал на бантик («Биур Алаха», 362:3).

Опасение совершить нарушение

В случае, когда некий процесс принято завершать завязыванием, запрещенным Торой, даже если в самом этом процессе нет ничего запрещенного, мудрецы его запретили, чтобы человек непреднамеренно не нарушил запрет завязывания (Рамо, там же, 317:2; «Мишна Брура», там же, п. 20). Так, например, запрещено вдеть резинку в нижнее белье или в пижамные или спортивные брюки, т.к. после того, как вставили резинку, ее края обычно связывают на неограниченное время двойным узлом. [Если резинка только порвалась, но не «убежала», ее разрешено завязать на бантик (не делая предварительно одинарный узел) или сколоть английской булавкой.] По той же причине запрещено вернуть рассыпавшиеся бусинки на нитку, надуть воздушный шарик и т. п. [«Шмират Шаббат ке-Илхата», 15:63-65, 16:7 и 22. Речь идет также и случае, когда эта же резинка уже находилась прежде в одежде, бусинки возвращают на ту же нить, шарик уже надували прежде, ибо в противном случае действия по исправлению считаются созданием нового предмета и запрещены даже когда нет причин опасться, что могут нарушить заперт завязывания (см. «Шулхан Арух», там же, п. 2; «Мишна Брура», там же, п. 16-19).]

Если в субботу хотят перегородить проход с помощью веревки, для чего ее нужно привязать к двум столбам, должны исполниться несколько условий. Во-первых, узел должен быть непрофессиональный. Во-вторых, должно быть намерение развязать веревку менее, чем через сутки. В-третьих, веревка должна быть уже до субботы привязана к одному из столбов. В-четвертых, ситуация должна быть таковой, что в ней ни данный конкретный человек, ни все остальные люди не оставляют веревку завязанной на длительное время. То, что человек развяжет веревку с того столба, к которому она была привязана до субботы, а узел, сделанный им в субботу, останется больше, чем на сутки, маловероятно, ибо когда человек хочет оставить веревку привязанной к одному из предметов, он обычно выбирает тот, к которому она была привязана раньше («Шулхан Арух», там же, п. 7; «Мишна Брура», там же, п. 33).

Аналогичный закон и в ситуации, когда нужно привязать к забору собаку: узел должен быть непрофессиональный, который намерены развязать менее, чем через сутки и при условии, что ремешок уже прежде был одет на шею животного или привязан к забору.

Пользование тем, что завязали или развязали, нарушив закон

В отношении того, разрешено ли пользоваться тем, что было создано в результате нарушения субботы, и если да, то с какого времени, существует общее правило. Результатом преднамеренного нарушения закона Торы, запрещено пользоваться тому, кто его совершил, навсегда. Другим, даже тем, для кого было совершено нарушение, разрешено пользоваться его результатом сразу по окончании субботы. В случае большой нужды можно разрешить даже самому нарушителю пользоваться результатом нарушения сразу после субботы.

Если нарушение было непреднамеренным: забыл, что сегодня суббота, или не знал, что это действие запрещено, по окончании субботы результатом этого нарушения разрешено пользоваться всем, включая того, кто его совершил. При большой необходимости можно разрешить пользоваться результатом непреднамеренного нарушения всем даже в саму субботу («Шулхан Арух» и Рамо, там же, 318:1; «Мишна Брура», 318:7; «Шаар а-Циюн», там же, п. 98).

Результатом непреднамеренного нарушения закона, установленного мудрецами, разрешено пользоваться всем в субботу («Биур Алаха», 318:1).

В случае, когда непреднамеренно совершенное в субботу действие согласно ряду авторитетных мнений разрешено Торой, как правило, результатом разрешено пользоваться всем в субботу («Мишна Брура», 318:2).

Исходя из сказанного, если человек сделал в субботу постоянный профессиональный узел из-за того, что не знал, что это запрещено, по окончании субботы им разрешено пользоваться всем, включая его самого, а в случае необходимости им разрешено пользоваться всем даже в саму субботу. Все остальные запрещенные виды узлов, сделанные по незнанию, постфактум разрешены всем в субботу (т. к., либо они запрещены мудрецами, либо в отношении их существуют разные мнения авторитетных законоучителей). Тому (и тем более, все остальным), кто непреднамеренно сделал нарушение, развязав любой вид узла, не собираясь вместо него завязать другой, постфактум разрешено пользоваться продуктом нарушения в саму субботу. [Существуют авторитетные мнения (Рош, «Шаббат», 7:2 и 6; Тосафот, Шаббат, 72а), согласно которым, развязывание без намерения завязать новый узел, не запрещено Торой, хотя закон установлен в соответствии с точкой зрения их оппонентов (см. «Биур Алаха», там же, п. 1).]

В каждой ситуации, когда запрещено пользоваться продуктом нарушения, полученным в результате завязывания или развязывания, речь не идет о предмете или его содержимом, с которыми не произошло никаких изменений, вызванных запрещенным действием.

Законы завязывания и развязывания в праздник

Законы завязывания и развязывания в праздники (йом тов) идентичны законам завязывания и развязывания в субботу. Напомним, что, когда речь идет о законах праздников, в Израиле это первый и последний дни Песаха, праздник Шавуот, первый и второй дни Рош а-Шана, первый день Суккота и Шмини Ацерет. В странах диаспоры: первый, второй, седьмой и восьмой дни Песаха, первый и второй дни Шавуота, первый и второй дни Рош а-Шана, первый и второй дни Суккота, первый и второй дни Шмини Ацерета. Законы Йом Кипура в отношении всех запрещенных работ идентичны законам запрещенных работ субботы.


http://www.beerot.ru/?p=88183