Трактат Шаббат — Глава 7 — Мишна 2 — Часть 5

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

3353
трактат шаббат, трактат шабат

Глава седьмая. Мишна вторая

От редакции. До конца данной мишны мы публикуем продолжение комментария «Дополнительная душа».

אֲבוֹת מְלָאכוֹת אַרְבָּעִים חָסֵר אֶחָת. הַזּוֹרֵעַ. וְהַחוֹרֵשׁ. וְהַקּוֹצֵר. וְהַמְעַמֵּר. הַדָּשׁ. וְהַזּוֹרֶה. הַבּוֹרֵר. הַטּוֹחֵן. וְהַמְרַקֵּד. וְהַלָּשׁ. וְהָאוֹפֶה. הַגּוֹזֵז אֶת הַצֶּמֶר. הַמְלַבְּנוֹ. וְהַמְנַפְּצוֹ. וְהַצּוֹבְעוֹ. וְהַטּוֹוֶה. וְהַמֵּסֵךְ. וְהָעוֹשֶׂה שְׁנֵי בָתֵּי נִירִין. וְהָאוֹרֵג שְׁנֵי חוּטִין. וְהַפּוֹצֵעַ שְׁנֵי חוּטִין. הַקּוֹשֵׁר. וְהַמַּתִּיר. וְהַתּוֹפֵר שְׁתֵּי תְפִירוֹת. הַקּוֹרֵעַ עַל מְנָת לִתְפֹּר שְׁתֵּי תְפִירוֹת. הַצָּד צְבִי. הַשּׁוֹחֲטוֹ. וְהַמַּפְשִׁיטוֹ. הַמּוֹלְחוֹ וְהַמְעַבֵּד אֶת עוֹרוֹ. וְהַמּוֹחֲקוֹ. וְהַמְחַתְּכוֹ. הַכּוֹתֵב שְׁתֵּי אוֹתִיּוֹת. וְהַמּוֹחֵק עַל מְנָת לִכְתֹּב שְׁתֵּי אוֹתִיּוֹת. הַבּוֹנֶה. וְהַסּוֹתֵר. הַמְכַבֶּה. וְהַמַּבְעִיר. הַמַּכֶּה בַפַּטִּישׁ. הַמּוֹצִיא מֵרְשׁוּת לִרְשׁוּת. הֲרֵי אֵלּוּ אֲבוֹת מְלָאכוֹת אַרְבָּעִים חָסֵר אֶחָת:

Основных работ (авот мелахот) – сорок без одной.

Сеет и пашет, и жнет, и собирает в снопы. Молотит и веет. Перебирает. Мелет и просеивает, и замешивает тесто, и выпекает.

Стрижет шерсть. Выбеливает ее и растрепывает ее, и красит ее, и прядет, и натягивает продольные нити, и делает две петли в рамах ткацкого станка, и ткет две нити, и распускает две нити. Завязывает и развязывает, и сшивает двумя стежками. Рвет для того, чтобы сшить двумя стежками.

Ловит оленя. Зарезает его и снимает с него шкуру. Солит и выделывает его шкуру. Скоблит ее и разрезает ее.

Пишет две буквы и стирает для того, чтобы написать две буквы. Строит и разрушает. Тушит и разжигает. Ударяет молотком. Выносит из одного владения в другое.

Вот эти основные работы – сорок без одной.

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Сеет и пашет – здесь не написано сначала «пашет» (1), а потом уже «сеет» (2), как это принято делать. Из этого мы учим, что, даже если земля очень твердая, и, перепахав ее и посеяв в нее, ее вновь перепахивают, второе пропахивание тоже считается запрещенной работой «пашет».

Жнет – это относится к зерновым. Но и собирающий с деревьев плоды тоже совершает запрещенную работу «жнет» (3).

Собирает в снопы – собирает уже сжатые зерновые и складывает их в одно место (4)(5).

Веет – бросает лопатой по ветру (6). Перебирает, удаляя отходы руками или через сито (7)(8). Просеивает через решето (9). Все эти три работы имеют единое назначение – все они выполняются для того, чтобы отделить отходы от еды. Но, поскольку все три работы выполнялись в Скинии Завета, каждая из них считается отдельной работой – пусть они и похожи между собой. Еще одна причина – они не совершаются вместе, а делаются последовательно, одна за другой (10)(11).

Выпекает – такой работы не было в Скинии, так как выпекают лишь хлеб, а хлеб при возведении Скинии не выпекали. Просто в мишне представлен порядок изготовления хлеба. Однако работа «варит», подобная работе «выпекает», совершалась и для возведения Скинии, когда изготовляли снадобья для окраски шерсти в цвет тхелет, а также в пурпурный и багряный цвета. Тот, кто помешивает в кастрюле или кладет крышку на кастрюлю, стоящую на огне, совершает работу «варит» (12). И все предыдущие работы, перечисленные в этой мишне, – «сеет», «жнет», «молотит» и т.д. – все они выполнялись при изготовлении красителей для Скинии (13).

Стрижет шерсть – эта и все другие работы по обработке шерсти нужны были для изготовления шерсти тхелет, которую использовали при возведении Скинии (14)(15).

Выбеливает ее – стирает в реке (16).

Растрепывает ее – бьет ее палкой, а также расчесывает ее гребнем (17)(18)(19).

Натягивает продольные нити – на старофранцузском языке «ордир» (20).

Делает две петли в рамах ткацкого станка – продевание двух нитей в кольца на рамах (21)(22).

Распускает – выплетает продольные нити из поперечных или поперечные из продольных для того, чтобы ткать дальше (23).

Завязывает и развязывает – ловцы хилазона, из которого изготовляют краситель для тхелет (24), завязывают (25) и развязывают (26). Ведь, поскольку иногда нужно взять веревки из одной сети и добавить их в другую, их отвязывают от одной и привязывают к другой.

Сшивает …рвет – это тоже при изготовлении полотнищ (27). Ведь если полотнище проела моль, проделавшая в нем маленькое круглое отверстие, нужно разорвать ткань выше и ниже этого отверстия, чтобы при зашивании не было складок (28). Сшивает двумя стежками и завязывает, ведь если он не завяжет, соединение не сохранится. При этом он совершает две запрещенные работы – и завязывает, и сшивает.

Ловит оленя – все работы, связанные с выделкой кожи, совершались для обработки шкуры тахашей (29)(30)(31)(32)(33).

Солит и выделывает его шкуру – в Гемаре (75б) задан вопрос: «Ведь засаливание – это и есть выделка?» (34). И отвечают: действительно, следует убрать из перечня одну из этих двух работ и добавить вместо нее «размечает», так как разметка – это тоже одна из основных работ (35).

Скоблит ее – соскребает волоски (36).

Разрезает ее – рассекающий и разрезающий ее на ремни и для сандалий (37).

Пишет …и стирает – при изготовлении Скинии подписывали брусья, чтобы знать, какие из них парные. Писали букву на одном брусе и букву на другом (38), а порой, когда ошибались, то букву стирали (39)(40)(41).

Тушит и разжигает – огонь разводили под чаном с красителями (42)(43).

Ударяет молотком – это завершение изготовления предмета. Так мастер, завершая работу, ударяет по наковальне. Поэтому запрещенная работа «ударяет молотком» совершается, когда завершают изготовление предмета (44)(45).

В начале мишны уже названо общее число: «Основных работ – сорок без одной», а затем все работы перечислены по порядку. Это сделано для того, чтобы научить: даже если человек сделает все работы, существующие на свете, в одном забвении и за один Шаббат, он не будет обязан принести больше, чем сорок [без одной] грехоочистительных жертв. Ведь все остальные работы являются производными от этих основных. А когда он сделал основную работу и производную от нее, он обязан принести лишь одну жертву (46)(47).

Комментарий «Дополнительная душа»

(21) Работа «делать две петли»

Следующая работа – «делают две петли» (עוֹשֶׂה שְׁנֵי בָתֵּי נִירִין – осе шней батей нирин).

С двух сторон ткацкого станка установлены два стояка с перемычками, на которых закреплены две деревянные рамы. Внутри каждой из рам натянуты веревки, подобно струнам (нирин) – по числу приготовленных на станке продольных нитей. В середине каждой «струны» сделана небольшая петля или вдето кольцо – эти петли или кольца называют «батей нирин».

Все продольные нити продевают в батей нирин: четные – в кольца одной из рам, а нечетные – другой («Тиферет Исраэль», 18).

Рамбам указывает, что работа «делать две петли» заключена в изготовлении самих «батей нирин» – т.е. петель или колец на струнах, в которые затем уже вставляются продольные нити (Шаббат, 9:16; см. Тосафот а-Рид, Шаббат, 73а). Поэтому в своем перечне 39 запрещенных работ он сначала называет осе шней батей нирин — «делать две петли», а потом уже – мейсех, «натягивать продольные нити» (Рамбам, «Шаббат», 7:1, 9:16-17). Очевидно, он понимал, что сначала готовили веревки и петли на рамах, а потом уже натягивали продольные нити от дальнего валика к ближнему, сразу же продевая их в эти петли.

Соответственно, Рамбам считает, что производной работой от основной «осе шней батей нирин» (т. е. от изготовления петель) является изготовление корзин, а также решета или сита (Рамбам, «Шаббат», 9:16; «Хаей Адам», Шаббат, 25:3; «Мишна Брура», 344:11:3).

При изготовлении Мишкана делали петли в рамах (а затем продевали в них продольные нити) для того, чтобы ткать полотнища для Шатра («Мишнат а-Шаббат» 23).

Минимальное количество петель, за создание которых нарушитель ответственен по закону Торы, указано в самой мишне: «делают две петли» (там же).

Раши объясняет работу «осе шней батей нирин» несколько иначе: это продевание двух продольных нитей в две петли (Раши, Шаббат, 73а и 105а; см. комментарий р. Овадьи из Бартануры).

(22) Работа «ткать»

Работа «ткет» (אוֹרֵג – орег) заключается в изготовлении ткани путем переплетения продольных и поперечных нитей (Рамбам, «Шаббат» 9:17).

При изготовлении Мишкана ткали полотнища и завесы для Шатра, а также одежду для коэнов (Шаббат, 96б; «Мишнат а-Шаббат», 24).

Минимальное количество ткани, за создание которой нарушитель ответственен по закону Торы, указано в самой этой мишне: «ткет две нити». Имеется в виду, что ткач дважды проводит поперечную нить между продольными – один раз справа налево, а другой – слева направо. Получаются два ряда ткани (Шаббат, 105а; «Мишнат а-Шаббат», 24).

Это и есть основная работа (ав мелаха) – «ткет две нити» (אוֹרֵג שְׁנֵי חוּטִין – орег шней хутин) (Рамбам, «Шаббат», 9:17-18).

Как уже упоминалось, продольные нити (שתי – шти) закрепляли в рамах ткацкого станка – в одной все четные нити, а в другой – нечетные. А поперечная нить (ערב – эрев) была намотана на небольшой валик («челнок» – бухъяр), который находился в руках ткача (Шаббат, 96б).

Сначала с помощью деревянной педали или рукой (в зависимости от конструкции станка) ткач поднимал раму с четными продольными нитями над второй рамой и в образовавшемся между ними интервале проводил поперечную нить справа налево, под прямым углом к продольным нитям. При этом он перебрасывал челнок из правой руки в левую (или работник, стоящий справа от станка, перебрасывал стоящему слева). В результате этой работы в первом образовавшемся ряду ткани все четные продольные нити оказывались над поперечной, а нечетные – под ней.

Второй ряд делали в противоположном направлении – слева направо. Ткач поднимал раму с нечетными продольными нитями и в образовавшемся интервале проводил поперечную нить, передавая челнок из левой руки в правую. Получался второй ряд ткани, в котором теперь уже нечетные нити оказывались над поперечной, а четные – внизу («Мишнат а-Шаббат», с. 168-169).

Производной работой (толада) от основной «ткать» является переплетение нескольких нитей в одну, более толстую. Но некоторые законоучители считают, что при этом совершается не работа «ткать», а другая работа – «прясть» («Хаей Адам», 25:1; «Мишнат а-Шаббат», 24).

К работе «ткать» относятся также различные виды плетения – например, плетенье корзин из веток (Раши, Шаббат, 74б; «Хаей Адам», 25:6; «Кицур Алахот Шаббат», 23:1). Запрещено плести циновку или плетенку из древесных волокон («Зихру Торат Моше», 28), а также переплетать стебли растений или солому. Запрещено вязать из шерсти и сплетать проволоку («Суббота, праздники, будни», гл. 20, п. 19).

Производной работой от орег является также переплетение срезанных волос (если оно продержится в течение долгого времени). А мудрецы запретили переплетать срезанные волосы даже в том случае, если это переплетение неустойчиво, и волосы скоро вновь расплетутся. Поэтому в Шаббат запрещено заплетать парик. Но заплетать волосы на голове, например, в косу, мудрецы запретили по иной причине: это похоже на другую запрещенную работу – бонэ, «строить» («Мишна Брура», 303:82).

(23) Работа «распускать»

Работа «распускает две нити» (פּוֹצֵעַ שְׁנֵי חוּטִין       – поцеа шней хутин) заключена в выдергивании поперечной или продольной нити из ткани, чтобы исправить неудачное (например, чересчур толстое) переплетение. Это основная работа – ав мелаха (Раши, Шаббат, 73а; «Хаей Адам», 25:7; см. комментарий р. Овадьи из Бартануры).

Минимальное количество нитей, за распускание которых нарушитель ответственен по закону Торы, указано в самой этой мишне: «две нити» («Мишнат а-Шаббат», 25).

При изготовлении Мишкана распускали нити, чтобы исправить ткань для полотнищ (Раши, Шаббат, 73а).

Производная работа (толада) – распускать заплетенное, чтобы поправить (Рамбам, «Шаббат», 9:20). Запрещено расплетать толстую нить на несколько тонких, из которых она была сплетена («Мишнат а-Шаббат», 25).

А мудрецы запретили распускать косу или завивку на парике, так как это похоже на производную работу от основной «распускать» («Шаар а-Циюн», 303:71).

Некоторые законоучители считают, что запрещено рвать вату, так как при этом тоже совершается работа поцеа («Менуха Нехона», «а-Поцеа»). Хотя другие оспаривают это мнение, в плоскости практического выполнения закона в Шаббат вату не рвут («Шмират Шаббат ке-Илхата», 35:19/48/; «Орхот Шаббат», 11:20/31/).

(24) Тхелет и хилазон

Одним из цветов, в которые окрашивали нити для изготовления полотнищ и завесы Шатра, а также одежды коэнов, был тхелет (см. Шмот, 26:1, 26:36, 27:16, 28:5-6 и др.).

По определению мудрецов, цвет тхелет «подобен морю» (Менахот, 43б). Раши называет этот цвет – ירוק (ярок), «зеленый», «зеленоватый» (Раши, Бемидбар, 15:38), а Рамбам – כחול (кахоль), «синий», «голубой» («Цицит», 2:1). И, возможно, имеются в виду близкие оттенки «цвета морской волны».

Для получения цвета тхелет нити окрашивали красителем, изготовленным из крови обитающего в море существа, называемого хилазон (Раши, Бемидбар, 15:38, «Сифтей Хахамим»; см. Рамбам, «Цицит», 2:1-2). В Талмуде указывается, что хилазон формой тела похож на рыбу, а цветом «подобен морю» (Менахот, 44а, Раши). Ловлей хилазонов занималось в Земле Израиля колено Звулуна (Мегила, 6а, Раши). В Талмуде рассказывается, каким способом получали кровь хилазона и как именно использовали этот краситель (Шаббат, 75а, Раши; Менахот, 42б).

Кровь хилазона использовали также для окраски одной из нитей-цицит, как написано: «Пусть делают себе кисти на углах их одежды во всех поколениях и вплетают в кисть угла нить-тхелет» (Бемидбар, 15:38).

Судя по имеющимся свидетельствам, краску тхелет использовали не только в эпоху Храма, но и позднее, во времена Талмуда, и даже в период вавилонских гаонов (см. «Асагат а-Раавад», «Цицит», 1:7). Но затем, в изгнании, традиция изготовления тхелет прервалась, ведь разрешено использовать лишь определенный краситель, изготовленный из крови определенного живого существа, которое обитало в Земле Израиля, – и другой краситель, даже подходящего цвета, непригоден (Рамбам, «Цицит», 2:1; см. Менахот, 42б, Раши). В кодексе «Шулхан Арух» уже однозначно сказано: «в наше время нет тхелет» («Орах Хаим», 9:2 и 13:2). Однако отсутствие тхелет не препятствует выполнению заповеди о цицит, и в таком случае делают все кисти цвета талита, как правило – белые (Менахот 38а, Раши; Рамбам, «Цицит», 1:4).

(25) Работа «завязывать»

Работа «завязывает» (קּוֹשֵׁר – кошер) заключена в соединении двух тканей или двух веревок с помощью узла.

При изготовлении Мишкана завязывали нити, которые порвались, когда из них ткали полотнища. Кроме того, ловцы хилазона вязали сети для лова (Шаббат, 74б, Раши).

Согласно мнению Раши, по Торе запрещено завязывать лишь такие узлы, которые затягивают навсегда (или, по крайней мере, на длительный срок). Завязывание всех подобных узлов и является основной работой – ав мелаха (Раши, Шаббат, 111б; «Орхот Шаббат», 10, с. 325).

Но Рамбам считает, что из Торы запрещены лишь такие узлы, которые завязывают профессиональным образом – маасе уман (Рамбам, «Шаббат», 10:1). К этой категории относятся, например, узлы, которые завязывают погонщики верблюдов и моряки (Шаббат, 111б), а также узлы, которые делают сапожники при изготовлении сандалий (Рамбам, «Шаббат», 10:1). В кодексе «Шулхан Арух» приведено мнение Рамбама: завязавший прочный узел, выполненный профессиональным образом, ответственен по закону Торы («Шулхан Арух», 317:1). А Рамо приводит и мнение Раши.

Учитывая оба приведенные мнения, работа кошер выполняется при завязывании любого прочного узла, способного продержаться длительное время (больше суток или, по облегчающему мнению, неделю и больше). При этом «профессиональный узел» (маасе уман) запрещено завязывать даже на самое короткое время. Но обычный узел, по закону Торы, на короткое время завязать можно. Однако, поскольку точно неизвестно, какие именно узлы, помимо указанных выше, считаются «профессиональными», а какие – нет, мудрецы устрожили требования закона, запретив завязывать любой прочный, например, двойной, узел даже на самое короткое время (Рамо 317:1, «Мишна Брура», 14).

Хотя обычно работа «завязывать» связана с соединением двух веревок или предметов, тем не менее, завязывать узел на конце или посередине одной веревки тоже запрещено Торой. Ведь в таких случаях крепко держится даже одинарный узел, поэтому он приравнивается к двойному (Рамо, 317:1, «Мишна Брура», 15; «Хаей Адам», 26-27:1).

Однако в большинстве случаев (кроме указанных выше) одинарный узел вообще не считается «узлом», потому что он сам по себе держаться не будет. Соответственно, связывать одним узлом два конца ткани или два конца веревки разрешено («Хаей Адам», 26-27:1; «Орхот Шаббат», 10:10). Но если одинарным узлом стягивают два конца проволоки, то он будет крепко держаться, и это запрещено Торой («Шмират Шаббат ке-Илхата», 15/166/).

Бантик тоже не считается узлом («Шулхан Арух», 317:5), ведь при этом связывают не концы, а середину двух шнуров, и такое соединение не будет долго держаться («Орхот Шаббат», 10:12). И также разрешено делать бантик на бантике, ведь ни первый, ни второй из них «узлом» не считается. Но в отношении бантика поверх одинарного узла принято устрожать, так как бантик укрепляет и сохраняет этот узел. Однако на короткое время (менее чем на сутки) такую комбинацию одинарного узла и бантика делать разрешено («Мишна Брура», 317:29; «Орхот Шаббат», 10:13-14). Соответственно, разрешено завязывать галстук. Но если его завязывают так, что посередине образуется устойчивый узел, то его необходимо развязать в течение тех же суток («Орхот Шаббат», 10:23; см. «Мишна Брура», 317:6).

Производной работой (толада) от основной работы кошер является скручивание нескольких веревок или нитей в одну более толстую (Рамбам, «Шаббат» 10:8; «Мишна Брура», 317:34). Но некоторые законоучители считают, что это действие относится к другой работе – тове, «прясть» («Хайей Адам», 25:1; «Мишна Брура», 344:11/2).

(26) Работа «развязывать»

Работа «развязывает» (מַּתִּיר – матир) заключена в развязывании прочного узла (т.е. такого узла, который запрещено завязывать в Шаббат из Торы). Это основная работа – ав мелаха (Шаббат, 111б; Рамбам, «Шаббат», 9:7).

При изготовлении Мишкана ловцы хилазона иногда отвязывали веревки от одной ловчей сети и добавляли их в другую (Шаббат, 74б, Раши; см. комментарий р. Овадьи из Бартануры). В этой связи некоторые авторитетные законоучители полагают, что из Торы запрещено лишь такое «развязывание», которое совершается для того, чтобы затем вновь завязать эту веревку узлом в другом месте (Тосафот, Шаббат, 73а). Но другие это мнение оспаривают и указывают, что из Торы запрещено развязывать прочный узел, даже не имея в виду завязать другой («Беур Алаха», 317:1, «Дино кмо»).

Согласно закону Торы, разрешено развязывать обычный прочный узел, завязанный лишь на короткое время. И все же, поскольку точно неизвестно, какие именно узлы считаются «профессиональными» (маасе уман), мудрецы запретили завязывать и развязывать любой прочный, например, двойной, узел. Однако если такой двойной узел причиняет человеку боль и страдания, развязать его можно (Рамо, 317:1, «Мишна Брура», 14). А если шнурок, который обычно вообще не завязывают узлом, а делают бант, все же, вопреки намерению человека завязался двойным или подобным прочным узлом, то в случае необходимости разрешено его развязать, а если невозможно развязать, то и разорвать («Хаей Адам», 26-27:2; «Зихру Торат Моше», 30:1; «Мишна Брура», 317:23).

И также, по мнению многих авторитетных законоучителей, разрешено развязывать двойные узлы, которые, как правило, не принято завязывать крепко – в частности, на женском головном платке, который завязывают лишь на короткое время («Шмират Шаббат ке-Илхата», 15/167; «Орхот Шаббат», 10:6/16 от имени р. Й.-Ш. Эльяшива).

Производная работа (толада) от основной работы матир – расплетать веревку на составляющие ее более тонкие (Рамбам, «Шаббат» 9:8; «Мишна Брура», 317:34). Но другие относят это действие к иной работе – поцеа («распускать»).

(27) Работа «сшивать»

Работа «сшивает двумя стежками» (תּוֹפֵר שְׁתֵּי תְפִירוֹת – тофер штей тфирот) заключается в сшивании двух кусков ткани.

При изготовлении Мишкана сшивали полотнища (Раши, Шмот, 26:3 и Шаббат, 73а).

Минимальный объем работы, за который нарушитель ответственен по закону Торы, указан в самой мишне – «два стежка». Сначала игла и нить проходят через оба соединяемые куска ткани в одном направлении (это первый стежок), а затем – в противоположном направлении (это второй стежок). Но и сделав два стежка, нарушитель ответственен по закону Торы только в том случае, если он закрепил два конца нити узлом – ведь без этого стежки сразу же разойдутся (Шаббат, 74б, Раши; Рамбам, «Шаббат» 10:9; «Орхот Шаббат», 11, с. 343).

Работа «сшивать» считается выполненной даже в том случае, если после двух стежков сделан лишь одинарный узел. Но если завязывают двойным узлом, то при этом совершаются две запрещенные работы – и «сшивать», и «завязывать» («Мишна Брура» 340:27; см. комментарий р. Овадьи из Бартануры). А если нарушитель делает больше двух стежков, то он ответственен по закону Торы за выполнение работы «сшивать», даже если не завязал нитку (Рамбам, «Шаббат», 10:9; «Мишна Брура», 340:27). И хотя ответственность по закону Торы наступает только при завязывании нити после двух стежков или при трех и более стежках, тем не менее, запрещено делать два стежка даже без последующего завязывания («Мишна Брура», 340:27; «Орхот Шаббат», 11, с. 343).

Запрещено также затягивать нить, чтобы укрепить ослабевший шов в уже сшитой одежде, и затянувший такую нить ответственен по закону Торы (Шаббат, 75а, Раши; «Шулхан Арух», 340:6; «Хаей Адам», 28:2).

Основная работа тофер осуществляется именно при соединении кусков ткани с помощью нити. А производной работой от тофер является соединение двух листов бумаги или двух кусков кожи с помощью клея (Рамбам, «Шаббат» 10:11; «Шулхан Арух», 340:14).

(28) Работа «рвать»

Работа «рвет для того, чтобы сшить двумя стежками» (קּוֹרֵעַ עַל מְנָת לִתְפֹּר שְׁתֵּי תְפִירוֹת – кореа аль манат литфор штей тфирот) заключается в разрывании ткани для зашивания и исправления.

При изготовлении Мишкана мастера разрывали для исправления ткань полотнища. Например, если полотнище проедала моль, то перед тем, как зашить образовавшееся круглое отверстие, разрывали ткань выше и ниже него, чтобы не было складок при зашивании (Шаббат, 75а, Раши; см. комментарий р. Овадьи из Бартануры).

И поскольку никакой другой потребности в разрывании ткани при изготовлении Мишкана не было (Раши, Шаббат, 73а), основной работой (ав мелаха) считается только разрывание для последующего исправления. Но если человек разрывает ткань для другой цели – например, разрывает край одежды в скорби по умершему – это производная работа (толада) от основной работы «рвать для того, чтобы сшить». А если человек разрывает без всякой цели – просто для того, чтобы испортить, то запрет Торы при этом не нарушается (Шаббат, 105б; Рамбам, «Шаббат», 10:10; «Мишна Брура», 340:44). Но мудрецы запретили рвать и для того, чтобы испортить («Мишна Брура», 340:43; «Орхот Шаббат», 11 с. 349).

Минимальный размер разрыва, за который нарушитель ответственен по закону Торы, указан в мишне – нужно, чтобы при последующем зашивании на месте разрыва уместились бы два стежка (Рамбам, «Шаббат», 10:10).

Производной работой от основной работы кореа («рвать») является разъединение двух склеенных листов бумаги или кусков кожи для какой-либо конструктивной цели (Рамбам, «Шаббат», 10:11; «Шулхан Арух», 340:14, «Мишна Брура», 43).

Подробнее о работе кореа будет рассказано в комментарии к мишнам 13:2-3 (см. Шаббат, 105аб).


http://www.beerot.ru/?p=76829