Трактат Шаббат — Глава девятая — Мишна пятая

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

870
трактат шаббат, трактат шабат

Глава девятая. Мишна пятая

Эта мишна возвращается к вопросу о минимальных количествах вещей, за вынос которых в Шаббат из одного субботнего владения в другое нарушитель подлежит ответственности по закону Торы (см. выше – мишны 7:3-4 и всю восьмую главу). Этой же теме посвящены и все последующие мишны этой главы.

הַמּוֹצִיא עֵצִים, כְּדֵי לְבַשֵּׁל בֵּיצָה קַלָּה. תַּבְלִין, כְּדֵי לְתַבֵּל בֵּיצָה קַלָּה, וּמִצְטָרְפִין זֶה עִם זֶה. קְלִפֵּי אֱגוֹזִים, קְלִפֵּי רִמּוֹנִים, אִסְטִיס וּפוּאָה, כְּדֵי לִצְבֹּעַ בָּהֶן בֶּגֶד קָטָן בִּסְבָכָה. מֵי רַגְלַיִם, נֶתֶר וּבוֹרִית, קְמוֹנְיָא וְאַשְׁלָג, כְּדֵי לְכַבֵּס בָּהֶן בֶּגֶד קָטָן בִּסְבָכָה. רַבִּי יְהוּדָה אוֹמֵר, כְּדֵי לְהַעֲבִיר עַל הַכֶּתֶם:

Выносящий дрова – чтобы испечь на них самое легкое для приготовления яйцо. Приправы – чтобы приправить самое легкое для приготовления яйцо, и они присоединяются друг к другу.

Шкурку орехов, кожуру гранатов, истис и фуа – чтобы покрасить ими маленькую ткань на чепце.

Мочевину, нитрат и борит, кемонья и ашлаг – чтобы выстирать с их помощью маленькую ткань на чепце. Раби Йеуда говорит: чтобы вывести ими пятно.

Комментарий рава Овадьи из Бартануры:

Легкое для приготовления яйцо – куриное яйцо, которое можно приготовить быстрее, чем остальные. И не целое яйцо, а только часть от него величиной с сушенную смокву, «взболтанное и налитое в сковороду» (1).

И они присоединяются – все виды приправ друг к другу (2).

Истис – по-арабски нил, и его цвет близок к тхелет (к голубому цвету ясного неба). И фуа – корень травы, с помощью которого красят в красный цвет, а по-арабски аль-фуа (3).

На чепце – в верхней части вязанного чепца помещают маленький кусок ткани (4).

Нитрат – сорт земли, который придает (ткани) блеск. На других языках его называют алом. Борит – растение, которое очищает. Кемонья – трава, порошком которой удаляют грязь с рук. В Талмуде она названа шлоф доц, а по-арабски ее называют аль-кели. Ашлаг – мне не ясно, что это такое (5).

Пятно, которое на одежде, и неизвестно, то ли это менструальная кровь, то ли нет. Тогда на него наносят семь веществ, чтобы с их помощью его проверить, и в их число входят эти четыре (6). Но закон определен не по мнению раби Йеуды (7).

Комментарий «Дополнительная душа»

(1) Самая маленькая яичница

Выше уже указывалось, что «легким яйцом», которое берется в качестве эталона быстрого приготовления, считается куриное. При этом имеется в виду не целое яйцо, а лишь его часть величиной с сушенную смокву – ки-грогерет. Эту долю яйца смешивают с маслом и хорошенько взбалтывают, благодаря чему процесс приготовления ускоряется в еще большей мере. А само приготовление осуществляется на уже разогретой сковороде, где яйцо запекается намного быстрее (см. Шаббат, 80б; Раши, Шаббат, 89б и Бейца, 39а; комментарий рава Овадьи из Бартануры; см. также выше – мишна 8:5, комментарии «Легкое яйцо» и «На уже разогретой сковороде»).

И соответственно, минимальное количество дров, за вынос которых в Шаббат нарушитель несет ответственность по закону Торы, определяется по тому, сколько необходимо, чтобы на разведенном на них огне можно было бы приготовить такую самую маленькую яичницу (Рамбам, Шаббат, 18:4). Ведь основным использованием дров является их сжигание для обогрева или приготовления пищи, а минимальное количество определяется по основному предназначению той или иной вещи (см. выше – мишна 8:4, комментарий «Ножка для ювелирной печи»).

(2) Приправы

Комментаторы поясняют, что вкус куриных яиц приятнее, чем у яиц других птиц. Поэтому для этих «легких яиц» не требуется много приправ (Тиферет Исраэль 22).

Рамбам указывает, что в мишне имеются в виду такие «классические» приправы как, например, молотый перец и имбирь (Рамбам, Перуш а-мишнайот, Шаббат 9:5). Но такие овощи как лук и чеснок, которые иногда используют в качестве приправы, возможно, не относятся в этом отношении к «приправам», и их минимальный размер для выноса соответствует всем остальным пищевым продуктам – ки-грогерет (с сушенную смокву) (см. «Тосфот Йом-Тов»; «Хатам Софер»; см. также Тосфот, Шаббат, 141а).

И если выносят два или несколько видов приправ, и они лишь вместе составляют порцию, необходимую для того, «чтобы приправить самое легкое для приготовления яйцо», то все «они присоединяются друг к другу», образуя минимальное количество, за вынос которого нарушитель подлежит ответственности по закону Торы (см. Рамбам, Шаббат 18:5).

В Гемаре уточняется, что «присоединяются друг к другу» только такие приправы, которые действуют похожим образом, как молотый перец и имбирь, но лук и чеснок не «присоединяются» (см. Шаббат 90а, Раши; «Тосфот Йом-Тов»).

(3) Красители

В нашей мишне названы четыре вида растительного сырья, которое использовали для изготовления красителей.

Это шкурка молодых орехов, пока она еще тонкая и мягкая, а также кожура гранатов. Третий вид красителей – растение истис, из которого изготовляют голубую краску, близкую по цвету к ясному небу (Раши, Шаббат, 89б; Рамбам, «Перуш а-мишнайот», Шаббат, 9:5). И, наконец, четвертый вид – лекарственная трава фуа, из корня которой извлекают красный краситель (Раши, Шаббат, 89б; см. также Раши, Шаббат, 66б).

Имеется в виду, что эти виды растительного сырья выносят в Шаббат в сухом виде, еще не разбавленные в воде. Но минимальный размер раствора красителей, уже готового для использования, еще меньше (Шаббат, 90а, Раши).

(4) В верхней части чепца

В качестве минимального количества красителя принимают такую порцию, какая необходима для того, чтобы покрасить маленький кусок ткани, который закрепляют в теменной части женского чепца (Раши, Шаббат, 89б).

Эта «маленькая ткань на чепце» служит ориентиром также и для того, чтобы определить минимальное количество моющих средств – сколько необходимо «чтобы выстирать с их помощью» этот маленький кусок ткани.

(5) Моющие средства

В мишне перечислены пять видов сильных моющих средств, с помощью которых стирали и выбеливали ткани (Рамбам, «Перуш а-мишнайот», Шаббат, 9:5).

Первое из них – мочевина. Мочу выстаивали не менее трех и не более сорока дней, до того, как она закисала, и тогда она становилась пригодной для стирки (см. Шаббат, 90а, Тосфот; Нида, 63а; Раши, Санэдрин, 49б).

Второе вещество – нитрат (нетер). Это сорт почвы, которую употребляют для стирки (Раши, Шаббат, 16а и 89б). В Гемаре уточнено, что в мишне подразумевается особый александрийский нитрат, который особенно подходит для этой цели (Шаббат, 90а; Нида, 61а).

Третье средство – борит, это растение, которое тоже использовали для стирки (там же).

Следующее средство – трава кемонья, названная в Гемаре шлоф доц (там же). А Рамбам указывает, что это соль, которую извлекают из растения, называемого по-арабски аль-кели (Рамбам, «Перуш а-мишнайот», Нида, 9:6; см. также комментарий рава Овадьи из Бартануры).

И, наконец, ашлаг – это некое вещество, которое добывают из трещин скал и утесов в дальних странах (см. Шаббат, 90а).

(6) Как проверить пятно?

Все эти пять моющих средств перечислены также и в мишне из трактата Нида, где названы «семь веществ, которыми проверяют пятно», когда подозревают, что оно оставлено менструальной кровью, и это – «слюна, взятая натощак, сок (разжеванных) бобов, мочевина, нитрат, борит, кемонья и ашлаг» (Нида, 9:6; 61б-62а). Место, на котором обнаружено пятно, тщательно стирают с помощью этих моющих средств (трут по три раза каждым из семи средств), и если пятно не исчезает, то становится ясно, что это не кровь, а краска (см. Нида, 62а; см. также Рамбам, «Перуш а-мишнайот», Шаббат, 9:5).

Раби Йеуда считал, что минимальным (по отношению к выносу в Шаббат) является такое количество этих моющих средств, какое необходимо для того, «чтобы вывести ими пятно».

(7) «Не по мнению раби Йеуды»

Минимальный размер, о котором говорит рав Йеуда, меньше, чем количество моющих средств, нужное для того, «чтобы выстирать с их помощью маленькую ткань на чепце» (ведь, в соответствии с его мнением, необходимо удалить только одно маленькое пятно). И во всех случаях, когда раби Йеуда спорит по этому поводу с другими мудрецами, его размер меньше. Ведь, как уже указывалось выше, по мнению большинства мудрецов, минимальный размер устанавливается в соответствии с наиболее частым применением данной вещи, а основное предназначение моющих средств – это стирка. Но по мнению раби Йеуды, при определении минимального размера учитывается даже редкое применение – такое как выведение пятна, и поэтому он в этих случаях устрожает, указывая наименьший размер (см. выше – мишна 8:4, комментарий «Ножка для ювелирной печи»).

Но закон в этом отношении определен «не по мнению раби Йеуды», а в соответствии с мнением большинства мудрецов (Рамбам, Шаббат, 18:8).

Перевод и комментарий: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=89499