Трактат Шаббат — Глава девятая — Мишна четвертая

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

885
трактат шаббат, трактат шабат

Глава девятая. Мишна четвертая

Этой мишной завершается цикл из четырех мишнайот, объединенных общей структурой: они начинаются с вопроса «Откуда известно, что…?», а затем приводится ответ на этот вопрос.

Эта мишна тематически связана с предыдущей, где тоже говорится об Йом-Кипуре.

מִנַּיִן לְסִיכָה שֶׁהִיא כַשְּׁתִיָּה בְּיוֹם הַכִּפּוּרִים. אַף עַל פִּי שֶׁאֵין רְאָיָה לַדָּבָר, זֵכֶר לַדָּבָר, שֶׁנֶּאֱמַר (תהלים קט) וַתָּבֹא כַמַּיִם בְּקִרְבּוֹ וְכַשֶּׁמֶן בְּעַצְמוֹתָיו:

Откуда известно, что умащение кожи маслом подобно питью в Йом-Кипур? Пусть это не доказательство, но все же подтверждение, ведь написано: «И вошло, как вода, в его утробу, и как масло, в его плоть (буквально – «в его кости»)» (Теилим 109:18).

Комментарий рава Овадьи из Бартануры:

Откуда известно, что умащение подобно питью… Но оно не подобно питью в полной мере – так, чтобы и оно каралось «отсечением души» — карет (1). Но и оно тоже запрещено (2).

Комментарий «Дополнительная душа»

(1) «Умащение подобно питью»

В Торе пять раз повторено, что в пост Йом-Кипур все должны «изнурять свои души» (см. Ваикра, 16:29, 16:31, 23:27, 23:32, Бемидбар, 29:7). И соответственно, в мишне из трактата Йома (8:1) названы пять видов «изнурения» (инуим): «В Йом-Кипур запрещено есть, пить мыться, умащать тело, носить кожаную обувь и вступать в близость (Йома, 73б) При этом, еда и питьё входят в один запрет, так как питье входит в понятие «еда» (ведь во время еды, как правило, также и пьют) (см. там же 76а; Раши, Йома, 73б).

Некоторые законоучители полагают, что все пять «изнурений» – это запреты Торы («Шеилтот», «Браха», 167; Ран, Йома ,1). И хотя основным «изнурением» является все же сухой пост – запрет еды и питья, но и остальные запреты также выводятся из Торы (см. Йома, 74а).

В нашей мишне как раз рассматривается вопрос о том, как именно выводится запрет умащения. В качестве ответа приведен стих псалма «…и вошло, как вода, в его утробу, и как масло, в его плоть (буквально – «в его кости»)» (Теилим, 109:18). В этом стихе питье сопоставляется с умащением. Однако в Гемаре к трактату Йома этот запрет выводится из совсем другого источника (см. Даниэль, 10:3; Йома, 76б). Ведь, возможно, слова «как вода в его утробу» подразумевают не питье, а купание, когда жидкость проникает в тело через поры кожи (Тосфот, Шаббат, 86а, «Аф-аль-пи», «Сфат Эмет»; Тосфот, Йома, 77а, «Де-тнан» и «Минаин»).

А многие законоучители полагают, что четыре остальных запрета (в том числе, и умащение) – это установления мудрецов (ми-де-рабанан) (Тосфот, Йома, 77а, «Де-тнан»; Тосфот ешаним и Тосфот а-Рош, Йома, 73б, «Йом»; Тур, «Орах Хаим», 611). А стих Торы, приведенный в нашей мишне, – лишь «опора» (асмахта), на которой основывались наши мудрецы, вынося это запрещающее постановление.

И все законоучители согласны в том, что стих «А всякая душа, не изнуряющая себя в этот день, будет отсечена от своего народа» (Ваикра, 23:29) относится только к основному виду «изнурения» – сухому посту (см. Йома 74а, Ран; Тур и «Бейт Йосеф», «Орах Хаим», 611; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 611:1). В Гемаре объяснено, что «отсечением (т.е. гибелью) души» – каретом – карается в данном случае только нарушение запрета, связанного с тем «изнурением», которое способно привести к гибели человека, как длительное лишение питья и пищи (см. Йома, 74б). А следовательно, нарушающий запрет умащать кожу не подлежит наказанию каретом, и соответственно, «умащение подобно питью» не в полной мере (см. комментарий рава Овадьи из Бартануры).

(2) Умащение тоже запрещено

В кодексе «Шулхан Арух» указано, что в Йом-Кипур «запрещено умащать (маслом) даже отдельную часть тела, и даже ради того, чтобы удалить нечистоту» («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 614:1) – т.е. даже не ради удовольствия, а по гигиеническим соображениям («Мишна Брура», 1).

Соответственно, запрещено использовать любые косметические средства: в частности, наносить на кожу духи или протирать ее ароматизированной водой («Тшувот Ор ле-Цион», 4, 12:9). Запрещено и пользование косметическими порошками, например, пудрой – всё это тоже считается «умащением» («Пискей Тешувот» 6, 614:1).

И поскольку ряд авторитетных законоучителей считает, что «умащение» – это запрет из Торы (ми-де-орайта), то в случае сомнения, связанного с этим запретом, следует устрожить («Бейт Йосеф», «Орах Хаим», 611; «Мишна Брура», 611:1:3).


http://www.beerot.ru/?p=89498