Сказали наши мудрецы (Эйха Раба, 2:13): «Если скажет тебе человек: ”Есть חכמה(“мудрость”) у народов” [поскольку истинная мудрость – это только Тора, мы пользуемся здесь кавычками] – верь ему, как сказано: “И истреблю Я “мудрых” в Эдоме и разум на горе Эсава” (Овадья, 1:8)». Из этого следует, что есть «мудрость» и «мудрые» у народов. И далее там: «<а если он скажет>: “Есть Тора у народов” – не верь ему». Ибо это последнее – вещь невозможная, как говорят наши мудрецы далее: «Как сказано: “Царь и вельможи ее (дочери Циона) – среди народов (в изгнании); нет Торы”» (Эйха, 2:9). Другими словами, наши мудрецы толковали данный стих таким образом: царь и вельможи ее были в изгнании у народов, у которых нет Торы. Нужно понять, что нового сказали здесь наши мудрецы, ведь очевидно, что у народов нет Торы! Так спрашивает великий мудрец Торы рав Аба Гросбард, и отвечает: мудрецы объясняют нам, в чем отличие Торы, Торы Израиля, от «мудрости» Греции. Объясним это подробнее.
Святая Тора – это раскрытие Творца народу Израиля, и через нее Он дал человеку особую способность и силу исправлять себя. Тора, в соответствии со смыслом самого этого слова – «учение», – учит человека и указывает ему, как жить, и потому называется «Торой жизни», жизни в цельности и совершенстве добрых качеств, с исполнением заповедей согласно воле Всевышнего. Цель овладения мудростью Торы не только в том, чтобы сделать человека мудрым, но и в том, чтобы с ее помощью он воспитал себя и пришел к совершенству. Для нас всякая мудрость, которая не делает человека лучше, вообще не может считаться мудростью.
У тех же, кто не удостоился Б-жественного раскрытия – Торы, «мудрость» – ради нее самой; она не воспитывает человека так, чтобы он стал лучше. Они тоже полагают, что цель мудрости – принести человеку благо, чтобы он с ее помощью овладел природой и подчинил ее своим нуждам и удобству самым эффективным образом, на пользу себе; но такая «мудрость» не делает самого человека лучше.
[Есть на эту тему рассказ о Хафец Хаиме. Как-то раз в Радине, где находилась его ешива, он вместе со своей внучкой увидел пролетающий над ними самолет – зрелище не столь частое и очень впечатляющее в те годы. Внучка спросила: «Дедушка! Ты, со всей твоей мудростью, мог бы создать что-нибудь подобное?» Ответил ей Хафец Хаим: «Мудрость Торы – не для того, чтобы строить самолеты. Мудрость Торы строит человека! А самолеты… весь мир еще увидит, как их будут использовать для разрушения и убийства!»]
Тора в первую очередь улучшает человека, но вместе с тем ее исполнение становится причиной улучшения условий жизни человека. Поскольку в той же мере, в какой человек приводит к совершенству себя, в согласии с желанием Всевышнего, он приводит к совершенству Творение, и оно наилучшим образом исполняет свое назначение – обслуживать достигшего совершенства человека, как сказано: «Если по установлениям Моим ходить будете… и дам дожди ваши вовремя, и земля даст свой урожай… и будете жить спокойно на земле вашей» (Ваикра, 26:3-5). Тора для человека – источник не только духовного счастья, но и материального. И когда идут путями ее, нет никакой нужды иметь дело с природой и овладевать ею на пользу человеку, поскольку это делает сам Всевышний, как Он обещал.
После сказанного становятся вполне понятными слова мудрецов: «Есть “мудрость” у народов – верь», поскольку есть у них «мудрость», основанная на разуме. Однако: «Тора у народов – не верь». «Торы», которая обучает человека и изменяет его до глубин его сердца, у них нет, потому что они не считают, что из мудрости нужно делать выводы и осуществлять их на практике. Рассказывают о великом философе Аристотеле, который проповедовал и даже писал книги о морали и нравственных качествах, поскольку это также было одним из разделов греческой мудрости (но лишь разделом). Однажды его ученики и последователи застали его за непристойным и позорным делом; они сказали ему: такие дела несовместимы с тем, чему ты учишь, с твоими моральными требованиями! А он ответил им так: в то время, когда я это делал, я не был Аристотелем! Другими словами, «мудрость» абсолютно ни к чему не обязывает! Аристотель действительно был мудрым философом, но он не был человеком, желающим обрести совершенство душевных качеств, и уж никак не человеком совершенным; он был, как говорится, «красиво проповедующим, но не красиво исполняющим».
«Ведь трепет перед Всевышним – это и есть мудрость»
Наши мудрецы четко разъясняют нам, что назначение мудрости не в том, чтобы доставлять нам умственные и телесные наслаждения: «Назначение мудрости – возвращение человека к Всевышнему и добрые дела» (Брахот, 17а), и пишет там Раши: «Главное в Торе – чтобы она приводила к добрым делам и к возвращению к Всевышнему».
Мало того, что цель Торы – добрые дела. Наши мудрецы сказали: «”И сказал человеку:הן (да) страх перед Всевышним – он и есть мудрость” (Иов, 28:28), и на греческом языке “один” – это הן» (Шабат, 31б). Это непонятно: ведь есть много видов мудрости! Наши мудрецы хотят научить нас здесь тому, что страх перед Всевышним – важнейший из всех видов мудрости, и это – их вершина. Во-первых, для того, чтобы удостоиться страха перед Небесами, нужно много мудрости, как пишет «Месилат Йешарим» (в предисловии): «И сказали наши мудрецы, что הן [в том стихе Писания] – это “один”. Ведь страх – это мудрость, и он один – мудрость. Совершенно ясно, что не может называться мудростью то, в чем нет глубины, и правда состоит в том, что все упомянутое нуждается в глубоком изучении, чтобы познать его в истинном свете… тем более – приобрести и постичь». Действительно, в мудрости страха много глубины и широты, и чтобы достичь ее, требуется много учебы и упорного труда. А во-вторых, поскольку цель всех видов мудрости – привести человека к страху перед Небесами, важность каждого из них определяется той ступенью страха, к какой она приводит человека. А мудрость, которая не приводит его к совершенству и страху, не может вообще считаться мудростью.
«Страх перед Г-сподом – сокровище его» (Йешаяу, 33:6)
Даже относительно мудрости Торы постановили наши мудрецы, что если человек изучает ее без страха перед Небесами, то лучше бы не изучал (Шаббат, 31а): «Сказал Рава: в час, когда приводят человека на суд, спрашивают его: “…Устанавливал ли ты себе постоянные часы для изучения Торы?.. Вел ли ученую дискуссию? Выводил ли одну вещь из другой?” И даже если все это было [даже если окажутся у него все эти достоинства], если страх перед Г-сподом – сокровище его, то да [он удостоится вечного блага], а если нет, то – нет». То есть без страха перед Небесами – не удостоится. И далее там же: «Чему все это можно уподобить? Человек поручил другому поднять кур [ок. 0,25 кубометра] пшеницы на чердак, и тот исполнил это. Спросил его: смешал ли ты эту пшеницу с кавом хумтин? [кав – ок. 1,5 л; хумтин – земля с солью, для предохранения от червей]. Тот ответил: нет! Сказал ему: лучше бы ты не поднимал!» Другими словами, лучше бы тебе не поднимать ту пшеницу, поскольку без предохраняющей добавки она вполне может сгнить и испортиться, а это хуже, чем если бы ее не было вообще. Так и у нас: в ситуации, когда учат Тору, не «примешивая» к учебе страх перед Небесами, и учеба идет в такой форме и таким путем, что она не приводит человека к страху перед Небесами и исполнению воли Всевышнего, есть опасность, что посредством Торы он приобретет мудрость, чтобы творить зло.
«И на греческом языке “один” – это הן»
Как уже говорилось, наши мудрецы учили нас, что страх перед Небесами – это единственная мудрость, важнейшая из всех, и доказали это, ссылаясь на греческий язык, как сказано в Гемаре: «И на греческом языке “один” – это הן».
Нужно понять следующее. Также и на святом языке слово הן имеет смысл единственности и исключительности, как мы видим у Маараля («Нецах Исраэль», гл. 13) в комментарии к стиху: «הן (вот) народ отдельно живет» (Бемидбар, 23:9). Он пишет: «Это сказано об Израиле, народе единственном в своем роде, у которого нет связи ни с каким другим народом… так же, как слово הן состоит из букв ה и נ – двух букв, у которых нет соединения иного, кроме как с самими собой». Это означает следующее. У каждой из букв еврейского алфавита от א до ט есть «напарница» – другая буква из этой группы, соединяющаяся с ней и дополняющая ее до десяти. Например, у буквы א– ט, у буквы ב – ח, у буквы ד – ו. И только у буквы ה, расположенной посередине этой группы, нет «напарницы», и она – отдельная, соединяющаяся сама с собой для дополнения до десяти. И точно так же у букв, числовые значения которых кратны десяти: буква י соединяется с צ, буква כ – с פ, буква מ – с ס, дополняющими их до ста, и только נ остается одиночной. Таким образом, слово הן составлено из центральных, особенных букв, и таков его смысл в стихе: «הן (вот) народ отдельно живет». Народ Израиля – это центр, он – отличный от всех народов и особенный среди них; так пишет там Маараль.
Итак, можно было бы объяснить приведенный выше стих: «И сказал человеку:הן (да) страх перед Всевышним – он и есть мудрость» таким образом, что этот страх – мудрость центральная и особенная из всех видов мудрости, и это соответствует смыслу слова הן, как указывают на это буквы ה и ן; почему же тогда нашим мудрецам потребовалось доказывать важность этого страха, упоминая о том, что означает словоהן на греческом языке?
Можно сказать, что наши мудрецы приходят здесь с поучением, с намерением твердо заявить поклонникам греческой «мудрости», которая является мудростью ради мудрости, на потребу человека в его материальной жизни, и не имеет целью его совершенствование: знайте, что мудрость достойна называться так только тогда, когда она улучшает, совершенствует человека и приводит его к цели – страху перед Небесами, ведь также и по-гречески – «הן (да) страх перед Всевышним – он и есть мудрость». Другими словами, страх перед Всевышним – это мудрость, и нет другой.
Сущность войны Греции против Израиля
Это и была война между народом Израиля и Грецией – по поводу сущности мудрости и по вопросу о том, в чем состоит полнота и совершенство: в удовольствиях материальной жизни, или же в чистоте и духовном совершенстве жизни с Торой и заповедями. И такой была война по поводу особой роли и святости народа Израиля как народа Всевышнего. И потому издавали греки жестокие указы лишь в духовной сфере, так как хотели насадить свой образ жизни и мысли в Израиле и искоренить высокие достоинства его, и тем самым разорвать связь между Израилем и Всевышним.
В тексте молитвы «За чудеса» наши мудрецы дают намеки и учат нас точными словами сущности и замыслу греческих указов. Ведь там сказано: «заставить их забыть Тору Твою», а не «заставить их забыть Тору»; греки ничего не имели против Торы как премудрости, цель которой – упражнение разума, но они не могли примириться с тем, что высота Торы и ее центральное место в жизни народа Израиля связаны с тем, что это – «Тора Твоя» – Тора Всевышнего, которая выше человеческого разума, и мы подчиняем свой разум разуму Б-жественному, открывающемуся нам в Торе, и устраняем свой разум перед ним. Именно эту исключительную особенность Торы Всевышнего они хотели заставить нас забыть.
Особое достоинство народа Израиля – «исполним и поймем»
У народа Израиля, сказавшего נעשה ונשמע – «исполним и поймем [буквально – “услышим”]» (Шмот, 24:7) есть особая духовная высота. Мы принимаем на себя обязательство устранять перед Всевышним наш разум и исполнять все, что Он прикажет нам, даже без понимания, а после – удостоимся נשמע – «поймем», когда Всевышний пожелает, чтобы мы поняли (см. «Михтав ми-Элияу», т. 2, стр. 26). Многие люди никак не могут постичь этого, поскольку все их мировоззрение и бытие держатся на власти человеческого разума. Ничего такого, что они не понимают, они не делают, и тем более не устраняют свой разум перед Всевышним. И в этом причина того, о чем рассказывает Гемара: «Сказал Раве один цдуки [отступник, отрицающий Устную Тору]: “Вы – народ торопливый: уста ваши опередили ваши уши!”» (Шаббат, 88а). Другими словами, вы поспешны в делах своих и ведете себя не так, как повелевает разум: вы поторопились сказать [у горы Синай] устами своими «исполним» прежде, чем ваши уши услышали [прежде, чем вы поняли]. Ведь вы еще не понимали заповедей и не знали, сможете ли устоять в их исполнении. И, тем не менее, отказались полагаться на свой разум и приняли на себя обязанность исполнять слово Всевышнего!
На основе этого мы можем понять противоположность понятий, приведенных в тексте вставки «За чудеса»: «злодеи (“злонамеренные”)» с одной стороны, и «занимающиеся Торой Твоей» – с другой. «Злодеи» – это гордецы, делающие все только по своему желанию и по велению разума своего; в этом была сущность греков и их «мудрости». В то же время человек, «занимающийся Торой», не опирается на свой разум, и исполняет волю Всевышнего – занимается ею, даже тогда, когда не понимает, и когда изучаемое противоречит человеческому разуму. В этом и состоит особое достоинство народа Израиля, из-за которого Всевышний предал греков в руки Матитьяу и его сыновей.
Занятие Торой и «внешние мудрости»
Дополнительное объяснение противоположности занятий Торой и занятий прочими науками состоит в следующем. Тора должна быть главным жизненным делом изучающего, то есть он должен быть предан ей каждый миг всем своим существом, а не только разумом. Занимающийся Торой по-настоящему должен быть подобен владельцу частного предприятия, у которого, даже после того, как он запрет дверь на ключ и уйдет домой, мозг и сердце продолжают работать, даже против воли, днем и ночью, обдумывая связанные с предприятием дела. И если представится хозяину возможность сделать что-то в интересах своего предприятия в часы, когда оно закрыто, он сделает все возможное, чтобы заработать еще. Так и в Торе: ради того, чтобы приобрести ее, чтобы она изменила человека и привела его к совершенству, что и является целью занятий Торой в рамках заповеди, возложенной на него Всевышним, он должен заниматься ею так, чтобы она захватила его целиком и заполняла всю его личность постоянно. И так мы говорим о словах Торы в молитве Маарив: «Ибо они – жизнь наша и долгота дней наших». Вся жизнь человека должна быть наполнена Торой без остатка. И это – наша жизнь, ибо жизнью могут называться только дни жизни того, кто занимается Торой и ее заповедями. И точно так же – когда дни человека могут называться «долгими»? Только если он наполнял их Торой.
С другой стороны, чтобы приобрести «мудрость» Греции, нет нужды посвящать этому ни все свое время, ни сердце свое, ни желания, поскольку все виды этой мудрости относятся лишь к разуму – они «внешние» по сути своей; им не нужно проникать в сердце человека и наполнять все его существо. Более того: для постижения всех видов мудрости, кроме мудрости Торы, нет нужды использовать всю силу разума, поскольку у разума есть возможность вобрать в себя многие и разные из них за относительно небольшое время.
Итак, оказывается, что «мудрость» греков, «внешняя» по сути своей, не подчиняла их личность воле Всевышнего – исправлению человека и его душевных качеств, и они, естественным образом, оставались «злодеями», творящими, в гордыне своей и по произволу сердца своего, всяческое зло. И этих злодеев Всевышний предал в руки людей, абсолютно им противоположных – «занимающихся Торой Твоей», т. е. тех, у кого занятие Торой – единственное и постоянное, с устранением всех посторонних желаний и полным подчинением себя воле Всевышнего.
Чудо меноры – водворение Б-жественного Присутствия и источник мудрости
Из сказанного следует, что греки почитали только человеческий разум и его власть в сотворенном мире, и потому отрицали высоту и ценность изучения Торы – Б-жественной мудрости, которая выше человеческого разума. И так же они отрицали связь и соучастие народа Израиля с Всевышним в Его власти над Творением – когда евреи устраняют свои желания и разум и исполняют только Его волю. И потому они издали указы о том, чтобы евреи не занимались Торой, и чтобы разорвали связь, которая есть у них с Всевышним, объявляя, что «нет у вас удела у Б-га Израиля», и чтобы прекратили служение в Храме, которое связывает Израиль с Отцом их на небесах и приносит изобилие и благословение всем сотворенным.
Чтобы ясно продемонстрировать всем ложь и Б-гоотступничество в воззрениях греков, Всевышний сотворил чудо с менорой. Во-первых, потому что она – свидетельство того, что Шехина – Б-жественное Присутствие – пребывает в Израиле, проявляя себя в чуде западной свечи [расположенной на меноре со стороны Святая Святых], горевшей постоянно (Шаббат, 22б) [в то время как остальные шесть свечей, зажженные с вечера, гасли к утру]. Ведь что такое Шехина? Это – связь и соединение между Всевышним и народом Израиля (как сказано (Шмот, 25:8): «Ве-шаханти – “И буду обитать” – среди них»), создаваемые силой изучения Торы и соблюдения заповедей, и эти связь и соединение несут благословение и успех народу Израиля и всему миру. Именно они, а не власть человеческого разума и естествознание, как ошибочно думали греки. У этой связи – пребывания Шехины – есть много ступеней, и наиболее она усиливается благодаря служению в Храме и зажиганию меноры.
А во-вторых, Всевышний сотворил чудо с менорой потому, что свет, исходящий и сияющий в месте пребывания Шехины, подобен Торе, исходящей из места святости. Другими словами, Тора – это раскрытие мудрости Всевышнего Израилю, а не ограниченная мудрость человеческого разума, как прочие виды мудрости. Более того,менора – это не только символ Б-жественной мудрости; своими особыми свойствами она также способствует умножению мудрости Торы в Израиле.
И сегодня, когда прошло так много времени после того, как Всевышний спас нас от греков и их жестоких указов, мы все еще остаемся в опасности «греческой тьмы». Ведьמתייוונים – эллинисты, то есть евреи, попавшие под влияние греческого мировоззрения, существуют и сегодня. Они всячески искажают и фальсифицируют самую суть того, что делали и за что боролись Матитьяу и его сыновья. Те самоотверженно воевали за искоренение [внедрившейся в Израиль] греческой «мудрости» и культуры, включавшей в себя развитие тела, а сегодняшние эллинисты устраивают спортивные соревнования и игры, заимствованные из того низменного, что было у греков, и называют это по имени Маккабим и в память о них! Может ли быть ложь, большая, чем это?
Но и мы, в той или иной мере, также попадаем под влияние нашего окружения и средств массовой информации, находящихся в плену греческих воззрений, согласно которым человек, посредством своего разума и разных своих ухищрений, властвует над Творением и делает в нем все по своему желанию. Мы обязаны учиться, глядя на чудеса Хануки, и знать, что, хотя человек действительно властвует над Творением, он властвует только посредством своих добрых дел. И в той мере, в какой мы умножаем изучение Торы и заповеди, увеличивается наша власть над Творением.
Перевод – рав П. Перлов