В прошлых выпусках мы начали публикацию законов, связанных с взаимоотношениями между людьми. В этом номере мы продолжаем публиковать законы, обязывающие нас судить о ближнем справедливо.
9. Если человек напрасно подозревает ближнего и думает о нем плохо, он нарушает при этом заповедь «Суди справедливо…», даже если он ничего при этом не сделал и не поделился с другими своими выводами. Мудрецы учат, что тот, кто напрасно подозревает честных и богобоязненных людей, получает наказание и в материальном мире тоже.
10. Есть двадцать четыре качества, которые мешают человеку приблизиться ко Всевышнему и сделать тшуву (раскаяние). Одно из них – это излишняя подозрительность. Такой человек все время считает, что нет в этом никакого греха, не понимая, что даже плохие мысли о другом человеке являются нарушением, поэтому он и не становится на путь исправления.
11. Если вы не знакомы с тем человеком, чей поступок видится вам нарушением, то не обязаны судить о нем с хорошей стороны, но лишь по букве закона. На самом деле, в подобных случаях лучше не спешить с выводами, а, следуя мере хасидута (благочестия), постараться оправдать его.
Однако если вы боитесь, что незнакомец может навредить вам или кому-то другому, разрешается предпринять меры безопасности, но при этом нельзя высказывать свои подозрения вслух.
Сара увидела ночью незнакомую женщину, которая стояла на улице со своим маленьким сыном. Они просто дрожали от холода. Сара пригласила их домой, предложила поесть и постелила им постель. Когда гости отправились спать, Сара спрятала все драгоценности и украшения. Затем она закрыла входную дверь и вытащила ключ.
Сару не в чем упрекнуть, она все сделала правильно. С одной стороны, она хотела помочь этой женщине, с другой – принять меры безопасности: ведь они вообще не были знакомы.
12. Если плохой поступок совершил всем известный преступник, или тот, кто часто поступает подло и проявляет неуважение к другим, то такой человек не может апеллировать к общественному мнению в поисках оправданий. Наоборот, в данном случае наши представления о негативных мотивах вполне допустимы и приемлемы. Можно расценивать его поступок как очередную подлость или обман, ведь обычно он именно так и поступает. И даже если речь не идет о негативном поступке, вполне допустимо, что он сделал все ради своей славы или других корыстных целей.
Подобное сказано и о месите (подстрекающем к идолопоклонству). По закону Торы нельзя искать оправдания такому человеку и судить о нем с хорошей стороны. То же касается и еврея, сознательно и полностью отказавшегося от традиций предков и всех законов Торы. Такие люди уже не входят в круг наших «ближних».
13. Если человек безосновательно судит ближнего с плохой стороны, это рассматривается как нарушение, даже если в будущем мы узнаем, что его подозрения оправданы. С другой стороны, если человек судил действия ближнего с хорошей стороны, а в дальнейшем оказалось, что он ошибался, в любом случае ему засчитывается выполнение заповеди.
14. Несмотря на то, что есть обязанность судить ближнего с хорошей стороны, когда речь идет о специальных проверках и расследованиях со стороны очевидца, с целью выполнить заповедь тохаха (упрека), т.е. поговорить о случившемся и помочь ближнему исправиться, такое поведение может расцениваться как выполнение заповеди.
15. Если человек подозревал кого-то напрасно, и это стало известно, он должен помириться с ним. Более того, он должен благословить этого человека. Однако если он подозревал только мысленно, или его подозрение осталось неизвестным подозреваемому, просить прощения не нужно.
Как-то Хафец Хаим заехал в одно местечко неподалеку от Пинска. У него было много своих книг, которые можно было продать жившим там евреям. Он расположился в одном из домов учения, и многие из тех, кто там учился или молился, покупали эти книги. Некоторые платили сразу, а кто-то брал в долг. Всех должников Хафец Хаим записывал в блокнот и периодически посылал к ним человека с «напоминанием».
Большой знаток Торы Рав Мордехай Лейб а-Коэн Каменецкий сразу же расплатился за приобретенную книгу и был очень удивлен визиту посланца Хафец Хаима. Он пришел к Хафец Хаиму и объяснил, что произошла какая-то ошибка. Хафец Хаим сразу открыл свой блокнот и прочитал имя должника. «Как такое может быть? – повторил удивленный рав, – ведь я помню, что никому ничего не должен». Впоследствии выяснилось, что в городке есть два Мордехая, и должником был именно второй.
Как только Хафец Хаим понял, что произошло, он чуть не упал на колени перед равом Мордехаем, принося свои извинения. Даже после того, как тот успокоил его и сказал, что не держит зла, Хафец Хаим не остановился и продолжал просить прощения у собеседника. После того как рав Каменецкий в очередной раз начал уверять его в том, что нет ни тени обиды, Хафец Хаим благословил его и пожелал долгих лет жизни. Это благословение исполнилось: рав Мордехай прожил почти сто лет.