Хукат — Почему все евреи плакали об Аароне?

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

3763
евреи

Недельная глава Хукат

«И увидела вся община, что умер Аарон, и весь дом Израиля оплакивал Аарона тридцать дней» (Бемидбар, 20:29).

Начнем с краткого объяснения Раши.

«Весь дом Израиля» – мужчины и женщины, поскольку Аарон стремился к миру и устанавливал любовь между ссорящимися, между мужем и женой.

Барайта («Авот де-раби Натан», нусха 1, глава 12) объясняет, каким образом Аарону удавалось добиваться мира между ссорящимися.

Точно так же два человека, которые ссорились друг с другом. Шел Аарон, и садился около одного из них, и говорил ему: «Сын мой, посмотри, что говорит твой друг – терзает свое сердце, рвет свою одежду и говорит: “Горе мне! Как я подниму глаза и увижу моего друга? Я стыжусь его, ведь я поступил плохо по отношению к нему”». Сидел около него до тех пор, пока не устранял ревность [претензии] из его сердца, а затем шел Аарон, и садился около другого, и говорил ему: «Сын мой, посмотри, что говорит твой друг: терзает свое сердце, рвет свою одежду и говорит: “Горе мне! Как я подниму глаза и увижу моего друга? Я стыжусь его, ведь я поступил плохо по отношению к нему”». Сидел около него до тех пор, пока не устранял ревность из его сердца. И когда они встречали друг друга, то обнимали и целовали друг друга. Поэтому сказано «и весь дом Израиля оплакивал Аарона тридцать дней» (Бемидбар 20:29).

Там же («Авот де-раби Натан, нусха 2, глава 24) объяснено, как он восстанавливал мир между мужем и женой.

И также если человек ссорился со своей женой и прогонял ее из своего дома, Аарон шел к нему и говорил ему: «Сын мой, почему ты поссорился с женой?» Говорил ему: «Потому что она поступила со мной плохо». Говорил ему: «Вот, я ручаюсь за нее, что больше она с тобой так не поступит». Шел к его жене и говорил ей: «Дочь моя, почему ты поссорилась с мужем?» Говорила ему: «Потому что он бил меня и проклинал». Говорил ей: «Вот, я ручаюсь за него, что больше он не будет тебя бить и проклинать». И так делал Аарон всегда, до тех пор, пока [муж] не принимал ее в свой дом, и она беременела, и рожала сына, и говорила: «Не было бы у меня этого сына, если бы не заслуга Аарона». А есть те, которые говорят, что более трех тысяч евреев звали Аарон. А когда умер, более двадцати четырех тысяч сыновей и внуков обнажили свои плечи [т.е. порвали на себе одежду перед его носилками]. Поэтому сказано: «и весь дом Израиля оплакивал Аарона тридцать дней» (Бемидбар 20:29).

Из «Авот де-раби Натан» (там же) мы также узнаем нечто новое: само по себе произнесение слова «шалом» в адрес каждого (даже в адрес злодеев) побуждало грешников воздержаться от совершения грехов!

Другое объяснение слов «будь одним из учеников Аарона»: это учит нас, что Аарон говорил «шалом» изменникам Израиля, и, когда один из них хотел согрешить, то говорил: «Горе мне! Завтра придет Аарон и скажет мне “шалом” – как же я отвечу ему?» Стыдился и не грешил.

Также «Авот де-раби Натан» и мидраш «Торат Коаним» говорят еще об одном важном достоинстве Аарона (которое нам тяжело приобрести).

А из-за чего Аарона оплакивал тридцать дней «весь дом Израиля», а Моше оплакивали только «сыновья Израиля», а не «весь дом Израиля»? Потому что Аарон не сказал мужчине или женщине «ты согрешил». Но Моше, поскольку укорял их – сказано о нем «и оплакивали сыновья Израиля Моше» (Дварим, 34:8).

[От имени гаона рава Элазара Менахема Шаха приводят следующее объяснение. Сказанное выше, безусловно, не было недостатком Моше. Ему, как главе поколения, требовалось иногда укорять и упрекать злодеев.]

Обычно, когда мы видим, что кто-то ведет себя неправильно, то, если мы – люди очень тактичные, то скажем ему только, что его поступки не в порядке. Но в большинстве случаев люди дают очень обидные оценки («это – преступление, грех» и т. д., то есть, по сути, человеку говорят: «ты согрешил»). Аарон же никогда не говорил подобного! Как же это возможно? Только благодаря тому, что мы видели моего святого тестя рава Ицхака Зильбера, мы понимаем, что такое возможно, – ведь рав Зильбер никогда не говорил человеку «ты согрешил». Он сообщал это непрямым намеком, и всегда в очень деликатной форме, всячески обходя «острые» моменты.

Будем надеяться, что хотя бы какие-то качества Аарона станут и нашими качествами!

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=26779