Избавление — Шивъат Цийон — Возвращение в Цийон

Дата: | Автор материала: И. Гольденберг

830
эпоха Второго Храма

Декрет был встречен изгнанниками с огромной радостью и воодушевлением.

Началось Возвращение в Цийон — Шивъат Цийон. Эго явление не имело прецедента в тогдашней истории. Лишь евреям удалось вернуться на родину, из всех народов, угнанных в плен Ассирией и Вавилонией. Конечно, в намерение Корэша не входило воссоздание Еврейского государства в границах, существовавших при Давиде. Права, предоставленные декретом, предусматривали лишь возвращение изгнанников в Йерушалаим с целью восстановления Храма. Территория, выделенная для этого, также была незначительна даже по сравнению с размерами небольшой Иудейской монархии перед вавилонским изгнанием. Евреи получали лишь Храмовую гору и город Йерушалаим с прилегающей к нему областью, наподобие городов-полисов, появившихся в эллинский период. Фактически это было государство — Храм.

В своем решении Корэш руководствовался трезвым политическим расчетом. Он знал, что возвращение евреев в Йерушалаим оживит опустошенную страну, и она станет источником постоянного дохода для царской казны. Кроме того, он понимал, что в благодарном еврейском народе созданная им империя приобретает надежного союзника и стража на стратегически важном пути в Египет.

У энергичного Корэша слово не расходилось с делом. Он приказал дать отправляющимся на родину евреям деньги на сооружение Храма. Персидский казначей Митридат получил царский приказ о выдаче уходящим евреям священной храмовой утвари, хранившейся в качестве военного трофея в вавилонском храме Бэла. После всех приготовлений, возвращенцы, общим числом до пятидесяти тысяч человек вместе со Слугами, отправились на разоренную родину. Исход из Вавилонии сразу же принял характер всенародного дела, и это свидетельствует о том, насколько сильна была в народе тяга к религиозному и национальному возрождению, несмотря на в общем-то благоприятные условия, в которых жили евреи в вавилонском плену. Правда, из-за этих условий не все евреи последовали за своими соотечественниками на родину. Многие из них за годы изгнания глубоко укоренились в Вавилонии, обзавелись собственностью и деловыми связями и даже занимали важные посты в государственном аппарате. Но и те евреи, которые остались пока в Вавилонии, считали Йерушалаим и Храм центром своей духовной жизни, а Иудею — своей родиной. Они поддержали уходящих на родину золотом и серебром и помогли им приобрести вьючных животных.

Шивъат Цийон, возвращение в Цийон, было организовано с большой тщательностью. Списки возвращенцев и их права на владение земельной собственностью в Иудее были проверены старейшинами родов на основании устных и письменных свидетельств. Коэны*, ученики пророков и левиты составили духовное ядро всей этой группы.

Исход возглавили два человека: Зрубавель — внук предпоследнего иудейского царя Йегояхина и Йеошуа — внук первосвященника, казненного по приказу Невухаднецара.

Йеошуа был потомком Цадока, первого из первосвященников, назначенных мелехом Давидом. Зрубавель происходил из дома Давида. Зрубавель представлял светскую власть, а Йеошуа — духовную. Именно Йеошуа было суждено стать первосвященником восстановленного Храма. Зрубавель был назначен персами правителем Иудеи и наделен всей полнотой административной власти.

На родину изгнанники прибыли через полгода после обнародования декрета Корэша. Они обнаружили в самой Иудее и в прилегающих к ней районах целый конгломерат племён и народностей. Кого только там не было: плиштим, амоним, эдомим, шомроним, моавим* и т. д. За эти годы они почувствовали себя хозяевами покинутой земли, и, конечно, не встретили возвращенцев с распростёртыми объятиями. Невежественные, погрязшие в идолопоклонстве — все эти племена враждебно отнеслись к возвратившимся подлинным хозяевам Иудеи, достигшим высокой степени духовного и национального самосознания. Многие из местных жителей захватили принадлежавшие евреям родовые наделы. Но всё это не могло умалить радости возвратившихся на родину, чувства которых переданы в пророческом псалме Давида /126/:

«Когда Всевышний возвращал изгнанников в Цийон,
Мы были, как во сне.
Уста наши были полны веселья и язык наш — пения.
Все народы говорили:
Веселье сотворил Всевышний для них“.

Там же содержится и предвидение грядущего:

«Сеявшие со слезами, будут пожинать с радостью.
С плачем несущий семена, возвратится с весельем,
неся свои снопы»

продолжение следует

Данная книга печатается ле-илуй нешама — для возвышения души — ее составителя, р. Ицхака Гольденберга

http://www.beerot.ru/?p=37893