ТАНАХ рассказывает — Эзра — Возвращение в Цийон

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1893

Возвращение в Цийон

«Не считая рабов и рабынь их – этих семь тысяч триста тридцать семь; и с ними двести певцов и певиц» (Эзра 2:65).

Немного выше, (2:41) нам уже встречалось упоминание о певцах. Это были левиты, которые возносили песнопения, восхваляющие Всевышнего в Храме: «Певцы, потомки Асафа, – сто двадцать восемь». Тогда не понятно, о каких певцах говорится в стихе шестьдесят пятом?

Говорят комментаторы, что эти певцы вообще были неевреи. Но зачем их присоединили к группе возвращающихся в землю Израиля? Говорит Раши, что поскольку возвращение в землю Израиля было для них большой радостью, ими были наняты певцы и музыканты, чтобы они помогали поддерживать приподнятое настроение на протяжении всего тяжелого пути. Группа возвращающихся была не такой большой, как хотелось бы, но даже те несколько десятков тысяч могли растянуться на большие расстояния. Поэтому и была необходимость в наемных музыкантах и певцах, чтобы те все время передвигались между разными группами евреев и таким образом поддерживали веселое настроение среди возвращающихся. (Слово мешорер может означать и певца, и музыканта. Этим можно объяснить участие женщин в музыкальном сопровождении: они не пели для мужчин, что было бы прямым нарушением закона, они играли на музыкальных инструментах. Можно также предположить, что певицы пели для групп женщин, шедших отдельно от мужчин – прим. редактора.)

Шхина в изгнании

Мудрецы приводят еще одно объяснение необходимости поддерживать приподнятое настроение.

Этот период общепринято называть Ткуфат шиват Цийон – эпоха возращения в Цийон. Во всем Танахе эта фраза встречается всего один раз, в Теилим (126:1-3): «Песнь ступеней. Когда возвратил Г-сподь пленников Цийона (שִׁיבַת צִיּוֹן), были мы как во сне. Тогда наполнятся уста наши смехом и язык наш – пением. Тогда скажут между народами: «Великое сотворил Г-сподь с этими!»». В этих стихах царь Давид пророчествует о возвращении своего народа на родину из изгнания. О каком возвращении? Возможно, это возвращение из Вавилонского изгнания. Но в продолжении сказано: «Возврати, Г-споди, пленников наших, как русла (потоки) в Негеве». Как уже неоднократно упоминалось, это возращение было далеким от воплощения видения пророков. Реализации тех пророчеств народ Израиля все еще ждет.

Даже сегодня живущие в земле Израиля хорошо знакомы с «потоками в Негеве», которые, будучи большую часть года пересохшими, в сезон дождей превращаются в бурные реки, не редко становящимися стихийными бедствиями. Об этих потоках говорит царь Давид, и обещают нам пророки, что таким же бурным и полноводным будет возвращение народа Израиля из изгнания, когда из всех уголков земли устремятся евреи в Святую землю.

Так пророчествует Йешаяу (48:20): «Выходите из Вавилона, бегите от касдим, голосом ликующим объявите (это), возглашайте об этом до края земли, скажите: «Избавил Г-сподь раба Своего Яакова»».

Пророк Ирмияу (23:7,8): «Поэтому вот, наступают дни, – сказал Г-сподь, – когда не будут больше говорить: «(как) жив Г-сподь, который вывел сынов Израилевых из земли Египетской», а (скажут): «(как) жив Г-сподь, который вывел и который привел потомство дома Израиля из страны северной и из всех стран» куда Я изгнал их; и будут они жить на земле своей».

Очевидно, что возращение в Цийон, описанное в книге Эзры, было лишь частично похоже на предсказания Йешаяу и Ирмияу.

У понятия шиват Цийон не одно понимание. Мы уже употребляли его для описания возвращения из плена Вавилонского изгнания. Однако Шехина тоже ушла в изгнание. Сказано в Торе  (Дварим 30:1-4): «И будет, когда сбудутся на тебе все слова эти – благословение и проклятие, которые изложил я тебе, то прими это к сердцу своему в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И обратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и послушаешь гласа Его во всем, как Я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои, всем сердцем твоим и всею душою твоею. Тогда возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанных твоих, и смилуется над тобою, и опять соберет тебя из всех народов (וְשָׁב האֱלֹהֶיךָ אֶת שְׁבוּתְךָ וְרִחֲמֶךָ וְשָׁב וְקִבֶּצְךָ מִכָּל הָעַמִּים), среди которых рассеял тебя Г-сподь, Б-г твой. Хотя бы были заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Г‑сподь, Б-г твой, и оттуда возьмет тебя». В третьем стихе не сказано и «вернет» (וְהֵשִׁיב), а сказано и «вернется» (וְשָׁב). Говорят наши мудрецы, что здесь содержится намек на то, что Сам Всевышний вернется из изгнания.

Говорят мудрецы, что во всяком месте, куда уходили евреи в изгнание, Шехина уходила вместе с ними.

Сказано в трактате Рош а-шана (31а), что в десять странствий отправлялась Шехина. В период разрушения Первого Храма удалилась Шехина из среды Израиля. Но Всевышний не сразу отнял Свое Присутствие, а поэтапно. Он делал это нехотя, медленно, в надежде, что сыны Израиля одумаются и раскаются в своих грехах. Десяти странствиям уподобили наши мудрецы  эти десять этапов. С капорет (крышки Ковчега) Шехина удалилась к круву (один из крувов, что стояли вдоль стен). От крува – к порогу Храма. От порога – во внутренний двор. Со двора – к внешнему жертвеннику. От жертвенника – к крыше Эйхаля (здания Храма), с крыши – на стену азары (Храмового двора), со стены азары – в город (Иерусалим). Из города – на Масличную гору. С Масличной горы – в пустыню, а из пустыни Шхина поднялась на небеса, и по сей день остается там, как сказано: «Пойду Я, возвращусь в место Свое, пока не повинятся они и не станут искать лица Моего; когда будет им тяжко, (то) обратятся они ко Мне» (Ошеа 5:15).

Но пророк обещает нам, что обязательно настанет день, когда Шехина вернется в Цийон (Йехезкель 43:1,2): «И повел Он меня к воротам, которые обращены к востоку. И вот: слава Б-га Израиля пришла с пути восточного, и голос Его – как голос многих вод, и земля озарилась славой Его».


http://www.beerot.ru/?p=19203