Комментарии Рамбана — Недельная глава Ваелех

Дата: | Автор материала: Рамбан

2557

До полного раскаяния

«И скажет он (т. е. народ Израиля) в тот день: «Не потому ли, что нет Всесильного моего среди нас, постигли меня беды эти?» (Дварим, 31:17-18)

Это еще не такое полное раскаяние, о котором сказано: «Тогда признаются они …в беззакониях своих» (Ваикра, 26:40), – но лишь проблеск раскаяния и признания своей вины. И после этого вновь написано: «А Я совершенно сокрою лик Мой в тот день».

На первый взгляд, поскольку они поняли, что Творец не пребывает среди них из-за их грехов, и именно поэтому постигли их все эти беды, Всевышний, по Своему великому милосердию, должен был бы помочь им и спасти их. [Ведь Его гнев обращен, в первую очередь, на тех, кто отрицает свою вину], как написано: «Я буду судить тебя за то, что ты говоришь: «Я не грешила» (Ирмеяу, 2:35).

И все же Всевышний вновь сокроет от мира Свое Лицо – из-за великого зла, которое евреи совершали прежде, полагаясь на идолов. Однако это сокрытие не будет подобно прежнему, когда Он сокрыл от них Свое милосердие, и их постигли «многие беды и несчастья». Но теперь Он скроет лишь «Лик Избавления» (пней а-геула), а «Лицо Милосердия» будет приоткрыто, как обещано: «Но при всем этом, когда будут они в стране врагов своих, не станут они Мне отвратительны и не вызовут омерзения…» (Ваикра, 26:44).

[См. комментарий к Ваикра, 26:16-43, где Рамбан поясняет, что предсказания, приведенные там, в недельной главе Бехукотай, относятся к периоду Первого Храма и Вавилонского изгнания, а предсказания, приведенные в книге Дварим, – ко времени Второго Храма и последующего изгнания, в котором евреи до сих пор пребывают.

А Виленский Гаон указывал, что каждая из десяти недельных глав книги Дварим соответствует одному из десяти столетий шестого тысячелетия истории мира (см. Ми-маамаким, Дварим, 1, стр. 8). Согласно такому подсчету, предсказания, приведенные в главе Ки Таво, соответствуют периоду начала Катастрофы европейского еврейства, а главы Ницавим и Ваелех, которые считаются одной главой и обычно читаются вместе в одну неделю, – к периоду после Катастрофы. Этот период, когда значительная часть евреев уже возвратится на свою землю, но последнее избавление еще не наступит, называют «изгнанием после изгнания» (см. там же, 30, стр. 220/1/).

В этот период, непосредственно предшествующий эпохе Машиаха, «возобладают силы нечестия, так как Святой, благословен Он, совершенно сокроет Свой лик от Своего мира» (Рамхаль, Даат Твунот, 166). Виленский Гаон предсказывал, что в эти дни «пастырями Израиля» (т. е. вождями еврейского народа) станут «самые наглые в поколении» – те, в ком воплотятся души «эрев рав» («великого смешения» племен, присоединившихся к евреям при выходе из Египта). Эти «пастыри» будут совершенно чужды Торе и подлинному еврейству, но, «увидев, что удача им временно улыбается, сыны Израиля потянутся вслед за ними». И поэтому Гаон называет эту эпоху «галут эрев рав» – «изгнание под водительством эрев рав» (Агро на Тикуней Зоар, 53, 1 и Сефер ди-цниюта, 1; см. Ми-маамаким, Шмот 37, стр. 384, Дварим 29, стр. 218-219).

В Талмуде этот заключительный период изгнания назван עקבתא דמשיחא (иквета де-Мешиха; см. Сота, 49б) – буквально «следы Машиаха». В этот период Машиах еще не открылся, но, вглядываясь в глубинную связь событий, уже можно различить «следы» его присутствия в мире. И это именно тот период, о котором написано: «А Я совершенно сокрою лик Мой», ведь для подавляющего большинства современников, воспринимающих лишь внешнюю сторону событий, «следы Машиаха» и «Лик Избавления» будут полностью скрыты. В связи с этим один из величайших глав предвоенного поколения рав Эльханан Вассерман утверждал, что «точно так же, как следует постигать слова Торы, углубленно их изучая, так необходимо вдумываться во все происходящие в мире события, чтобы понять их смысл в свете законов Торы» (р. Э. Вассерман, Кобец мамарим, Зехор йемот олам, 1; см. также Ми-маамаким, Дварим, Ваелех, 31, стр. 224 и 229-230/2/).]

Так будет до тех пор, пока они не добавят к упомянутым проблескам раскаяния полное раскаяние, как написано выше: «И возвратишься ты к Б-гу, Всесильному твоему, и исполнять будешь волю Его во всем, …ты и сыны твои, всем сердцем твоим и всей душой твоей» (Дварим, 30:2).

[В Талмуде указывается, что если, не дай Б-г, евреи поколения «следов Машиаха» не смогут возвратиться к Творцу путем собственной духовной работы, Всевышний «поставит против них правителя, который вынесет приказ, подобный приказу Амана, – тогда сыны Израиля раскаются и возвратятся на добрый путь» (Санедрин, 97б; см. также Рамбам, Тшува, 7:5).

Дополнение рава Игаля Полищука. Я слышал от имени великого каббалиста современности рава Исраэля Элияу Вайнтруба, что одно из проявлений «следов Машиаха» – это баалей тшува, которые не просто вернулись к Торе, а стали настоящими мудрецами, что мы и можем наблюдать в наши дни.]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык. 


http://www.beerot.ru/?p=18720