Ваелех — Человек управляет законами мироздания

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1650
мироздания

Недельная глава Ваелех

«Я сокрою от них Мой Лик, и (враги) поглотят их» (Дварим, 31).

Простое понимание понятия «сокрытия Лика Творца» в том, что сокрытие Его Лика означает – беды. Когда исполняется стих «сокрою от них Мой Лик», его результат – «и (враги) поглотят их».

Когда же Всевышний, наоборот, озаряет народ Израиля Своим Ликом, они удостаиваются изобилия благ и добра, как сказано: «Ведь со светом Лика Твоего Ты дал нам…». Во времена царя Шломо у народа Израиля не было недостатка ни в чем, не было болезней и других горестей. Мы и представления не имеем обо всем том благе и добре, которые были во время существования Храма. А с тех пор, как он разрушен – «нет дня, чье проклятье не было бы сильнее предыдущего». Источник умножения зла и проклятья – сокрытие Лика Творца.

Это простое понимание, которое тоже верно. Однако если мы задумаемся более глубоко, увидим, что есть еще один пласт в понятии сокрытия Лика. Ведь согласно простой логике совершенно невозможно, чтобы у человека была хоть капля понятия, как Всевышний управляет миром. Почему один человек — богат, а другой – беден, почему этот – здоровый, а тот – больной, почему один живет долго, а другой умирает в молодости.

Возьмем, к примеру, трехлетнего ребенка, которого отец приводит в хедер. Если мы спросил малыша, почему он идет туда, тот ответит: «Папа сказал мне, что там есть интересные игрушки, и учитель раздает конфеты». У него нет ни малейшего представления о величии заповеди изучения Торы, и что посредством учебы Торы он удостоится Будущего мира. А как он сможет понять настоящую причину того, почему его посылают в талмуд-тора? Ведь ребенок не в состоянии постигнуть понятие вечности.

Так же, как животное не в состоянии понять действия человека, так и любой, кто находится на более низком уровне, не может понять более высокий уровень. Так как же возможно, чтобы мы понимали пути Всевышнего в этом мире?

Однако наши мудрецы в Пиркей Авот говорят: десятью речениями создан мир. Чему это нас учит? Всевышний мог создать мир одним речением: «Да будет мир» — и был бы создан совершенный, прекрасный мир. Но Всевышний желал, чтобы мы обладали пониманием и осознанием процессов мира, и поэтому обучил нас в Торе, говоря «да будет (то-то)», всем этапам создания каждой части Творения.

Кроме того, вся Тора, от «Берешит» до «на глазах у всего Израиля» (первое и последние слова Торы) учит нас порядку мироздания и путям Всевышнего в Его мире. Как сказано, например, «и будет, если будете слушаться всех Моих заповедей… дам Я дождь вашей земле вовремя». Тот, кто учит Тору, знает, что, когда идут дожди – это потому, что есть в мире праведник, которые молится о том, чтобы пошли дожди, или потому, что сидит ночью юноша в бейт-мидраше и усердно учит Тору. А если вдруг дожди прекратились, нужно искать причину, сказанную в стихе: «И остановлю небеса, и не будет идти дождь».

Не только понимание этих вещей дал нам Всевышний, но и передал их практическое действие в наши руки.

Человек своими деяниями устанавливает порядки в мире. В его руках сила молитвы о дождях, о пропитании и о здоровье. Нет в мире ничего, что не было бы предназначено для народа Израиля, и чего они не в силах достигнуть своими духовными деяниями. «Если он будет исполнять заповеди – удача будет ему наградой, а если нарушит их – наказание отсечет его [от источника жизни]» (Рамбан, Шмот, 13:16).

Всевышний как бы «прикрепил» все порядки мироздания к народу Израиля. Весь мир действует в соответствии с нашими деяниями, согласно нашим представлениям и нашему разуму. Реальность Всевышнего как будто исчезла из этого мира. Ясная истина, что, в конце концов, весь контроль и власть находится в Его руках – это истина скрытая, это и есть «сокрытие Его Лика».


http://www.beerot.ru/?p=47870