Шмират а-Лашон — 1 — Шаар а-Зхира — Глава 13 и 14 — Злословие и рехилут и Отдаляться от слушания запрещенного

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1646
Шмират аЛашон
Photo by Taras Chernus on Unsplash

Шмират а-Лашон — Часть 1

Шаар а-Зхира

Глава 13. Злословие и рехилут: грешит сам и вводит в грех ближнего

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора; курсивом – примечания переводчика и редактора]

Насколько же человек должен быть внимательным, чтобы постоянно остерегаться этого страшного греха! Ведь известно, что он совершается по меньшей мере вдвоем, и тот, кто грешит, вводит тем самым в грех и ближнего своего, который из-за него тоже нарушает запрет слушать злословие и принимать его, а также остальные запреты, объясняемые во введении к книге «Хафец Хаим». И если бы не рассказывал, то тот не дошел бы сам до нарушения запрета, и сказали наши мудрецы (Бемидбар раба, 21): «Вводящий в грех другого человека хуже, чем убивающий его; ведь убивающий изгоняет его из этого мира, а вводящий в грех – и из этого мира, и из будущего».

Смотри, брат мой, как строго относится Тора к нашей обязанности беспокоиться по поводу ущерба, грозящего ближнему! Ведь даже если человек видит вещь ближнего там, где она может пропасть, обязан не уклоняться и вернуть ее ему, даже если стоимость ее – всего лишь прута (самая мелкая монета) и польза от нее незначительна, и владелец ничего не знает. И если Тора приказывает нам действовать во благо ближнему в делах имущественных, относящихся лишь к этому миру, преходящему и недолговечному, то насколько же больше, несравненно больше, должен человек делать во благо ближнего в делах, касающихся его души, существующей вечно! И тем более, гораздо более того – остерегаться, чтобы, уж во всяком случае, не погубить его душу, что будет для него потерей вечной.

[И, быть может, начнет соблазнять тебя дурное побуждение, говоря так: но ведь мой ближний, слышащий от меня все эти рассказы, не считает, что они приносят вред, и доказательством тому – то, что он не начинает ненавидеть меня из-за них, а, напротив, приветлив со мной и благосклонен. Чему это можно уподобить?

Один вор нарядился важным человеком, встретил какого-то прохожего и прикинулся, будто знаком с ним и рад его видеть; он соблазнил его зайти с ним в трактир, обещая всячески ублажать его там. И вот, когда они пришли, вор сказал тому прохожему: «Как я рад, что мне посчастливилось увидеть тебя после стольких лет! Это – самый лучший день в моей жизни! Скажи хозяину этого заведения, чтобы он подавал нам самое изысканное, что у него есть, – я все оплачу!» И вот – после того, как они наелись, тот вор исчез! Прохожий остался один, и хозяин заставил его платить за все, говоря: «Ты принимал все из моих рук, и я не знаю, кто помогал тебе это съесть, и кто обманул тебя во всем этом деле!» Но ведь все время, пока прохожий ел вместе с тем вором, он не испытывал к нему никакой ненависти, а наоборот, почитал его за одного из любящих его – все время, пока тот доставлял ему удовольствие ни за что! Но когда вдруг оказалось, что нужно платить за все, – сколько гнева и ненависти пробуждается у него в этот час!

Так это, брат мой, в нашей ситуации: в этом мире тот, кто слышит от тебя злословие и принимает его, не чувствует порчи, которую ты заносишь в его душу. Он думает, что ты, напротив, любишь его и потому рассказываешь ему обо всех своих делах. Но все это – лишь пока «лавка открыта и лавочник отпускает в кредит» (см. Пиркей Авот, 3:16); однако в будущем мире, когда он предстанет перед Тем, кто сообщает человеку обо всех его речах, и окажется, что книга открыта и в ней записано все, что он слышал и говорил из-за дурного товарищества с тобой, и придется ему дать отчет обо всем и понести за все суровое наказание; и тем более – если из-за рассказов твоих он будет записан, не дай Б-г, в высших мирах членом злодейских собраний, как говорится в завещании раби Элиэзера а-гадоль: «Сын мой! Не сиди в собрании говорящих дурное о ближних своих, ибо когда речи эти поднимаются наверх, они записываются в книгу, и все находящиеся там записываются как собрание злодейское», – сколь велик будет гнев и злые чувства его на тебя из-за этого!]

И тем более – если человек приучился сам, не дай Б-г, к этому страшному греху и становится бааль лашон а-ра – «привычным к злоязычию». Известно, что человек такого рода, постоянно говорящий дурное о ближнем, имеет обыкновение собирать вокруг себя людей и правдоподобно и убедительно рассказывать, пока они не соблазнятся принять от него злословие о ком-то. А потом иногда и сами превращаются в разносящих худую молву о том человеке и о других. И невозможно представить себе и описать, сколь велик грех того привычного к злоязычию – ведь кроме того, что он губит себя самого, он губит всех тех, которые простодушно следуют за ним, поддавшись соблазну его дурных речей, и становятся принимающими злословие и пересказывающими его. [А иногда примешивается к тем рассказам немало лжи и насмешек, и те люди относятся тогда еще к двум группам грешников – группе лжецов и группе насмешников]. И наверняка будет наказан каждый, кто пристал к этому дурному сообществу, как сказали наши мудрецы (Макот, 5б): «Тора наказывает тех, кто пристал к совершающим грех, как самих совершающих грех», и еще сказали наши мудрецы: «Злоязычие убивает троих: того, кто рассказывает, того, кто принимает рассказываемое, и того, о ком рассказывают» (см. выше, в начале гл. 4). И также все они будут записаны наверху из-за того грешника как часть злодейского сообщества, как сказали наши мудрецы. Поэтому, помимо великого наказания в мире грядущем, ждет того, кто все это им сделал, наказание и в этом мире – ему не дают возможности вернуться к Всевышнему, как сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 5:18): «Каждому, кто вводит в грех многих, не дают возможности вернуться к Всевышнему». И потому, брат мой, оберегай себя всемерно, сжалься над самим собой и над другими людьми из народа Израиля, и отстранись от того, чтобы делами своими готовить толпы грешников для геинома (ада).

И до чего же хорошо и правильно поступать по совету одного мудреца, который, как я слышал, посоветовал одному из любимых им людей так: никогда не стой летом в святую субботу после третьей трапезы возле синагоги или Дома учения, чтобы поболтать с кем-то о чем-нибудь, поскольку там, где двое, – там трое, а затем и четверо, и пятеро, и шестеро, пока в конце концов не соберется там целая толпа, и каждый рассказывает о своих делах, о том, что было у него на прошедшей неделе; и невозможно, чтобы все это обошлось без злоязычия и насмешек. А причиной всему был первый, кто пришел туда, – и как сказано: «У мудрого глаза – в голове его» (Коэлет, 2:14). [Нет ничего случайного в словах того мудреца: ведь летом, тем более в северных краях, вечера длинные, времени до выхода звезд много, и не все способны поддерживать в себе как должно ощущение святости субботы до исхода ее, учиться в это время и т. п. И с ослаблением настроения святости усиливается подстрекательство дурного побуждения – перейти от просто праздных разговоров к строго запрещенным].

А для тех, кто грешил до сих пор в этом деле, вводил в грех многих и желает исправиться, приведем известные слова наших мудрецов: праведники тем же, чем грешат, – исцеляются. И потому начать надо с того, чтобы приучить себя отдаляться от сборищ людей, – вопреки своим прежним естественным склонностям. Наш учитель Шла (раби Йешаяу а-леви Горовиц, автор книги «Шней Лухот а-Брит») видит намек на это в словах Торы (Ваикра, 19:16): «Не ходи как рахиль (то есть не разноси сплетен и злословия) в народе твоем». И также должен чувствовать себя обязанным приумножать заслуги многих речами своими – порицать, и поощрять к исполнению Торы и заповедей, и устанавливать мир между человеком и ближним его.

Глава 14. Отдаляться от слушания запрещенного

Человек обязан изо всех сил приучать себя быть осторожным в том, о чем сказано в трактате Ктубот (5а): «Учили наши мудрецы: пусть человек никогда не позволяет ушам своим слышать вещи пустые, поскольку они “обжигаются” первыми из органов его». И тем более следует остерегаться, чтобы не слушать злословия на ближнего, что является гораздо большим грехом [чем слушание вещей пустых].

[Примеч. автора. «Уши обжигаются» означает следующее. Так же, как при обычном пожаре, когда огонь проникает в дом (снаружи), он производит повреждения прежде всего по пути своего проникновения, – так и с могучим огнем духовным, который есть огонь геинома (ада), созданный нечистотой, которой оскверняет человек свои органы. И тот орган, который осквернен вначале, сразу же приуготовлен быть охваченным небесным наказанием – огнем геинома. Поэтому в отношении слушания запретных разговоров уши – это органы, с которых начинается нарушение запрета, и они, таким образом, оскверняются немедленно, а через них запретное входит затем в сердце и оскверняет его – если человек принимает услышанное и верит злословию (как это и с другими вещами, несовместимыми с Торой). Ибо человек преступает таким образом запрет Торы (Шмот, 23:1): «Не внимай ложному слуху», зависящий от сердца; и так же сказано в «Сефер Харедим» относительно запретительных заповедей Торы, зависящих от сердца]. [Мы переводим «ложному» (слуху), согласно Раши на этот стих, хотя злословием могут быть и слова правдивые. Смысл этого в том, что когда мы слышим злословие, мы должны относиться к нему, как ко лжи].

И потому, если человек знает о каких-то людях, что они склонны к насмешничеству и злоязычию, он должен очень остерегаться, чтобы не оказаться в их компании, даже если ничем не будет им помогать, чтобы не быть наказанным из-за них, как мы уже писали несколько раз от имени наших мудрецов. И поскольку мы видим сегодня, что запрет злоязычия из-за наших великих грехов нарушается повсеместно, – каждому, у кого жив в сердце страх перед Всевышним, не следует присоединяться к компании, если ему не известно о членах ее, что они осторожны в отношении запрещенных разговоров [подобно тому, как делали жители Иерусалима, см. Санедрин, 23а], поскольку очень часто люди, собравшись вместе, не удерживаются от злоязычия,рехилута и прочих запретных вещей.

И действительно, тот, у кого есть понимающее сердце, должен избегать общества людей пустых как огня: зачем изначально входить в компанию людей, которых потом будешь обязан порицать за запретные разговоры? А если услышит их разговоры и не станет реагировать, то и он будет наказан, как говорится в «Шаарей Тшува» (197 – 198): «Человек, который слышит от людей злословие или изречение уст непристойное, или сидит среди высмеивающих Тору и заповеди и знает, что они строптивы и упрямы, и если он будет их порицать, они не послушают его, и потому сомкнет уста свои – он тоже будет наказан. Ибо не ответил глупцам на их глупости – и они могут сказать ему, что он такой же, как они, и согласился с их словами. Ведь он обязан был отвечать им и порицать их, воздавая величие Торе и заповедям, которые они поносили и смеялись над ними. Он должен был возревновать за честь того чистого праведника, о котором они говорили. И это одна из причин, по которым человек обязан оставить компанию злодеев, ибо будет наказан за то, что слышал их дурные речи и не возражал им. И об этом говорит Шломо (Мишлей, 24:1‑2): “Не завидуй злым людям и не желай быть с ними. Ибо о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их”. Это означает: понесешь вину за грехи их – ибо постоянно будешь слышать их дурные речи и молчать».

Смотри же, брат мой: если стоять будут десять человек вместе, и возьмут одного из них под стражу, и возведут на него обвинение по поводу дурного дела, о котором был слух, что он его совершил; и заберут его в судебный дом, чтобы допросить его и хорошо расследовать то дело, о котором был слух, – а он не признался. И после того будут взяты остальные девять под стражу, чтобы допросить и их по тому же делу – в надежде, что благодаря этому оно будет раскрыто, хотя они сами считают себя невиновными, а задержали их только для того, чтобы раскрыть с их помощью хитрые замыслы первого, – но при всем этом сердца их разбиты, и они горько сожалеют, что были в одной компании с первым и из-за этого попали в неприятную историю. А после, когда они с Б-жьей помощью благополучно выходят из нее, – очень остерегаются, чтобы не бывать в обществе такого человека, чтобы не случилось с ними вновь того же. И тем более в нашей ситуации: ведь известно, что в будущем мире будут наказаны и рассказывающий, и слушающий, и все, кто был с ними в этом дурном обществе, как это описано выше в 13-й главе от имени «Пиркей де-раби Элиэзер». Насколько же надо стараться бежать от этого! И если дурное побуждение подстрекает человека присоединиться к дурной компании, он должен подумать: «Довольно мне того, что я предстану в высшем мире, чтобы отвечать за свои собственные грехи; для чего мне терпеть наказание еще и за чужие?» И так можно победить дурное побуждение.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=2920