Нецив из Воложина — Борьба за святость

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

1310
нецив

Изучая биографии выдающихся мудрецов Торы, невольно начинаешь сравнивать поколения, в котором жил тот или иной мудрец со своим собственным. Чаще всего такое сравнение оказывается не в нашу пользу – мудрость и величие в Торе никак не связаны с техническим прогрессом и уровнем комфорта. Тем не менее иногда описываемая история (более чем столетней давности) поразительно напоминает ту реальность, в которой мы живем.

Великий мудрец Торы и наставник поколения, рав Нафтали Цви Йеуда Берлин (также известный, как Нецив) родился в 5577 (1817) году в маленьком белорусском городке Мир. Его отец, рав Яаков, хотя и не был известным раввином, тем не менее, большую часть времени посвящал изучению Торы.

В раннем детстве Нецив не проявлял особых талантов в изучении Торы, поэтому отец решил забрать его из хедера, и обучать ремеслу. Тем не менее, когда мальчик услышал об этом решении отца, он расплакался. Такой поворот событий заставил не очень талантливого и способного ребенка работать над собой и стать, в конце концов, прославленным главой ешивы.

В возрасте 11 лет Нецив был принят в знаменитую Воложинскую ешиву. Через короткое время он стал одним из ближайших учеников рава Ицеле (сына рава Хаима из Воложина и его наследника на посту главы ешивы). Впоследствии Нецив женился на его дочери. О той свадьбе сохранилось одно уникальное воспоминание, хорошо иллюстрирующее постоянство в Торе молодого Нецива. Когда пришло время хупы, вдруг выяснилось, что жениха нигде нет. Впрочем, поиски были недолгими – ни у кого из тех, кто знал Нецива, не было сомнений по поводу того, куда он «пропал». Всем было прекрасно известно, что жених имеет обыкновение учиться по 16-18 часов в день, не исключая Шаббаты и праздники. И действительно, день собственной свадьбы Нецив «праздновал» в бейт-мидраше. Оттуда его и повели под хупу.

В возрасте 30 лет Нецив начал преподавать в ешиве. Еще через некоторое время он стал главой ешивы (на тот момент в ней обучалось около четырехсот учащихся), а также возглавил общину Воложина.

На посту главы ешивы Нецив продолжил начатое равом Хаимом из Воложина (и продолженное его сыном равом Ицхаком) внедрение методов учебы Виленского Гаона. Каждую свободную минуту он старался провести в бейт-мидраше ешивы, помогая ученикам разобраться в материале, да и просто поддерживая их своим присутствием. По сути дела, его собственный дом стал частью ешивы. Во время праздников, если кто-то из учеников оставался в ешиве, Нецив приглашал их к себе домой. Особенно «популярен» был Песах – многие ученики намеренно старались остаться на пасхальные каникулы в ешиве, чтобы провести седер в доме Нецива. Такие седеры, по воспоминаниям, собирали сотни слушателей. Нельзя не отметить великую и неоценимую заслугу жены и дочерей главы ешивы – без их самоотверженного труда такие трапезы вряд ли были бы возможны.

Для Нецива учащиеся ешивы были, как собственные сыновьям (рассказывают, что он плакал, когда был вынужден отказывать юношам в приеме в ешиву из-за недостатка средств). Среди таких его «сыновей» было немало тех, кто в будущем стали великим мудрецом Торы и главами поколения: рав Исер Залман Мельцер (автор книги «Эвен Аэзель», глава ешивы в Слуцке, а также ешивы «Эц Хаим» в Иерусалиме), рав Моше Мордехай Эпштейн (автор книги «Левуш Мордехай» и глава ешивы Слободка, позже переименованной в Хеврон в земле Израиля), рав Зелиг Реувен Бенгис (руководитель раввинского суда «Эда Харедит» в Иерусалиме).

У каждого поколения есть свои испытания, своя проверка на верность Творцу и его Торе. В наши дни мы наблюдаем беспрецедентные гонения на мир Торы в Земле Израиля. Группа так называемых «просветителей» поставила своей целью уничтожить традиционное еврейское воспитание, подорвать основы существования нашего народа. Их основная задача – оторвать народ Израиля от Всевышнего, посеять раздор и смуту во имя лживых и совершенно чуждых нам идеалов.

Внимательный читатель может удивиться: какое отношение все это имеет к Нециву из Воложина, жившему больше ста лет тому назад? К сожалению, сказанное выше о том, что происходит в наши дни, относилось и ко времени Нецива из Воложина.

Еще при жизни рава Хаима из Воложина царское правительство пыталось всеми силами разрушить традиционный еврейский уклад жизни. Вырвать еврея из общины, заставить отступить от веры отцов – во имя идеалов мнимого «просвещения». Поначалу эти попытки не имели успеха – с Б-жьей помощью наш народ выдерживал испытание и не соблазнялся чуждыми идеями. Однако через некоторое время у царского правительства возник неожиданный союзник. Это были так называемые маскилим, «просвещенцы» из отступников внутри нашего народа. Эти люди всеми силами подбивали правительство «принять меры» против традиционного еврейского воспитания и уклада жизни.

Особенную ненависть просветителей вызывала Воложинская ешива и ее глава. Бастион Торы, источник подлинной святости, возглавляемый великим мудрецом Торы, не поддавался давлению извне. Со страниц так называемой «еврейской прессы» лились потоки лжи и ненависти против ешивы или лично против Нецива. Главу ешивы заклеймили позором за нежелание ввести в программу обучения «минимальное количество светских предметов». Оскорбления в адрес великого мудреца Торы и главы поколения выходили за все мыслимые рамки приличий. Дошло до того, что была организована травля еврейских меценатов, материально помогавших ешиве.

…Страшно и горько признавать то, что борьбу с Воложинской ешивой вели отступники из числа наших собратьев. Цель была одна – любой ценой перекрыть источник святости нашего народа. И как же все это похоже на то, что происходит в наши дни!

Нецив не уступал и не уступил! Великий мудрец Торы во все дни своего руководства ешивой старался не допустить никаких изменений, никаких «проломов в ограде». Ешива оставалась духовным центром и источником святости, вопреки желаниям «просветителей» организовать «религиозную школу».

Поняв, что никаких «изменений в учебном процессе» добиться не удастся, отступники стали требовать от правительства закрыть ешиву.

Пятого швата 5652 (1892) года в здание ешивы вошли солдаты и предъявили постановление о закрытии… После того, как все ученики покинули здание, из ешивы вынесли рава Нафтали Цви. Именно вынесли – глава ешивы потерял сознание, когда узнал о тяжком приговоре. Однако и этого врагам показалось мало – Нецив с учениками ешивы были высланы из Воложина.

Что же дальше? Великая ешива оказалась закрыта, а ее ученики и преподаватели высланы. Означает ли это конец? Нет!

Всевышний, благословен Он, в своей высшей мудрости устроил так, что святость Торы не привязана к месту. Более того, все ненавистники мира Торы (прошлые и нынешние) должны знать, что замысел Его – к добру для нашего народа. Недаром Воложинская ешива названа «матерью всех ешив». Вскоре после ее закрытия открылось множество новых центров изучения Торы и усилились старые: Мир, Слободка, Слуцк, Клецк, Радин – и еще множество больших и малых местечек стали домами для нового поколения ешив. Все эти ешивы стали «наследниками» великой Воложинской ешивы, несломленной и не покорившейся разрушительным ветрам «просвещения».

После небольшого периода скитаний, Нецив переехал в Варшаву. Здесь он провел последний год своей жизни. В конце жизни он особенно мечтал подняться в Землю Израиля, и даже взял со своей жены обещание, что после его смерти она переедет в Эрец Исраэль. Великий мудрец Торы, глава поколения и защитник святости народа Израиля, рав Нафтали Цви Йеуда Берлин, Нецив из Воложина, был призван в Небесную Ешиву 28 ава 5653 (1893) года.

 


http://www.beerot.ru/?p=39751