Шофтим — Личный надзиратель

Дата: | Автор материала: Рав Ш. М. Валлах

1422
надзиратель

Недельная глава Шофтим

Однажды рав Авраам Яфен, глава сети ешив Новардок, встретил пожилого еврея. Это был человек прошлого поколения, который в свое время учился в Воложинской ешиве, праматери всех ешив. Тот рассказал раву, что еще помнит визит великого рава Ицхака Блазера, главного раввина Санкт-Петербурга и одного из лучших учеников великого рава Исраэля Салантера, основателя движения Мусар.

Раву Блазеру предоставили возможность выступить перед учащимися ешивы, и его краткая речь настолько ошеломила ученика (ныне пожилого еврея), что осталась у него в памяти на десятки лет!

Вот, что он сказал: «Воложин – маленький городок, и жизнь в нем протекает спокойно. Я же был на посту раввина столицы – Петербурга. Если кто-то из вас окажется в этом большом городе, он будет поражен при виде многочисленных полицейских, стоящих на каждом углу. Жители города спешат по своим делам, бегут каждый на свою работу. Единственные, кто гуляют не спеша, в свое удовольствие, сложив руки, — это полицейские. Если человек спросит: “А почему они не работают?”, ему ответят: “Да это и есть их работа!” Удивится он: “Какой идиот согласится платить зарплату за безделье?” Ему ответят: “Ты и есть этот идиот! Ведь они получают зарплату из общественной кассы, из налогов, которые ты платишь!” Тогда он будет возмущаться: “Да кому они нужны! Надо их всех уволить, и сэкономим кучу денег!”

Нам, конечно, понятно, что гнев его не оправдан. Ведь даже если ты честный и порядочный гражданин, который никогда в жизни не воровал и не грабил. “Любящий мир и стремящийся к миру, любящий других людей и желающий им только добра”. Но и ты должен понимать, что в обществе, к сожалению, есть также воры и грабители, и даже разбойники и убийцы. Есть те, кто любят склоки и раздувают скандалы, и если бы не было полицейских – такие люди разрушили бы весь уклад жизни, стали бы воровать, грабить и заниматься вандализмом. Как сказали наши мудрецы: “Молись за благополучие царства (т. е. властей), ведь если бы не страх перед властями – люди бы друг друга заживо ели!”

Ну, а если так, возникает большой вопрос: зачем нужен машгиах… в ешиве? Ведь в ешиве учатся такие замечательные люди, все любят друг друга, все желают учиться и духовно расти, зачем нужен какой-то “надзиратель”?»

Так он спросил – и сошел с трибуны, оставляя вопрос витать в воздухе. Удивительно ли, что эта речь запомнилась на десятки лет?

А каков же ответ, на самом деле?

— Ответ в том, — говорит рав Яфен, — что изначальное предположение было ошибочным. Полицейские нужны не для того, чтобы отпугивать воров. Им они только немного усложняют жизнь. И доказательство тому – что кражи не прекращаются. На самом же деле полицейские нужны, чтобы держать в рамках честных людей – чтобы те не соблазнились достоянием ближних и не присоединились к шайкам воров. Чтобы оказать влияние на их дурное начало. Как в той известной поговорке, что дверь запирают не от воров. Воры умеют взламывать и запертые двери. Дверь запирают, чтобы не испытывать тех, кто пока не ворует…

Поэтому становится понятным, почему и в святой ешиве, где все учащиеся – чистые и порядочные, желают учиться и духовно расти – нужен машгиах, который будет наблюдать за тем, чтобы эти хорошие желания реализовались, и чтобы все действительно усердно учились. Ведь в ешиве, где учиться не хотят, машгиах не поможет.

Поэтому, и это главное, становится понятно, что каждый человек обязан наблюдать за самим собой, как бы поставить себе «машгиаха», который будет следить и проверять, чтобы хорошие желания исполнялись и приводились в действие. Именно это и сказано в начале нашей главы: «Судей и надсмотрщиков поставь себе» – для себя, «во всех твоих вратах» – во всех своих деяниях и поступках.


http://www.beerot.ru/?p=47629