Шофтим — Чем ты выше – тем больше ты обязан Творцу

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

368
права царя

«Да не возвысится его сердце над его собратьями, и да не отклонится от заповеди ни вправо, ни влево» (Дварим, 17:20).

Тора требует от царя вести себя смиренно и скромно и не возвышаться в сердце над своими собратьями, сынами Израиля, из-за того, что он – их царь. Стих также добавляет: «Чтобы не отклонялся от заповеди ни вправо, ни влево». Магид из Дубно комментирует, что это на самом деле может быть причиной скромности, как будет видно из следующей притчи.

Несколько торговцев взяли на ярмарке товар в долг, чтобы продать в своем городе, с условием, что, когда они в следующий раз приедут на ярмарку – заплатят свои долги. Торговцы взяли разные товары и в разных количествах. Некоторые наполнили свои коляски товаром до предела, а другие взяли меньше. Тот, кто взял больше, чем его коллеги, радуется и получает больший почет за то, что у него больший оборот товара. Однако, с другой стороны, он понимает, что и долг его поставщику – самый большой из всех.

Конечно, есть разница: если торговцы – порядочные люди, и действительно намереваются заплатить за полученный товар, то, на самом деле, тому, у кого больше всего товара, нечем гордиться: ведь он должен больше всех. Если же они – воры и обманщики, и не собираются вернуться на ярмарку и отдать долги – то, конечно, тот, кто набрал больше всего товара, будет гордиться своим богатством.

Именно это сказано о царе: «Да не возвысится его сердце над собратьями». Почему он на самом деле не должен гордиться?

«Да не отклонится от заповеди ни вправо, ни влево» – он обязан выполнять заповеди и «платить» за все блага, которые получил. Получается, что наоборот: именно то, что он – царь, и получил от Творца почет и великолепие, является причиной, что его долг гораздо больше, чем у обычного человека.

Так чем тут гордиться?

Это касается каждого человека: будь он богатым, умным или сильным, и в особенности – мудрецов Торы и тех, кто работает и выделяет время для постоянной учебы. Порой человеку закрадывается высокомерная мысль по отношению к простому народу, ведь, в конце концов, я учу Тору, или я – богат, а у других ничего нет.

Однако на самом деле человеку следует знать, что все, что у него есть – это дар Творца, и поэтому, наоборот, если он велик в Торе или получил богатство и почет – он в гораздо большей мере является должником Всевышнего.

Известно, что о Моше рабейну сказано, что он был самым скромным из всех людей в мире. Когда он пришел просить у Всевышнего разрешения войти в Землю Израиля, он просил лишь «безвозмездного дара», как сказано: «и взмолился Всевышнему». Обычно как это понимают, в чем здесь нетривиальность? Что Моше рабейну, со всем его величием и множеством заслуг, все-таки просил именно безвозмездный дар.

Несмотря на все, ощущал, что ему ничего не полагается от Всевышнего за все его великие дела.

Но на самом деле – как раз Моше рабейну, в силу его величия, должен был просить именно так. Он думал: если Всевышний удостоил меня такой огромной заслуги, быть главой всего народа Израиля, а также пожертвовать собой ради Торы в такой степени, какой не удостоился ни один человек, то после стольких благ, как я могу просить еще что-то у Всевышнего, ведь Он столько мне уже дал!

Именно поэтому он был самым скромным из людей: он ощущал себя самым большим должником по отношению к своему Творцу!

Так и мы: чем большими достоинствами обладает человек, тем больше ему следует ощущать себя должником Творца, и быть более скромным.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87933