Беаалотха — То, что скрыто – сияет!

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

349

Недельная глава Беаалотха

Как-то раз я пришел к раву Шаху, и он попросил меня: «Рав Яаков, скажите что-нибудь!» Он, конечно, имел в виду слова Торы. И я стал говорить: «Сказано в Гемаре (Брахот, 5б), что, когда раби Элиезер заболел, раби Йоханан пришел навестить его. Увидел, что у него в доме темно. Закатал рукав, приоткрыв предплечье, и дом наполнился светом. Возникает вопрос: неужели лицо раби Йоханана сияло меньше, чем предплечье? Надо было написать, что, когда он зашел в дом, тот наполнился светом! Почему нужно было открывать предплечье, чтобы осветить дом? Отсюда мы учим, что именно то, что скрыто – сияет!»

Рав Шаху очень понравилась эта идея. А я добавил: Раши (Бемидбар, 8:2) пишет, почему о зажигании храмового светильника сказано сразу же после жертвоприношений глав колен? Потому, что, когда Аарон увидел, какие огромные жертвы приносят главы колен, он огорчился. Сказал ему Всевышний: «Клянусь, что твоя доля больше, чем их, ведь ты зажигаешь свечи!» Почему зажигание свечей Всевышний ценит больше, чем принесение жертв? Потому, что жертвы приносились на внешнем жертвеннике, при большом количестве народа. А свечи зажигали внутри, без всякой публичности.

Рав Шах добавил, что эту идею мы учим и из истории с раби Йоси бен Кисма и раби Ханиной. Раби Йоси бен Кисма сказал раби Ханине, что будущий мир он может заслужить только, если есть какое-то доброе дело, которое он сделал «невзначай», не ожидая получить за это признание или награду (полностью эта история приведена в журнале в недельной главе Лех Леха этого года – прим. пер.). И точно также, о самом себе рав Шах в старости говорил, что приходить в будущий мир даже с великими делами, но за которые человек получил почет – все равно, что садиться в автобус с уже пробитым билетом.

Потому что там, наверху, по-настоящему ценятся лишь те деяния, о которых можно сказать: «Ходи скромно перед Б-гом твоим».

Об этом сказано прямым текстом в Теилим (49:17-18): «Не завидуй, когда богатеет человек, когда умножается роскошь его дома. Ведь умирая, не возьмет с собой все, не сойдет за ним его почет». Нужно понять, что значит «не возьмет все» – что, немного он может взять? Ведь, как говорят, в саване нет карманов. «И не провожают человека ни серебро, ни золото, ни драгоценные камни, а только Тора и его добрые дела» (Авот, 6:10)

В шутку можно сказать, что обычно известно, сколько «стоит» тот или иной богач. У этого есть двадцать миллионов, у того – тридцать. Он умирает, наследники собираются и проверяют, что с его имуществом. И тут обнаруживается, что этот завод заложен, тот – не приносит дохода, эти акции потеряли ценность, а те – вложены в развивающуюся компанию, и прибыль ожидается лет через десять… Не будем жалеть наследников, пару-тройку миллионов они все-таки получат. Но ведь речь шла о десятках? А, это он забрал с собой…

Но это шутка. А на самом деле – как объяснил раби Элазар бен Азария, не берет он с собой ничего. Как сказано в нашей главе: «Иссохла наша душа, нет ничего» (Бемидбар, 11:6).

Однако духовное имущество человек, конечно, берет с собой. Но не все. Что он не берет? «Не сойдет за ним его почет» – дела, за которые он получил почет. За них он получил награду уже в этом мире!

Хафец Хаим говорил, что все наслаждения этого мира далеки от награды, которую человек получит за исполнение заповедей, ведь будущая награда – духовная, а награда в нашем мире – материальная, и даже приблизиться к духовной награде в этом мире невозможно. Ведь сказано: «Лучше один час удовлетворения в будущем мире, чем вся жизнь этого мира» (Авот, 4:17). Однако почет – это наслаждение духовное, поэтому из-за него человеку могут уменьшить награду в будущем мире.

Как-то раз Хафец Хаим приехал в Москву по делам своей ешивы, и попросил не сообщать никому о его приезде, чтобы его не ждали на вокзале и не отвозили в гостиницу. Один из его приближенных расстроился: «Рав, почему вы лишаете нас возможности оказать почет Торе!» Хафец Хаим ответил ему своим чудесным языком: «Скажи, твоя жена печет пироги на Шаббат?» – «Да». – «Наверняка их дразнящий аромат растекается по всему дому. Но если ты попросишь ее поесть, она тебе скажет: “Нет, это на Шаббат!” Как сказано: “Кто трудился в канун Шаббата, будет есть в Шаббат, а тот, кто трудился в этом мире – будет есть в будущем мире” (Авода Зара, 3а). Но тот, кто наслаждается почетом в этом мире – как будто съедает пирог в пятницу!»

В трактате Бава Батра (75а) сказано, что в будущем мире каждый «обжигается» о хупу ближнего. Главы ешивы Новардок комментируют, что суть хупы – покрытие. Так что каждый жалеет, почему не сообразил скрыть свои дела, как это сделал его ближний, и проел свой будущий мир за почет!

Будучи скромным и избегая известности, можно достичь не только награды в будущем мире, но и высочайших духовных уровней в этом мире. Ведь Двора была одной из семи пророчиц народа Израиля, и была судьей (Мегила, 14а). Что о ней сказано? «Двора – пророчица, жена Лапидота» (Шофтим, 4:4), поскольку она делала фитили для меноры в Бейт-Микдаше.

В мидраше («Тана де-вей Элияу Раба», гл. 9) сказано: «Беру я в свидетели небо и землю, что и еврей, и нееврей, и мужчина, и женщина, и раб, и рабыня – руах а-кодеш (дух святого постижения) опускается на них в соответствии с их деяниями. Ведь говорят, что Барак, муж Дворы, был невежественным человеком. Жена сказала ему: “Давай, я приготовлю фитили, а ты отнеси их в Мишкан, который находится в Шило, и будет твоя доля среди праведных людей, которые там, и удостоишься будущего мира”. Он делал большие фитили, которые ярко горели, и поэтому был назван “Лапидот” (букв. – факелы)».

Какой замечательный урок для нас! Сказано ведь (Шаббат, 92а), что пророчества может удостоиться только мудрый человек. Как говорит Рамбам: «Он должен быть великим в мудрости, обладать очень широкой эрудицией и верным пониманием, быть способным осознавать и понимать, и видеть всю мудрость Всевышнего целиком» («Законы основ Торы», 7:1). Получается, что Двора была очень умной и мудрой женщиной, обладавшей высочайшим, возвышенным духовным уровнем. А мужа получила – ам а-арец, невежду. Представьте себе, она не стала требовать развода под предлогом «несовместимости». И не заставляла его учиться каждый день с утра до вечера. Пусть делает то, что может. Принесет фитили в Мишкан, и руах а-кодеш опустится на него в соответствии с его деяниями!

Он приносил большие фитили, которые долго и ярко светили, и все звали его Лапидот. Ну, рав Лапидот, конечно. Как принято. А жену его звали – жена Лапидота. И не знали, что идея делать фитили была ее, да и сами фитили делала она. Он получил весь почет, а она пряталась за кулисами.

И удостоилась пророческого духа!

«Твоя доля больше, чем их!» – ведь самую большую награду получают за скрытое от глаз доброе дело!


http://www.beerot.ru/?p=89327