Короткая дорога к тшуве — спасение от надвигающейся катастрофы

Дата: | Автор материала: Рав Элияу Элиэзер Деслер

2976
От редакции. Этот текст был написан равом Деслером в тяжкие дни битвы за Британию, когда судьба выживших европейских евреев висела на волоске. Слова рава Деслера сегодня актуальны, как никогда.
Для удобства читателя мы позволили добавить к оригинальному тексту небольшие комментарии (основной текст автора выделен жирным шрифтом, комментарии – обычным).

В это грозное времякогда мы не можем предвидеть, что нам уготовано даже в самом ближайшем будущем, нет времени заниматься постепенным самосовершенствованием, как в обычные годы. В обычное время человек должен постепенно накапливать духовный капитал. В нормальной ситуации обретение более высокого духовного уровня – это долгая работа, требующая терпения и настойчивости. 

Но сейчас, когда не осталось времени, нам нужно найти быстрый способ вернуться ко Всевышнему, подобно тому, как сказано «некоторые приобретают долю в будущем мире в один момент». В Талмуде и в мидрашах описывается несколько случаев, когда отъявленные злодеи в результате сильнейшего духовного порыва, одним решительным действием полностью изменяли себя и становились праведниками, достойными удела в будущем мире. Подобное действие требуется сейчас и от нас.

Нам необходимо найти «лекарство», которое поможет нам избавиться от разнообразных грехов, в качестве «первой помощи». И тогда у нас, по крайней мере, будет надежда, что Всевышний учтет наши заслуги, сжалится над нами и спасет от надвигающейся катастрофы. 

Это можно сделать с помощью следующих четырех вещей:

1. Изучение Торы – оно изгоняет дурное начало.

Как сказано (Кидушин, 30б): «Я создал дурное начало, Я создал Тору — снадобье от него». Изучение Торы дает человеку душевные силы превозмочь искушения, которым его подвергает его злое начало.

2. Изучение мусара – это помогает увидеть жизнь в истинном свете.

Углубленное и прочувственное изучение книг по мусару помогает избавиться от неверных взглядов и смотреть на мир в свете истины. Дурное начало и вожделения искажают взгляд человека так же, как взятка мешает судье вынести справедливый приговор. Чем больше человеку удается преодолеть свои желания, тем яснее он видит истину. Так как «добрые дела и истина искупают грех» (Мишлей, 16:6). То есть, само осознание истины, даже если оно не выливается в конкретное действие, уже является частью искупления греха.

3. Привычка противостоять своим желаниям

как пишет рабейну Йона в книге «Йесод а-Тшува» от имени Раавада, о том, кто заставил себя остановиться во время еды и не съесть столько, сколько ему хочется, что это рассматривается как множество постов каждый день – то есть, ценится выше, чем день поста; и таким способом можно исправить первопричину греха. То есть, приобретя способность в любой момент остановиться и преодолеть свое желание, можно исправить первопричину греха, коей является привычка следовать вожделению своих глаз и порывам своего сердца.

4. Преумножение добрых дел

исправление злодеяний по отношению к другим людям, которые могут включать такие малозаметные, но значительные грехи, как злословие или унижение ближних. И это включает как добро по отношению к индивидуальным личностям, так и действия, которые приносят пользу еврейскому народу в целом. К этому также относится добро, которое человек делает у себя в сердце – сочувствует своему ближнему и молится за других.

Как же это помогает исправить грехи, совершенные в отношении других людей? 

Ведь, на первый взгляд, чтобы исправить грех, нужно в первую очередь поправить ущерб, который был нанесен. Например, если у кого-то было несправедливым образом забрано имущество, то это имущество следует вернуть. Каким же образом перечисленные выше действия, которые не являются непосредственным исправлением преступлений, совершенных в отношении других людей, могут исправить эти грехи?

a. Если ранее он устраивался за счет других, теперь он возвращает обществу, которое включает также его ближнего. Хоть он и не возвращает имущество тому, у кого оно было забрано, так как во многих случаях это невозможно, он возвращает его группе, частью которой является также и жертва совершенной им ранее несправедливости. Таким образом, в какой-то мере справедливость восстанавливается.

b. Если он совершает добрые дела с тем, чтобы заслуга их засчиталась ближнему, — это тоже вид возвращения долга. И даже если в прошлом он забирал у других материальные ценности, он может в некоторой степени компенсировать им потерю, отдав им свои чисто духовные заслуги.

c. В общем расчете, который ведется на Небесах, учитываются также опосредованные действия; если страдания одного человека заставили другого человека раскаяться в грехах и вернуться к Всевышнему, то это засчитывается в заслугу также и тому, кто страдал. И эта заслуга настолько велика, что в целом оказывается, что ему стоило страдать, чтобы, в конце концов, произошло раскрытие. Получается, что если, глядя на страдания других, мы извлекаем урок для себя и становимся лучше, то это может, в конечном счете, оправдать их страдания.

И подобную мысль высказал раби Акива злодею Торносропосу, когда тот спросил его: если ваш Б-г так любит бедных, почему Он не снабжает их всем необходимым? Раби Акива ответил ему: чтобы мы [давали им необходимое, и] с их помощью избежали наказания в Аду, то есть «чтобы у нас были заслуги благодаря им». Выходит, что им стоило страдать от нищеты, чтобы вызвать раскрытие славы Всевышнего, коим является благотворительность, так как альтруистичные действия того, кто безвозмездно делится своим имуществом с другими, показывают, что стоит отказаться от материальных благ в пользу духовных.

И так как Всевышний справедлив, очевидно, что это раскрытие славы Творца, хоть оно и является непосредственным результатом действий других людей, оправдывает страдания нищих и бедняков. Благодаря благотворительности, им тоже достается награда, и она сполна компенсирует их мучения.

Перевод и комментарии – рав Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=20881