Тазриа — Человек лучше скотины – когда идет по пути Творца!

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

246
йешаяу

Недельная глава Тазриа

«Если женщина забеременеет и родит мальчика…» (12:2)

Сказал рабби Шамлай: «Так же, как во время творения мира человек был создан после всех диких и домашних животных и птиц, так и законы о нем даны после законов о животных и птицах. Как сказано: «вот закон о животных», а после этого – «если женщина забеременеет…» (Раши)

Чему, собственно говоря, рабби Шамлай учит нас своими словами? И по сути дела, нужно понять – почему, на самом деле, человек был создан только в конце, после всех животных и птиц?

Объясняет «Ктав Софер»: «О стихе «Если женщина забеременеет…» сказано в Мидраше (там же): «Если человек удостоился – ему говорят: «Ты предшествуешь всем сотворенным в мире», а если не удостоился – ему говорят: «Комар был создан прежде тебя, червяк был создан раньше тебя»».

Почему человек считается «венцом творения»? На первый взгляд все наоборот – он уступает всем другим созданиям. Ведь, к примеру, «однодневный бычок – уже бык» (Бава Кама, 65б). Животные с момента появления на свет уже полностью готовы к активной деятельности. Кроме того, им не нужно трудиться и прилагать много усилий, чтобы добыть себе пропитание, как сказано в трактате «Кидушин» (82б): «Никогда в жизни я не видел оленя,работающего в поле, льва-грузчика или лисицу-продавщицу». Человек, в отличие от животных, в первые годы своей жизни совершенно беспомощен и абсолютно зависит от милости окружающих. Да и после того, что он вырастает и становится взрослым, чтобы заработать на жизнь, ему приходится нелегко трудиться – «в поте лица своего будешь есть хлеб».

Получается, что все преимущество человека перед прочими творениями заключается лишь в разуме и интеллекте, которыми он наделен, и в способности обладать свободой выбора между добром и злом. И действительно, когда человек выбирает добро и идет по пути Творца, выполняет Тору и заповеди, он удостаивается тем самым Будущего мира. Благодаря этому – и только этому – человек является «венцом творения», ведь в остальных своих свойствах он уступает другим созданиям на Земле.

Поэтому стоит вспомнить слова рабби Йоси в Мишне (Авот, 4:6): «Каждый, кто почитает Тору – люди уважают его, а тот, кто пренебрегает Торой – им люди пренебрегают». Если человек идет по пути Торы, он уважаем, он находится уровнем выше, чем остальные создания – животные, птицы и т.п. Однако, если он не идет путем Торы, «им пренебрегают», он ниже и презреннее, чем все остальные существа, которые были сотворены в шесть дней Творения.

Это и имеет в виду Мидраш: «если человек удостоился» – идти по пути Торы – «ему говорят: ты предшествуешь всем сотворенным в мире» – ты находишься на более возвышенной ступени, чем они, «а если нет – ему говорят: «комар был создан прежде тебя, червяк был создан раньше тебя» – они важнее тебя!

Поэтому рабби Шамлай и добавляет: «Так же, как во время творения мира человек был создан после всех диких и домашних животных и птиц, так и законы о нем даны после законов о животных и птицах». Это учит нас, что на самом деле человек физически очень уступает всем животным, и только если он достаточно умен, чтобы воспользоваться своим разумом и мудростью и идти по пути Всевышнего, этим он возвышается над животным миром и становится «венцом Творения».

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90616