Комментарии к Пасхальной Агаде

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

348

«Притупи ему зубы…»

О четырех сыновьях говорит Тора, и каждый из них получает ответ на свой вопрос.

«Притупи ему зубы» – это тоже ответ.

Расскажу вам одну историю. Известно, что на меня возложена ответственность за несколько учреждений Торы. Однажды обратился ко мне один из работников хевра кадиша (похоронного общества). Рассказал, что завтра, в четыре часа дня, состоится что-то вроде вечера памяти одного богатого еврея. Семья просит, чтобы какой-то рав произнес речь, и обещают хорошо заплатить. «Он соблюдал Тору?» – спросил я. Тот ответил: «Да нет, он похоронен на светской части кладбища…» Так зачем им нужна речь? Для украшения события?

Все-таки я решил приехать. Первый и последний раз, я участвовал в такой церемонии. Они приезжали группами. Семья, друзья, коллеги, работники… Каждая группа приносила венок цветов, перевитый черной лентой. Клали венок на могилу и отступали назад.

«Уважаемый рав, пожалуйста!»

Ни мишнайот не читали, ни Теилим, даже Кадиш не говорили!

Я решил: плевать на деньги, в данном случае надо притупить зубы!

«Я хотел говорить от имени семьи, — сказал я, — но сейчас решил говорить от имени умершего. Одно из двух: или человек обладает вечной душой, которая после смерти человека поднимается Наверх, чтобы дать Всевышнему отчет о своей жизни и получить награду или наказание, или души нет, и человек ничем не отличается от животных. Если души нет – кому приносят цветы? Ведь ничего от человека не осталось! А если душа есть – цветы ей нужны?! Ведь любящие ее в состоянии облегчить ей наказание и увеличить ее награду на Небесах! Если скажут Кадиш, если прочитают Теилим или выучат Мишну! На что это похоже? Как будто человек умирает от жажды и голода, умоляет дать ему глоток воды и кусок хлеба, а ему предлагают… букет цветов!

Что я вам скажу – это не вечер памяти, это вечер игнорирования!»

Нечего и говорить, что за такую речь я и копейки не получил. Но зато года через полтора встретил меня тот работник хевра кадиша и рассказал: «Вы не поверите, рав, но в этом году они не только принести букеты цветов – они читали и Теилим, а в конце прочли даже Кадиш!»

«В каждом поколении стремятся нас уничтожить…»

Почему постоянно стремятся нас уничтожить, кому мы навредили? Почему есть правило «Эйсав ненавидит Яакова»? За что нам?

Ответ мы найдем в следующей истории.

Один рав как-то произнес речь во славу цдаки и добрых дел. Мир строится хеседом, и к каждому, кто проявляет милосердие к другим, проявляют милосердие Свыше. Конечно, не все настолько богаты, чтобы помогать другим деньгами, но добрые дела даже лучше, чем цдака. Ведь цдаку человек дает из своего капитала, а добрые дела делает собственноручно, и кроме того – помощь можно оказать, как бедному, так и богатому. Каждый человек может найти пути и возможности помогать другим.

Среди слушателей этого урока был извозчик, с трудом зарабатывавший себе на хлеб. Слава Б-гу, чужие милости ему не требовались, и на пропитание кое-как хватало. Но давать другим – этого он не мог. Слова рава его взволновали: вот, не только деньгами можно помочь другим, есть и еще пути, и каждый может найти их. Если ты видишь уставшего путника, посади его в свою повозку. Если он голоден – накорми его своей едой. Если жаждет – напои из своего кувшина.

Но не всегда попадается такое доброе дело. А наш извозчик желал, чтобы милость Всевышнего окружала его всегда, так что ему нужно найти какое-то постоянное доброе дело.

И вдруг у него возникла идея: на его повозке спереди установлен фонарь, чтобы освещать дорогу ночью. Когда он приезжает домой, он гасит фонарь, так как ему он больше не нужен.

Да, ему фонарь не нужен, поскольку он заходит домой, где горит свет. Но прохожим на улице этот фонарь может очень пригодиться! Улица темная, и дорога полна ям и камней, а в дождливые дни – еще и луж и грязи. Фонарь осветит прохожим путь, и это доброе дело будет записано на его счет, и Свыше его тоже осыплют добром.

Когда рав закончил свою речь, извозчик обратился к нему и рассказал – вот, что ему пришло в голову. Рав обрадовался, что его слова приносят плоды, поддержал его и благословил.

В тот вечер, когда извозчик вернулся домой, он наполнил фонарь маслом, зажег и повесил на повозку, чтобы фонарь освещал улицу. Радостный, он вошел в дом, поел и лег спать.

Но утром, когда наш извозчик пошел на молитву, он бросил взгляд на фонарь, и у него потемнело в глазах: фонарь был разбит, осколки стекла разбросаны по полу, и масляные пятна запачкали сиденья. Но не финансовый ущерб его огорчил, и не то, что придется трудиться и отчищать повозку. Нет, не из-за этого у него сердце защемило. Он почувствовал себя подобным Каину, чье жертвоприношение было отвергнуто. Он ведь хотел как лучше, он хотел сделать доброе дело и привести Высшее милосердие в свой дом. А Свыше послали ангела разбить его фонарь, нет другого объяснения. Почему, за что ему это? Ну, он и так идет в синагогу молиться, спросит у рава…

Рав выслушал его и сказал: «Инициатива твоя была прекрасной, замечателен твой удел! Ты получишь за это доброе дело полную награду, ведь наши мудрецы сказали: «Если человек пожелал выполнить заповедь, и по не зависящим от него причинам у него не получилось, Тора засчитывает ему, как будто он это сделал!»

«Почему же мое доброе дело было отвергнуто, почему разбили фонарь?»

«Ты должен понять, — ответил рав, — прохожие действительно очень были рады твоему фонарю, и благословляли тебя за это. Однако посреди ночи воры вышли на работу – а они свои делишки творят во тьме, свет им мешает. Их могут увидеть, вызвать полицию… Они не выносят света, поэтому и разбили твой фонарь!»

Вот и ответ на наш вопрос. Сказано в «Мишлей»: «Заповедь – свеча, а Тора – свет». Народ Израиля несет свет. Евреи ведут себя согласно законам Торы, живут духовным, их дела благородны, а суд их – праведный. Они представляют собой молчаливый, но ясный и глубокий упрек всем тем, кто идет по другому пути, кто сбрасывает с себя бремя Небес и предается своим страстям. Обуреваемые темными побуждениями, они не в состоянии вынести свет, исходящий из еврейского дома и Храма.

Так что удивляться, если они снова и снова разбивают вдребезги фонарь?

Песах, маца и марор

Есть известный вопрос: марор (горькая зелень) – символ рабства и горечи, нужно было бы изменить порядок и поставить перед «Песах и маца». Ответ на это нам даст следующая история.

Однажды к великому автору «Тосафот Йом-Тов» пришел один еврей и сказал, что он собирает деньги на ешиву Баха – одного из глав поколения, главного раввина Кракова, рава Йоэля Сиркиса, автора книги «Байт Хадаш». Еврей этот выглядел очень представительно и вызывал уважение. «Ради великого Баха я сам пойду с вами собирать деньги», — вызвался рав. Они стали ходить из магазина в магазин по еврейской улице Праги и собирать деньги. Ну, кто увидит своего уважаемого раввина и не даст приличную сумму? И действительно, пожертвования текли рекой.

Когда проходили мимо дома раввина, он предложил: «Давайте поднимемся ко мне домой, передохнем, выпьем стакан чаю». Они вошли к раву домой, выпили чаю и встали, чтобы продолжать путь. Гость посторонился, чтобы дать раву выйти первому. Тот вышел – и закрыл дверь на ключ, запер гостя в доме! Тот возмутился и стал громко стучать и кричать, потом перешел на ругательства… Вид рава, стоящего перед дверью своей квартиры, из которой раздаются крики и ругательства, привлек внимание прохожих. Рав кратко поговорил с несколькими людьми, они вошли в квартиру и начали допрашивать гостя, угрожая, что если он не скажет правду – ему хуже будет. В итоге тот не выдержал и признался, что он – выкрест, продал свою душу миссионерам, и собирает для них деньги.

«А причем тут великий Бах?» – спросили его. И он сказал, что на самом деле имел в виду «Брит Хадаша» (Новый Завет), пепел ему в рот!

Конечно же, у него отняли собранное и выгнали с позором.

Потом пришли к раву, восхищаясь: «Рав, вы просто обладаете духом святого постижения, видите людей насквозь!»

Тот ответил: «Вовсе нет! Просто я увидел, что было очень легко собирать деньги, люди давали щедро, не скупились. И я понял, что дело тут нечисто, явно силы зла помогают. Поскольку у дел, связанных со святостью, всегда есть препятствия и помехи (из-за обвинителей Свыше) и обычно вести их очень трудно и тяжело».

При выходе из Египта тоже были обвинения Свыше: «В тот момент шел суд над евреями: спасутся ли они или пропадут вместе с египтянами» (Раши, Шмот, 14:19), и маца была смешана с марором, поскольку все, что относится к святости, дается с большими трудностями!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90623