Шофтим — «Пусть читает ее все дни своей жизни»

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

321
судить к добру

Автор книги «Ховот а-Левавот» выделяет целую большую главу теме хешбон нефеш (букв. – «расчет души»; речь идет о самоанализе, проверке своих слабых и сильных мест, размышлении, как исправить недостатки и т.п. – прим. пер.) Он задает вопрос: когда человек должен заниматься этим – раз в год, раз в месяц, раз в неделю или каждый день? И отвечает: «Расчет человек должен делать постоянно, каждую секунду. А если может — с каждым вдохом и выдохом». Он приводит доказательство из нашей недельной главы: «Пусть (царь) перепишет Тору [вторую; т.е. у царя должно быть два свитка Торы] для себя в свиток – от священников-левитов [т.е. из свитка Торы, который хранился у них]. Пусть (свиток) всегда будет при нем, пусть он читает его всю свою жизнь» (Дварим, 17:18).

И продолжает: «В соответствии с этим, брат мой, следует вести себя. Приучить себя делать хешбон нефеш каждый час и каждую секунду со Всевышним, благословен Он!»

Конечно, у нас нет и тени сомнения, что он выполнял то, чему учил, и постоянно занимался хешбон нефеш. Но на нашем уровне, что нам делать? Ну, чтобы не прошел хотя бы день без этого!

Вспомним слова Гемары на эту тему (Хулин, 105а): «Сказал Шмуэль: я в этом деле по отношению к своему отцу – как уксус по отношению к вину. Ведь мой отец обходил свои владения дважды в день, а я – всего один раз в день». Гемара делает вывод, что Шмуэль верен своему подходу: ведь он сказал, что тот, кто каждый день обходит свои владения, находит серебряную монету.

Далее Гемара рассказывает, что рав Аси обходил свои владения каждый день, и спрашивал: «Ну, где те монеты, которые обещал Шмуэль?» Однажды он увидел, что в плотине перед его полем появилось отверстие, и заделал его прежде, чем вода испортила все посадки. Тогда он сказал: «Сейчас я за один раз нашел все обещанные монеты».

Абайе обходил свои владения и обнаружил, что его работник несет дрова, которые хотел украсть. Абайе спросил его: «Куда это ты несешь?» Тот ответил: «К тебе!» Усмехнулся Абайе: «Тебя уже опередили мудрецы, которые повелели обходить свои владения!»

Нужно понять эту историю. Конечно, очень желательно контролировать, что происходит с владениями человека, обходить их и проверять, все ли в порядке.

Но чтобы это было меркой духовного уровня человека – сказать, что если отец проверял владения дважды в день, а он сам – только один раз, то он уже как уксус по сравнению с вином?

Хафец Хаим (в книге «Шем Олам», гл. 11) разъясняет нам слова мудрецов. Он пишет, что в глубоком смысле слова Шмуэля относятся к вечным духовным владениям человека и их проверке. А именно – проведению хешбон нефеш, анализа поступков и деяний, насколько они хороши и правильны. Отец Шмуэля, который был большим праведником, проверял себя дважды в день – днем и вечером. А его сын Шмуэль, который считал, что он ниже отца духовным уровнем, делал это лишь раз в день.

И об этом он сказал, что тот, кто обходит свои владения каждый день, находит серебряную монету. А именно – обязательно найдет что-то, что нужно исправить.

Что рассказала нам Гемара? Что рав Аси постоянно проводил хешбон нефеш, и не находил ничего, требующего исправления, пока один раз не увидел изъян, который, если бы он не обнаружил его вовремя, мог бы, не дай Б-г, полностью разрушить все его духовные достижения. А Абайе обнаружил однажды, что дурное начало притворилось тем, кто подталкивает его на совершение заповеди – работником, который сказал, что несет дрова для него. И тогда Абайе ответил ему, что его уже опередили мудрецы, повелевшие проводить глубокий хешбон нефеш и обнаруживать злые умыслы дурного начала, которое желает навредить человеку, а притворяется желающим ему добра (подобно тому, что сказано, что ангел Эсава, когда боролся с Яаковом, показался ему в виде седобородого мудреца).

Конечно, слова Хафец Хаима – это святая святых, но в том, что он говорил об отце Шмуэля, который проводил хешбон нефеш дважды в день, видится, что речь шла об утре и вечере. А именно: утром человек проводит анализ и решает, над чем будет работать в течение дня, что улучшать, а вечером проверяет, что у него получилось, а что нет.

В книге «Кав а-Яшар» я нашел, что автор действительно указывает, что хешбон нефеш нужно проводить утром и вечером.

Утром планировать свои деяния, а вечером проверять, что в итоге вышло. Он приводит слова святой книги «Зоар» (гл. 1, 191:1), что человек обязан оберегаться от грехов и не сходить с прямого пути ни вправо, ни влево. А для этого он должен каждый день проверять свои деяния. Ведь когда человек встает утром, два свидетеля (ангела) встают перед ним и провожают его весь день. Он хочет встать, и эти свидетели говорят ему, когда он открывает глаза: «Пусть твои глаза (всегда) смотрят вперед, и зрачки твои – прямо перед тобой» (Мишлей, 4:25). Он встает и желает идти, и они говорят: «Выпрями стезю, (по которой) идут ноги твои» (там же, 26). Поэтому он должен весь день остерегаться грехов, а вечером проверять и анализировать все, что делал в этот день, чтобы раскаяться, как сказано: «Грех мой передо мной всегда» (Теилим, 51:5).

Об этом же пишет Виленский Гаон (в комм. к Мишлей, 24 и др.):

Гемара (Брахот, 8а) объясняет стих из Теилим «Об этом следует молиться Тебе каждому праведнику – о миге находки»: «”Миг находки” – это жена, как сказано: “Нашел жену – нашел добро” (Мишлей, 18). “Миг находки” – это Тора, как сказано: “Тот, кто нашел меня – нашел жизнь” (Мишлей, 8). “Миг находки” – это смерть (молиться умереть красивой и безболезненной смертью), как сказано: “У смерти – результаты” (Теилим, 68. На иврите слово “результаты” однокоренное со словом “находка”). А Мар Зутра сказал: “миг находки” – это отхожее место (поскольку в Вавилоне эти места находились за городом, и счастлив был тот, у кого туалет был рядом). Сказали в Израиле, что слова Мара Зутры предпочтительны по сравнению со всем остальным».

Это странно. Во-первых, все вышеупомянутые вещи настолько важны для человека – жена, Тора, смерть, а во-вторых, они выводятся из стихов ТаНаХа. А последнее мнение, к которому даже не приведен стих, важнее всех – т.е. нужно молиться именно об этом?

Как это понять?

Виленский Гаон объясняет, что речь не идет об отхожем месте в прямом смысле. Это лишь уподобление. На самом деле имеется в виду освобождение от «нечистот» ложного и искаженного мировоззрения. Об этом и сказали нам: «Выйди утром, и выйди вечером, чтобы не пришлось отдаляться днем» (по-простому – чтобы человек приучал себя опорожняться до наступления рассвета и вечером, чтобы днем не уходить за город). Это, кроме простого смысла, еще и намек на совершение хешбон нефеш утром и вечером, чтобы не отдалиться от Творца на большое расстояние, когда уже будет нелегко совершить тшуву.

Как замечательно точны слова Гемары (Тамид, 27б): «Вечером исправь свою душу и засветло исправь свою душу, чтобы не пришлось потом отдаляться!»

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87939