Зихру Торат Моше — 39 работ — Законы о переулке и дворе

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1203
о дворе

Законы о переулке и дворе

1. Всякое место, где есть ограждение с трех сторон высотой как минимум в десять «ладоней», – это «частное владение», и из Торы разрешено переносить по всему этому пространству. Однако мудрецы запретили переносить в нем, ведь, так как с четвертой стороны оно вообще не ограждено, оно несколько походит на «владение многих».

И поэтому запрещено переносить в нем до тех пор, пока с четвертой стороны не сделают «исправление» – как во дворе, так и в переулке, который кончается тупиком. Но между ними сделали различие: поскольку использование двора более скрытно, «заграждение» с четвертой стороны должно быть в нем большим, чем в переулке.

2. И поэтому в переулке, закрытом с трех сторон и открытом с четвертой, если ширина входа в переулок менее десяти «локтей», следует у одной из сторон входа установить «лехи» (т.е. вертикальную планку) – ведь, согласно закону, такая планка считается «перегородкой», а значит, с четвертой стороны как будто есть цельная перегородка. И таков же закон, когда в одном из ограждений есть пролом, даже только в четыре «ладони», – если многие через него пролазят, необходимо такое же исправление.

А во дворе, который полностью открыт с четвертой стороны, мудрецы обязали сделать большее «заграждение», чем в переулке. А именно, установить две «лехи» с двух сторон открытого входа или установить там одну доску шириной как минимум в четыре «ладони», или использовать доску в четыре «ладони», которая уже была там.

А поскольку существуют различные нюансы закона в отношении того, какие именно переулки можно «исправить» с помощью одной лехи, то все наши переулки следует исправлять по закону двора, – т.е. либо с помощью двух лехи с двух сторон входа, либо с помощью доски в четыре «ладони».

3. И следует остеречься – установить две лехи именно друг против друга. А в затруднительном положении можно признать пригодными даже и не друг против друга.

4. «Лехи» – это жердь, и даже тонкая жердь – и даже если он не установил ее ради того, чтобы она была «лехи», но она просто там оказалась.

Но только необходимо, чтобы она была высотой как минимум в десять «ладоней» и была крепкой, чтобы не качалась при обычном ветре, и не была удалена от стены на три «ладони» и больше, и не была бы закреплена над землей на высоте три «ладони» и больше.

И даже если эти «десять ладоней» не соединены вместе, но составлены из отдельных фрагментов, например, из камней и бревен, выступающих из стены одно над другим. Но только между камнями или бревнами не должно быть промежутка шириной в три «ладони».

Но «лехи», которая не была специально установлена, а просто там оказалась, помогает только в том случае, если ее в канун Шабата предназначили для того, чтобы быть «лехи». Но если ее не предназначили в канун Шабата, – например, там была другая «лехи» и она упала в Шабат, и хотят предназначить в Шабат жердь, которая просто там оказалась, – это не помогает.

5. Какой случай имеется в виду? Когда открытый вход в переулок или двор имеет ширину до десяти «локтей». Но когда он шире десяти «локтей», не помогают ни «Лехи», ни доски в четыре «ладони» – до тех пор, пока там не сделают «форму входа» (цурат а-петах).

А что такое «форма входа»? Хотя бы шест с одной стороны и шест с другой стороны, и даже не напротив друг друга, и шест или металлическая проволока, или веревка изо льна над ними. Но только шесты должны быть высотой как минимум десять «ладоней» и, если они закреплены над землей, то не должны быть удалены от нее на три «ладони» и более. Но даже если сверху они не достигают до поперечной веревки, – такая «форма входа» годится, но только они должны располагаться точно под веревкой или шестом, который сверху. А если шест отклонился в сторону от поперечной веревки даже на чуть-чуть, то это – «форма входа, сделанная со стороны», и она непригодна.

6. И если шесты высокие и веревка привязана на вершине шестов, близко от их концов, так что концы шестов выступают сверху над веревкой, это тоже непригодно – ведь в дверном проеме притолока расположена на косяках. А, следовательно, необходимо рассчитать, чтобы верхний шест или веревка располагались точно на самой вершине вертикальных шестов или точно над ними.

7. Закон об «исправлении» переулков в городе, в котором есть множество переулков и один выходит в другой, разъяснен в моей книге «Жизнь человека» (Хаей адам), глава 71, пункты 9-10. А закон о переулке или городе, одной стороной которого является река, разъяснен там в пунктах 12-13.

8. Переулок, в котором эрув был испорчен в Шабат, – если город окружен стеной, но лишь испортилось «исправление» у части переулков, где живут только евреи, мы говорим: поскольку при наступлении Шабата было разрешено, то и теперь разрешено.

Но если он не окружен стеной, то поскольку нет ограждений, мы не говорим «поскольку при наступлении Шабата было разрешено, то и теперь разрешено». И в тех переулках, где испорчен эрув, запрещено переносить, но, во всяком случае, разрешено переносить во дворах. И хотя эрувей хацерот находятся в другом месте, т.е. в переулке, откуда их нельзя принести сюда (так как эрув испорчен), все равно мы говорим: поскольку при наступлении Шабата было разрешено, то и теперь разрешено.

И разрешено сказать нееврею, чтобы он восстановил эрув в Шабат, чтобы многие люди не оступились (т.е. не нарушили закон).

А если в Шабат во дворе образовался пролом на кармелит – пролом такого размера, который делает запрещенным перенос вещей во дворе, – так как там нет перегородок, мы не говорим «поскольку при наступлении Шабата было разрешено, то и теперь разрешено».

Из книги «Зихру Торат Моше», издательство «Тора Лишма».


http://www.beerot.ru/?p=40180