Перенос людей в Шаббат

Дата: | Автор материала: Рав Йонатан Шухман

1888

Добрый день!

Я слышал от разных раввинов разные мнения по поводу переноса людей, в т. ч. детей, в Шаббат. Можно ли брать ребенка на руки или на плечи на прогулке? Можно ли пронести его от дома до синагоги? Есть ли проблема, если у него в кармане игрушка?  Эрува нет.

Можно ли нести взрослого, если он, например, неопасно болен или пьян?


Шалом Алейхем!

Благодарим за хорошие вопросы, которые потребовали времени, чтобы найти правильный ответ!

Перенос человека (в том числе ребенка) в «решут а-рабим» (широком многолюдном месте) или в месте, где нет эрува, запрещен мудрецами. Тем более нельзя переносить его, когда у него в кармане игрушка (тогда получается, что нарушают запрет дважды). Когда же взрослый или ребенок совсем не в состоянии идти самостоятельно, то в «решут а-рабим» есть запрет Торы переносить такого человека. В месте, где нет эрува – запрет мудрецов. В современных городах мира есть немало мест, которые, по определению законоучителей нашего времени, подпадают под категорию «вероятное решут а-рабим». Точное определение, какие места подпадают или не подпадают под эту категорию, требует, чтобы человек хорошо разбирался в этой теме, или консультации с компетентным раввином в каждом конкретном случае. Поэтому наш ответ ориентирован на опасение, что большинство людей несведущи в этом, и следует опасаться, что, возможно, та или иная улица или проспект «находятся под сомнением» решут а-рабим.

 С точки зрения законов лечения в Шаббат, ребенок, который испытывает недомогание или сильную усталость, имеет статус «неопасно больного» (до какого возраста ребенок считается таковым, зависит от различных факторов и степени недомогания). Поэтому в местах, где нет эрува (и следует опасаться, что оно, возможно, является «решут а-рабим»), а ребенок сильно устал или болен, и у него нет сил идти самостоятельно, можно попросить нееврея перенести ребенка. Если нет такой возможности, то можно переносить ребенка измененным способом (к примеру, идя задом наперед или боком). Однако переносить на плечах является обычным способом переноса. Таков же закон в отношении взрослого, если он находится в статусе «неопасно больной» (имеется в виду, что он чувствует сильную слабость во всем теле, и, в принципе, ему лучше лежать).

Пьяный человек не определяется как «неопасно больной», поскольку Мишна Брура разрешила помочь ему (к примеру, в случае головной боли) понюхать табак, поскольку так делают и здоровые люди. Значит, только то, что можно сделать для здорового, можно сделать для него. Однако бывает, что человек в пьяном состоянии заснул прямо на улице, что в холодные периоды года может привести к заболеванию (не на уровне опасности для жизни, ведь тогда разрешено нарушать даже запрет Торы). В таких случаях следует изначально попросить нееврея перенести его. Если нет такой возможности, то еврей может перенести этого пьяного измененным способом, поскольку есть правило в законах Шаббата (Орах Хаим 276), гласящее: «в холодных местах все люди потенциально больны» (то есть все люди чувствительны к холоду, и существует реальная опасность заболеть). Выходит, если пьяный человек заснул в холодном месте, и его тяжело разбудить, он имеет статус «неопасно больного», которого можно переносить по правилу, указанному выше.

С уважением, рав Йонатан Шухман

http://www.beerot.ru/?p=23400