Бехукотай — Всевышнему важен наш труд

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1231
время

Недельная глава Бехукотай

Раши поясняет, что под словами «ходить в законах Моих» Тора имеет в виду труд над изучением Торы.

Хафец Хаим в книге, посвящённой недельным главам, учит из этих слов Раши, что основное в изучении Торы – это труд и старание, которые евреи вкладывают в него. Основываясь на этом, Хафец Хаим поясняет благодарственную молитву, которую мы говорим после окончания изучения Торы (эта молитва упоминается в Талмуде, трактат Брахот, 28б): «Благодарим мы Тебя за то, что Ты дал нам возможность находиться среди изучающих Тору в бейт мидраше (доме учения), а не среди людей, которые не трудятся над изучением Торы, поскольку мы трудимся, и они трудятся, мы трудимся и получаем награду, а они трудятся и не получают награду».

Спрашивает Хафец Хаим, как возможно сказать, что «они трудятся и не получают награду».

«Видели ли мы когда-то сапожника, портного или столяра, которые бы работали бесплатно?» – удивляется Хафец Хаим. И он отвечает, что, несомненно, никто не работает безвозмездно, однако сапожники, портные и столяры не получают оплату за сам труд и за сами старания, приложенные при работе, а только за окончательный результат. Если кто-либо попросит у портного сшить ему костюм, и портной будет трудиться над заданной задачей денно и нощно, но, в конце концов, потерпит неудачу, и костюм не будет сшит, неужели сможет потребовать оплату за своё старание? Все бесспорно решат, что он просто выжил из ума. Заказчику важен костюм, и ему нет никакого дела до труда, приложенного при его шитье.

Изучающий же Тору и выполняющий заповеди Г-спода основную награду получает за усилия, приложенные в изучении Торы и выполнении заповедей, потому что именно они любимы и желанны Творцу. Даже если еврей не преуспел в изучении Торы, или ему не удалось выполнить ту или иную заповедь, он получит полноценную награду за свой труд.

И это, продолжает Хафец Хаим, то, что имеется в виду в благодарственной молитве: «мы трудимся и получаем награду», т.е. мы (изучающие Тору) получаем награду за сам труд, а «они трудятся и не получают награду», имеется в виду награда за сам труд.

Из слов мидраша «Шир а-Ширим Раба» (2:4) мы наглядно видим истинность этого принципа. Говорит мидраш: «Даже если при изучении Торы ам а-арец (невежда) ошибочно читает “айавта” (возненавидел) вместо слова “аавта” (возлюбил), его учение любимо Творцом». Причина этого: Творцу любим сам труд, приложенный при изучении Торы, как сказано выше.

В заключение приведём случай, в котором явно видно действие этого «принципа».

В неком городе в Америке жил еврей, у которого была не совсем еврейская профессия — он был… боксёром.

Когда его сыну исполнилось шесть лет, он должен был решить, в какую школу его послать. После недолгого раздумья боксёр решил послать сына в еврейскую школу. Он думал, что боксу сына он всегда сможет обучить, а вот еврейству пусть его обучат в школе, не помешает. Он вспомнил, что сам учился в еврейской школе и ничего страшного из этого не вышло.

Однако отец ошибся в расчётах. Вышло действительно страшное… и очень страшное… Сыну было интересно всё, что связано с Торой, и он стал приближаться к исполнению заповедей.

У сына боксёра возникло желание носить, как все религиозные люди, кипу, но он боялся, ведь его отцу это не понравится. К тому же, его отец боксёр… Сын решил посоветоваться со своим учителем. Учитель сказал ему так: «Знаешь, что я тебе предлагаю: надень кипу, когда ты далеко от отца. Если ты видишь, что твой вид приводит отца в ярость, сразу же сними и скажи: я пошутил». Сын так и сделал. Однако совет учителя не очень помог. Когда он первый раз поступил по совету учителя, отец его наказал. Тем не менее, сын не отчаивался. Конечно, ему пришлось ещё несколько раз быть наказанным, но, в конце концов, отец привык к мысли, что сын хочет соблюдать законы Торы.

Сын изучал Тору, пошёл в ешиву. Когда вырос, переехал в Израиль и поступил в одну из лучших ешив – ешиву Мир.

Каждую пятницу перед субботой сын находил интересные толкования Торы и посылал их отцу по факсу. Уже немолодой боксёр любил толкования, которые ему посылал сын. Мало-помалу святые слова Торы повлияли и на сердце боксёра. И с ним тоже произошло страшное: боксёр приблизился к исполнению заповедей, захотел изучать Тору и Талмуд. Но как он будет изучать? Ведь он не знает ни единого слова на иврите! Даже алеф-бейт он не знает хорошо. Боксёр решил, что тот, кто эту кашу заварил, должен ее и расхлёбывать. Кто виноват? Учитель сына, с которого всё и началось. Вот пусть он теперь его и обучает. Учитель согласился с железной логикой сурового боксёра. Начали с алеф-бейт. Потом изучали Мишну, а после этого начали Талмуд. Талмуд давался боксёру непросто. Изучение одного листа Талмуда заняло у него много времени.

Выучив этот лист, он на радостях захотел устроить трапезу в честь окончания изучения (сиюм).

Пожилой боксёр позвонил великому раввину — раву Мойше Файнштейну. Он спросил, можно ли устроить трапезу, посвящённую окончанию изучения листа Талмуда. Рав Мойше Файнштейн ответил, что о таком никогда не слышал. Он знает, что есть люди, которые устраивают сиюм по окончании изучения всего Талмуда, другие — после окончания изучения отдельного трактата, но чтобы кто-то устроил трапезу, изучив один лист, — об этом он никогда не слышал. Бывший боксёр и начинающий талмид-хахам рассказал раву Мойше Файнштейну, сколько усилий ему стоило выучить этот лист. Он уже год изучает его. Услышав это, рав Мойше Файнштейн сказал, что, конечно, в таком случае можно и даже нужно устроить трапезу в честь окончания изучения. «Более того, — сказал рав Мойше Файнштейн, — я тоже приеду на эту трапезу». Несмотря на то, что рав Мойше Файнштейн жил на огромном расстоянии от начинающего талмудиста, он проделал этот путь и приехал к нему.

В ночь после сиюма именинник скончался. На следующий день рав Мойше Файнштейн вновь проделал тот же путь — уже на похороны этого человека.


http://www.beerot.ru/?p=53702