Рабейну Йона — Шаарей Тшува — Врата возвращения к Всевышнему

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

784
врата четвертые

Врата первые. Разъяснение заповеди возвращения и ее основ

(1) Одно из благ, которыми одарил Всевышний сотворенных им, – то, что Он приготовил для них путь подняться глубокой ямы их дурных дел и убежать из западни грехов, спасти свою душу от гибели и отвратить от себя Его гнев. Он обучал и предупреждал их о необходимости вернуться к нему, если согрешат, и все это – по великой доброте и справедливости Его, ибо ведомо Ему дурное побуждение их, как сказано (Теилим, 25:8): «Благ и справедлив Г-сподь, поэтому указывает Он грешникам путь». И если приумножили преступность и мятеж свой, и «измену творили изменники» (Йешаяу, 24:16), – не закрывает Он пред ними путь к возвращению, как сказано (Йешаяу, 31:6): «Вернитесь к Тому, пред Кем вы углубили ослушание!» И сказано: «Вернитесь, сыны непослушные, – излечу непослушание ваше!»

О необходимости возвращения нас в нескольких местах предупреждает Тора. И разъясняется, что возвращение принимается, даже если грешник приходит к нему из-за многих своих бед, и тем более – если из страха пред Всевышним и любви к Нему, как сказано (Дварим, 4:30): «В горести твоей, когда найдут тебя все эти вещи в будущие времена, возвратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и будешь слушаться голоса Его». И объясняется в Торе, что Всевышний помогает вернуться к Нему, когда недостает у людей естественных сил для того. Он обновляет в них дух чистоты, чтобы они могли подняться до любви к Нему, как сказано (Дварим, 30:2): «И возвратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и послушаешь гласа Его во всем, как я заповедую тебе сегодня, – ты и сыны твои, всем сердцем твоим и всею душою твоею». И говорит нам Тора именно об этом (Дварим, 30:6): «И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое [сделает его утонченным и чувствительным] и сердце потомства твоего, чтобы [ты мог] любить Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею», – чтобы человек мог достичь этой любви. И в Пророках, и в Писаниях повсюду говорится о возвращении – так, что объяснены все основы его, как это мы увидим далее.

(2) И знай, что когда грешник задерживается с возвращением, его наказание становится намного тяжелее с каждым днем. Ведь он знает, что Всевышний в гневе на него, и есть у него убежище, куда бежать, и убежище это – возвращение к Нему. А этот грешник непоколебим в своем непослушании, оставаясь в злодействе своем. В его власти – уйти от грозящей беды, но он не страшится гнева и ярости [Судьи]; и потому злодейство его столь велико. И наши мудрецы приводят по этому поводу такую притчу в Мидраш Коэлет (7:15). Царь заточил в темницу шайку разбойников, а они прокопали подземный ход и выбрались на свободу; но один из них остался. Пришел начальник той темницы – и вот, подземный ход прокопан из нее, но один заключенный почему-то в ней остался. Ударил его начальник темницы жезлом своим и сказал: «Несчастный! Перед тобой подземный ход прорыт – так почему же ты не поторопился спасти свою душу?» [Оставшись в темнице, он показывает, что пренебрегает не только законами царя, из-за нарушения которых в нее попал, – ведь это еще можно было бы, хотя бы частично, оправдать неуемностью его плотских вожделений, – но также и наказанием, ждущим его от имени царя; и это еще хуже первого греха].

(3) Но подобная задержка возможна лишь у невежественных в Торе, «лежащих в дрёме» (по Йешаяу, 56:10), которые не принимают все это близко к сердцу, и нет у них ни мудрости, ни разумения, чтобы торопится с бегством от беды; и есть среди них отверженные Б-гом, не верящие в наказание за грех. Но о разумеющих сказали наши мудрецы (Брахот, 19а): «Если ты видел мудреца Торы, совершившего грех ночью, – не подозревай его ни в чем днем, ибо он действительно вернулся [к Всевышнему]».

(4) Вдумайся также и в другое великое зло, которое творит задерживающий свое возвращение. Ведь если бы он вернулся быстро, с воздыханиями и огорченным сердцем, с содроганием, в тревоге, печали и с обильными слезами, – тогда, если его вновь атакует дурное побуждение и представится случай согрешить, он подавит соблазн дурного побуждения. Вспомнит, какую горькую чашу пришлось ему испить, и не пожелает пить ее вновь, как сказано (Теилим, 4:5): «Ригзу – сердитесь [на себя за сделанное вами] и не грешите», что означает: «содрогайтесь, сожалейте» – и больше не грешите, – ибо грех их был упомянут перед этим (там, 4:3): «Искали [и ищите сейчас] ложное». И доказательством такому объяснению слова ригзу – слова Торы (Берешит, 45:24): «аль тиргезу – не сердитесь – в дороге» [слова Йосефа после его признания братьям, когда он отпускает их в обратный путь к их отцу: не переживайте, не волнуйтесь слишком из-за того, что вы продали меня, и не ссорьтесь из-за этого между собой в пути], а также (Хавакук, 3:16): «И содрогнулся я [рассердился на себя самого в раскаянии] на месте моем», – здесь всюду речь идет о сожалении и боли по поводу прошлого и настоящего, а не сказано [на будущее]: «трепещите и страшитесь». Но если грешник запаздывает с возвращением, то когда перед ним снова появляется возможность согрешить, он попадает в эту западню точно так же, как и в предыдущий раз, – и возрастет тогда его повторный грех чрезвычайно, и предстанет злодейство его пред Всевышним, – ибо перед этим он не думал, что разрушительное дурное побуждение атакует его внезапно. Но после того, как видели его глаза, насколько малы его силы и как одолело его дурное побуждение, ибо оно сильнее его, – он должен был понять, что порушена ограда его, и подумать, каким образом он мог бы увеличить в себе страх перед Всевышним и проникнуться трепетом, чтобы уберечься от ловушки дурного побуждения и избежать греха. И сказал Шломо, мир ему (Мишлей, 26:11): «Как пес, возвращающийся к блевотине своей, так глупец возвращается к безрассудным делам своим». Это означает следующее: пес глотает разные мерзости, и если он выблюет их, они становятся еще отвратительнее; и вот, он возвращается к ним и опять глотает! И то же самое делает глупец: делает что-то изначально дурное, но когда он это повторяет, – оно становится еще намного отвратительнее.


http://www.beerot.ru/?p=91181