Ховот а-Левавот — 2 — Врата тшувы — Разделы 1-4

Дата: | Автор материала: Рабейну Бахае бен Йосеф Ибн Пакуда

1474

Разъяснение нашей обязанности возвращения [к Г-споду благословенному], понятия, определяющие тшуву, и вещи, связанные с ней

…Прежде всего, я намереваюсь говорить об обязанности возвращения (тшувы) и необходимости его. Ведь нам уже стало ясно из доводов нашего разума и из сказанного в Торе, что человек не исполняет до конца своих обязанностей перед Творцом. Наш разум объясняет нам причины этого: мы видим у человека переменчивость его природных сил, коренные отличия составляющих его основ, полярность его духовных качеств и разнонаправленность побуждений. Неизбежным следствием всего этого становится противоречивость его дел, сообразно переменчивости и непостоянству всех упомянутых выше факторов. Отсюда проистекает все похвальное и предосудительное, несправедливое и справедливое, доброе и дурное в человеке, и отсюда же – необходимость для него руководствоваться Торой и традицией на всех своих жизненных путях.

И вот что сказано в Торе и в Писании об этом [о естественных силах и побуждениях человека]: «Ибо побуждение сердца человека – ко злу от юности его» (Берешит, 8:21), и также сказано: «И вся склонность мыслей сердца его – только ко злу весь день» (Берешит, 6:5), и также сказано: «Подобным дикому осленку рождается человек» (Иов, 11:12).

Поскольку стало ясным, что человек не исполняет своих обязанностей перед Б-гом, Он, благословенный, оказал ему великую милость, предоставив возможность исправить ошибку и возместить ущерб, причиненный служению, раскаявшись и вернувшись к Нему, и это – из любви к человеку и жалости к нему. А затем Творец направлял и поощрял человека к тшуве, и обещал его [возвращение[ через рабов Своих – пророков, и дал нам многие возможности и поводы для оправдания [перед лицом обвинений] в том, что мы отходим от путей служения Ему, и обещал принимать нас, когда мы возвращаемся, – принимать быстро и с желанием, даже если непослушание наше и нарушение завета было долгим, как сказано: «Если отвратится злодей от злодейства своего, и будет поступать по закону и творить благо – то этим жив он будет» (Йехезкель, 33:19).

Праведники бывают двух видов. К одному из них принадлежат такие, которым удается избежать греха и несправедливости, а ко второму – отвратившиеся от греха [у автора «отвратившийся от греха», на иврите «бааль тшува», в соответствии с характером той эпохи, – это человек, однажды согрешивший в чем-то и исправивший этот грех, тогда как сегодня так чаще всего называют людей, которые начали в зрелом возрасте соблюдать законы Торы]. Именно таких – большинство, и потому царь Давид говорит вначале о них: «Счастлив удел того, чей грех прощен, чье преступление покрыто» (Теилим, 32:1), и только после этого упоминает [в следующем стихе, см. ниже] других, никогда не грешивших, хотя те естественным образом должны были бы предшествовать вернувшимся. Ведь каждый вернувшийся был безгрешным праведником до своего греха, но не каждый безгрешный грешит и потом возвращается. [Другими словами, праведник, вернувшийся к Б-гу, ведет свое происхождение от безгрешного, тогда как безгрешный может оставаться таковым и не нуждается в вернувшемся. Тот, кто предшествует в своем происхождении и не нуждается в другом, должен быть назван первым.] Тем не менее, этих никогда не грешивших праведников псалмопевец упоминает во вторую очередь: «Счастлив удел человека, которому не вменял Г-сподь греха, и нет в душе его обмана» (Теилим, 32:2). Почему? Потому что их было мало во всех поколениях, как сказано: «Если грехи помнить будешь, о Б-же, Г-споди, – кто же устоит?» (Теилим, 130:3), и также сказано: «Ибо нет такого праведного человека на земле, который будет делать [только] добро и не согрешит» (Коэлет, 7:20), и еще сказано: «Ибо нет такого человека, который не согрешит» (Млахим-1, 8:46). [Из сказанного автором выше следует, что, как он полагает, хотя в двух последних стихах и сказано: «нет такого человека», это означает «почти нет», и таким образом, существует крайне незначительное меньшинство совершенно безгрешных людей, однако большинство их знакомо с грехом.].

По этой же причине наши мудрецы, установившие молитву «Шмоне Эсре», поместили в начале [той части ее, где излагаются просьбы] два благословения, которые относятся к возвращению и прощению грехов и заканчиваются словами: «Которому желанно возвращение» и «Милостивый, умножающий прощение».

А теперь нам следует разъяснить десять вещей, относящихся к тшуве (возвращению).

1. Что такое тшува [возвращение к Г-споду благословенному]?

2. На какие виды она разделяется?

3. Что требуется от человека, чтобы он мог совершить тшуву?

4. Основные составляющие тшувы?

5. Условия и детали, относящиеся к каждой из них.

6. Что побуждает человека к тшуве?

7. Какого рода вещи и обстоятельства мешают тшуве?

8. Вопрос о том, может ли вернувшийся сравняться с тем, кто никогда не грешил.

9. Возможно ли вернуться после любого греха, или нет?

10. Что делать тому, кому тяжело вернуться.

На этом мы закончим объяснение всего, что относится к путям возвращения и обязанности идти этими путями, и свяжем с этим надежды наши на прощение наших грехов и на помощь Г-спода благословенного в этом.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Объяснить сущность тшувы можно следующим образом: это – исправление человека, ставящее его на путь служения Творцу благословенному после того, как он оставил это служение и согрешил, и восполнение того, что утеряно в служении [вследствие греха]. Причиной греха может быть невежество человека во всем, что касается Б-га и служения Ему, либо победа дурного побуждения над разумом, либо уклонение от обязанностей перед Б-гом, либо дружба с дурными людьми, склоняющими его к греху, и тому подобное, о чем сказал мудрец: «Бойся Г-спода, сын мой, и царя; с подменяющими [истинное ложным] не водись» (Мишлей, 24:21).

Отход от служения возможен двумя путями: либо человек не исполняет заповеданное Творцом, пренебрегая этим, либо делает то, против чего Творец предостерегает, намеренно нарушая Его волю.

Если отход от служения выражается только в неисполнении предписанных действий, то возвращение состоит в том, чтобы старательно и правильно исполнять то, что необходимо, и тщательно соблюдать общие правила, обязательные для возвращающихся к служению, которые я намереваюсь объяснить далее в этой части книги.

Если же отход от служения выражался в действиях, против которых предостерегает Творец, то возвращение состоит в том, чтобы проявлять осторожность, оберегая себя от повторения этих действий в любом виде и стараясь совершать обратные им, и тщательно соблюдать общие правила, которые я намереваюсь, с Б-жьей помощью, объяснить далее.

Нечто подобное этому мы можем найти в мире явлений естественных. Существуют болезни, связанные с питанием человека и возникающие либо оттого, что он отказывается от еды, поддерживающей здоровье, либо оттого, что он ест пищу, причиняющую ему вред.

Если он заболел от недостатка пищи, поддерживающей здоровье, то излечение его достигается усиленным потреблением подходящих ему видов пищи, обеспечивающих выздоровление, пока состояние его не нормализуется, и когда он достигнет естественного для него состояния, которое было до болезни, он должен перейти к нормальному питанию.

Если же он заболел от употребления вредной еды, то излечение должно состоять в том, чтобы остерегаться этой еды и подобной ей, стараясь потреблять такую, которая обладает противоположными качествами и естественными свойствами, пока его состояние не нормализуется, и когда его тело излечится и войдет в норму, он должен перейти на пищу, являющую собой нечто среднее между двумя крайностями по качествам и свойствам своим.

Также и стих Писания уподобляет грех дурной еде, как сказано: «Но каждый умирать будет за свой грех: кто будет есть незрелый плод, у того и будет на зубах оскомина» (Ирмияу, 31:29).

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Тшува бывает трех видов.

1. Тшува [в данном случае – отказ от мысли совершить грех] в ситуации, когда человек не нашел возможности согрешить; когда же он находит ее, его дурное побуждение превозмогает разум, и он не воздерживается от греха. И лишь после того, как он совершает грех, он видит мерзость его и сожалеет о нем.

О таком говорят, что он вернулся к Г-споду лишь устами своими, а не сердцем; языком, а не делами. Он заслуживает наказания от Творца благословенного, и сказано о нем: «Красть, убивать, прелюбодействовать, клясться лживо, воскурять Баалу, следовать за богами чужими, которых вы прежде не знали… Не пещерой ли разбойничьей [в которой воры и грабители укрываются от погони] сделался в глазах ваших этот Дом, названный именем Моим?» (Ирмияу, 7:9).

2. Второй вид тшувы – когда человек возвращается к Г-споду своим сердцем, [и также участвуют в этом] все органы тела его; он мобилизует свой разум против дурного побуждения, старается превозмочь себя и воевать против своих вожделений, пока не победит их. Он не позволяет им довести его до всего того, что ненавистно Творцу благословенному, хотя низшая душа его постоянно желает свести его с путей служения Творцу и стремится к греху. Он, однако, старается не допустить этого, и временами она побеждает его, а временами – он ее.

Этот человек еще не обрел такого совершенства на путях возвращения, которое необходимо для искупления его грехов; для этого он должен отстраниться от них совершенно, как сказано: «И потому вот чем будет искуплен грех Яакова, и в том будет весь плод очищения от греха его: в том, что будут все камни жертвенника [идолослужения] как известь истолченная» (Йешаяу, 27:9).

3. Человек, который выполняет все условия, с которыми связано возвращение к Г-споду; укрепляет свой разум [в его противостоянии] с вожделениями; постоянно проверяет свои дела; трепещет перед своим Творцом и стыдится Его; ощущает всем сердцем, сколь тяжелы его грехи и провинности; осознает величие Того, по отношению к кому он проявлял непослушание и чьи повеления преступал; грехи его – постоянно перед его глазами; он раскаивается в них и просит за них прощения все дни своей жизни – до самого конца ее.

Такой человек достоин в глазах Творца спасения.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

Что же требуется для того, чтобы человек мог совершить тшуву? Он должен знать прежде этого о семи вещах.

1. Он должен ясно осознавать мерзость того, что он совершил. Ведь если у него нет ясности в этом и он сомневается, был ли грех в его поступках, или полагает, что согрешил по ошибке, а не злоумышленно, то он не сможет раскаяться в содеянном и просить прощения, и об этом говорит царь Давид: «Ибо преступления мои я знаю, и мой грех предо мною всегда» (Теилим, 51:5).

2. Человек должен осознать, что сделал нечто дурное и предосудительное. Ведь если он не осознает, что поступки его дурны и деяния его нехороши, то не раскаивается в них и не обязывает себя сделать все необходимое для возвращения; ведь он считает себя согрешившим по ошибке, которому есть чем оправдаться; ведь сказано: «Ошибки [свои] – кто поймет? От грехов [для меня] сокрытых очисть меня» (Теилим, 19:13).

3. Человек должен знать о неизбежной расплате, которая ждет его за его дела; ведь если он не знает об этом, то нет той силы, которая непременным образом привела бы его к раскаянию. Но после того, как ему становится ясно, что он будет наказан, он раскаивается и просит прощения, как сказано: «Ибо после возвращения моего я раскаялся» (Ирмияу, 31:18), и также сказано: «Застыла в страхе пред Тобою плоть моя; судов Твоих боюсь» (Теилим, 119:120).

4. Человек должен знать, что его проступок храним, вписан в книгу его грехов. Не скроется он, не забудется и не простится [просто так], как сказано: «Ведь это хранится у Меня, запечатано в хранилищах Моих» (Дварим, 32:34), и также сказано: «Рукою каждого подписано будет [в день смерти каждый заверяет своей подписью запись о грехах, совершенных им при жизни (см. Раши там)], чтобы дать знать каждому человеку, каковы дела его» (Иов, 37:7). Ведь если человек полагает, что нет над ним надзора и не хранимы [для суда] дела его, он не раскается и не станет просить прощения – из-за того, что наказание приходит не сразу, как сказано: «Ведь не скоро вершится суд над делами злыми – потому полны сердца людей [замыслов] злодейских» (Коэлет, 8:11).

5. Человек должен знать, что возвращение – это средство исцеления его болезни, путь к избавлению от преступлений и недостойных деяний его; знать, что на этом пути он исправит свои ошибки и восполнит потерянное. Ведь если ему не будет ясно все это, он потеряет надежду на прощение Творца благословенного, на Его милосердие, и не будет просить у Него прощения за сотворенное прежде зло, как сказано: «Так сказали вы: преступления наши и грехи наши на нас, и в них мы гнием; как же будем жить?» (Йехезкель, 33:10). И Творец так ответил им через Своего пророка: «Жизнью Моею [клянусь], слово Г-спода Б-га, – разве желаю Я смерти злодея? Лишь возвращения злодея с пути его [хочу], чтобы остался он жив» (там, 33:11).

6. Человек должен подумать о том, сколько благ даровал ему Творец доныне, и о том, чем он воздавал за них – непослушанием вместо благодарности. Он должен сравнить наказание за грех с удовольствием от него и наслаждение наградой в этом мире и в будущем за добрые дела – с тем, что приходится претерпевать при их исполнении, как сказали наши мудрецы, будь благословенна их память: «Сравни ущерб, связанный с исполнением заповедей, с наградой за них, а выгоду от греха – с ущербом от него [наказанием]» (Пиркей Авот, 2:1).

7. Человек должен собраться с терпением, чтобы удерживать себя от привычных ему дурных дел, и принять твердое решение отдалиться от зла в сердце своем и в душе, как сказано: «Надрывайте сердца ваши, а не одежды» (Йоэль, 2:13).

И когда эти семь вещей ясно запечатлеются в сознании грешника, он может вернуться к Г-споду, отойдя от своих грехов.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

Всего имеются четыре основные составляющие тшувы (возвращения).

1. Раскаяние в прежде совершенных грехах.

2. Оставление, отход от них.

3. Признание в них и просьба о прощении.

4. Принятие на себя обязательства, в сердце и в душе, не совершать их более.

Раскаяние – знак того, что дурные дела человека отвратительны ему, как сказано: «Тот, кто познал [мерзость дел своих], отвратится от них и раскается, и оставит после себя благословение» (Йоэль, 2:14); но о том, кто остался верным греху, сказано: «Нет мужа, сожалеющего о нечестии своем» (Ирмияу, 8:6).

И мы видим в отношениях между людьми, что когда человек, провинившийся перед ближним, показывает ему, что сожалеет о своем поступке, это очень помогает ему получить прощение.

Оставление греха – это знак твердой веры в [неотвратимость] воздаяния и наказания, как сказано: «Оставит нечестивец путь свой, и человек коварный – замыслы свои» (Йешаяу, 55:7); о том же, кто остался верным грехам своим, сказано: «За грех грабежа его Я гневался и поражал его; скрывался от него и множил гнев; он же с дерзостью шел дорогой сердца своего» (там, 57:17).

Подобное этому мы видим и в отношениях между людьми: когда кто-то прекращает делать ближнему зло после того, как выразил раскаяние, он делается достойным прощения и того, чтобы грех его был забыт.

Когда виновный просит о прощении, это становится знаком смирения и осознания своей приниженности перед Б-гом, а признание в грехе – причиной простить его, как сказано: «Признающий [свой грех] и оставляющий его – помилован будет» (Мишлей, 28:13), тогда как об обратном тому сказано: «Вот Я сужусь с тобой [общиной Израиля], ибо сказала ты: я не грешила (Ирмияу, 2:35), и еще сказано: «Покрывающий грехи свои – не преуспеет» (Мишлей, 28:13).

Подобное этому мы видим в отношениях между людьми: когда тот, кто провинился перед ближним, смиряет себя перед ним, сознается в своей вине и в причинении зла, просит прощения, а тот видит, что обидчик раскаивается в содеянном, он не медлит с прощением и с тем, чтобы забыть вину товарища, и удаляет из своего сердца память о причиненном ему зле.

Принятие на себя обязательства не повторять грех – это знак того, что человек понимает, насколько дурны были его дела и суровость его греха, как сказано: «Если беззаконие творил я – не буду больше» (Иов, 34:32), и еще сказано: «Ассирия не будет спасать нас [не станем просить у них помощи]… и не назовем более богами нашими изделие наших рук» (Ошеа, 14:4). А о тех, кто [не принимает на себя обязательство не возвращаться к прежнему греху,] сказано: «Сменит ли кожу свою негр, а леопард – свои пятна? Так и вы: сумеете ли сотворить добро – вы, обученные злу?» (Ирмияу, 13:23).

Подобное этому мы видим среди людей: когда тот, кто провинился перед ближним, обязуется не причинять ему более зла, и показывает, что он раскаивается и оставляет дурные дела, и признает, что делал зло, то все это будет достаточной причиной для того, чтобы простить его, и пострадавший простит его вину, и отменено будет наказание.

И когда человек выполнит все четыре основных действия – составляющие тшувы, с условиями, которые мы намереваемся объяснить далее, простит ему Творец его грех и забудет его преступление. И даже если оно принадлежит к числу таких, о которых сказано: «не очистит» [грешника Г-сподь], как, например, ложная клятва (Шмот, 20:7) или грех с женой ближнего (Мишлей, 6:29), Творец облегчит ему наказание в этом мире, улучшит его долю в будущем мире, и будет он причислен к праведникам, как сказано: «И придет в Сион избавитель – и к отвратившимся от греха в Яакове» (Йешаяу, 59:20), и также сказано: «Если возвратишься, Израиль, слово Г-спода, – ко мне возвратишься» (Ирмияу, 4:1), и еще сказано: «Если возвратишься – Я приму тебя, и будешь стоять предо Мною» (там, 15:19).

Перевод – рав П. Перлов, приведено с сокращениями. Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за разрешение использовать их материалы.


http://www.beerot.ru/?p=17880